Программа внеурочной деятельности " Люби и знай родной край"
Программа внеурочной деятельности " Люби и знай родной край"
Программа внеурочной деятельности «Люби и знай родной край» разработана для занятий с обучающимися 7 класса.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и вырос. Программа внеурочной деятельности «Люби и знай родной край» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс не только расширяет знания ребят о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности " Люби и знай родной край"»
Муниципальное образовательное учреждение
средняя школа № 1 р.п. Новоспасское Ульяновская область
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании ШМО зам.директора Директор школы:
учителей по воспитательной работе ________/Головченко Г..В../
Протокол ________/Юдина Н.С./
№__от__________
Руководитель ШМО
/___________/
Программа внеурочной деятельности
для 7 класса
«Люби и знай родной край».
Научно-познавательное направление.
Срок реализации – 1год.
Класс – 7
Составитель: Ананьева
Елена Васильевна
2020-2021 уч.г.
ПОСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Люби и знай родной край» разработана для занятий с обучающимися 7 класса.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и вырос. Программа внеурочной деятельности «Люби и знай родной край» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Ульяновской области, Новоспасского района и поселка Новоспасское. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс не только расширяет знания ребят о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей обучающихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия:
-учащиеся 7 класса.
Цели программы:
сформировать познавательную потребность в познании родного края;
расширить и углубить знания обучающихся о родном крае;
формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий;
воспитывать патриотизм.
Образовательные задачи:
ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляк.
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
воспитание обучающихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса обучающихся к краеведению.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия: 1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа). 2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 35 часов.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеках, проектная деятельность включает проведение, экскурсий, заседаний, викторин, встреч с интересными людьми и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Форма занятий:
групповая работа;
экскурсии;
беседы, викторины;
коллективные творческие дела;
смотры-конкурсы, выставки;
экскурсии, поездки, походы;
трудовые дела.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции обучающихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
Форма контроля знаний:
На внеурочных занятиях применяется без оценочный способ контроля знаний. Обучение осуществляется не ради отметки, у учеников высокая учебно-познавательная мотивация, обусловленная личным выбором, индивидуальной потребностью, интересом к творчеству и познанию.
Отметка отсутствует, но содержательная оценка работы каждого ученика обязательно озвучивается в конце каждого урока и строится на анализе мысленной и письменной деятельности, последовательности и эффективности выполненных действий.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
обогатить кругозор учащихся
усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.
Содержание курса
Введение.
Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год.
2. Краеведческие возможности родного края (2ч.)
Географическая, историческая, экономическая характеристика края. Административное устройство. Растительный и животный мир края.
Основные понятия: рельеф, климат, природная зона, флора, фауна, часовой пояс, уезд, наместничество, губерния, область.
3. История родной школы(3ч.)
История школы.Зкскурсия в школьный музей.
4. Памятники истории и культуры на территории нашего края (3ч.) Конституция РФ об охране памятников. Памятники истории и культуры, их значение.
Основные понятия: памятник, закон, архитектурный ансамбль
5. Понятие родной край (4ч.)
Территория и границы, рельеф и природа. Топонимика. Улицы нашего посёлка.
Основные понятия: топонимика, ойконимы, гидронимы, агоронимы
6. Земляки и их вклад в Победу (3ч.) Борьба жителей края с иноземными захватчиками. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Новоспасцы на полях сражений.
Основные понятия: война, тыл, герой, память
7. Изучение памятных мест, связанных с жизнью В.И. Ленина (3ч.)
Личность в истории. Образ Ленина в художественных произведениях.
Основные понятия: история, личность, вождь
8.Изучение памятных мест, связанных с жизнью писателей, художников, архитекторов Симбирска-Ульяновска (7ч.)
Великие архитекторы Симбирска: Ф.О.Ливчак, А.А.Шодэ, Ф.Е.Вольсов. Писатели – симбиряне: Н.М. Языков, И.А.Гончаров, Н.М.Карамзин. Художник А.Пластов, Архангельский. Знамениты люди современного Ульяновского края.
Основные понятия: архитектура, стиль, ансамбль, наследие, история, творчество
9. Современный посёлок Новоспасское (3ч.)
Знаменитые люди города: врачи, учителя, юристы, поэты Новоспасского
Основные понятия: производство, индустрия, инфраструктура
10. Историко – краеведческие записки(6ч.)
Историко – краеведческий проект «Мой родной край». Виртуальная игра – путешествие. Экскурсия-поход по родному краю.
Учебный план курса
№ п.п.
Название разделов и темы занятий
Количество часов
Количество теории
Количество практики
Контроль
Введение
1
0,5
0,5
Входной контроль
Краеведческие возможности родного края
2
1
1
История родной школы
3
1
2
Памятники истории и культуры на территории нашего края
3
1
2
Понятие родной край
4
0,5
3,5
Промежуточный контроль
Земляки и их вклад в Победу
3
2
1
Изучение памятных мест, связанных с жизнью В.И.Ленина
3
2
1
Изучение памятных мест, связанных с жизнью писателей, художников, архитекторов Симбирска-Ульяновска
7
4
3
Современный посёлок Новоспасское
3
1
2
Историко – краеведческие записки
6
0
6
Итоговый контроль
Итого
35
13
22
Календарно-учебный график
№п/п
Дата
Дата факт.
Наименование разделов и тем
Всего часов
Содержание занятия
Раздел 1.Введение (1 час)
1
Введение
1
Содержание и задачи работы внеурочных занятий. Организация занятий.
Раздел 2. Краеведческие возможности родного края (2часа)
2
Из истории малой Родины
1
Экскурсия в музей
3
Географическая, историческая, экономическая характеристика края.
1
Творческая лаборатория: работа с картой и экономическими данными
Раздел 3. История родной школы (3 часа)
4
История родной школы.
1
Рассказ учителя истории о школе
5-6
Выпускники школы в жизни посёлка
2
Экскурсия в школьный музей
Раздел 4. Памятники истории и культуры на территории нашего края (3 часа)
7
Памятники моего посёлка
1
Виртуальная экскурсия
8-9
Исторические памятники Ульяновска
2
Устный журнал (выступления с презентациями)
Раздел 5. Понятие родной край (4 часа)
10-11
Топонимика
2
Творческая лаборатория : работа в парах с опорой на текст и интернет – ресуры по заполнению таблицы «Топонимы Ульяновской области
12-13
Улицы нашего посёлка
2
Игра - путешествие : по выполнению заданий на маршрутных листах– Ульяновска»
Раздел 6. Земляки и их вклад в Победу (3 часа)
14-15
Новоспассцы на полях сражений
2
Устный журнал (выступления с презентациями): о героях войны и о кавалерах трёх орденов славы
16
Новоспасское в годы войны
1
Рассказ о военном госпитале во время войны, о тружениках тыла
Раздел 7. Изучение памятных мест, связанных с жизнью В.И.Ленина
(3 часа)
17-18
Личность в истории: В.И.Ульянов (Ленин)
2
Лекция о жизни великого земляка, просмотр документального фильма
19
Образ В.И.Ленина в художественной литературе
1
Рассказ учителя литературы о произведениях в которых описана личность вождя пролетариата.
Раздел 8. Изучение памятных мест, связанных с жизнью писателей, художников, архитекторов Симбирска-Ульяновска (7 часов)
20-21
Великие архитекторы Симбирска
1
Знакомство с архитектурой Симбирска
22-23
Великие писатели Симбирска
2
Презентация и короткие сообщения о писателях Симбирского края
24-25
Великие художники Симбирского края
2
Рассказ о Пластове, Н.Сафонове и др. художниках
26
Ульяновск в лицах
1
Презентация о людях спорта, науки и культуры
Раздел 9. Современный посёлок Новоспасское (3 часа)
27-28
Знаменитые люди города: врачи, учителя, юристы, поэты Новоспасского
2
Рассказ о современных жителях посёлка внесших вклад в его развитие
29
Предприятия Новоспасского
1
Экскурсия на предприятия
Раздел 10. Историко – краеведческие записки ( 6часа)
30-31
Сбор краеведческого материала
2
Беседы с жителями посёлка, работа в школьном и краеведческом музях
32-33
Творческий проект «Родной край моими глазами».
2
Создание презентации, кроссвордов и ребусов о своём крае
34
Итоговое занятие
1
Игра «Путешествие в историю»
35
Резерв
1
Экскурсия-поход по красивым уголкам своей малой родины
Предполагаемые результаты реализации программы.
1 уровень:
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности
Метапредметные результаты:
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
2 уровень:
Личностные результаты:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
3 уровень:
Личностные результаты:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Методическое обеспечение.
Печатные пособия.
Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: «Планета», 2013. – 128с.
3. Карпова Т.А. Лето веселого цвета: Стихи. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2009. – 48 с.
4. Край прелестный – это ты...: Учебная хрестоматия по литературному краеведению / Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000. – 256 с.
5. Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие / Под ред. В.Н. Яну-шевского. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2001. – 224 с.
8. Тихонова, А.Ю. Баягине: учеб.-метод. пособие по приобщению учащихся начальных классов к этнокультурным традициям мордвы-эрзя / А.Ю. Тихонова, А.Ф. Сударева, О.В. Салмина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. 100 с.
Список литературы для учащихся
1. Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: «Планета», 2013. – 128с. 2.И. Кондратьева, Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. – 148 с.