kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности " Люби и знай родной край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Люби и знай родной край» разработана для занятий с обучающимися 7 класса.

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и вырос. Программа внеурочной деятельности «Люби и знай родной край» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс не только расширяет знания ребят о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности " Люби и знай родной край"»

Муниципальное образовательное учреждение

средняя школа № 1 р.п. Новоспасское Ульяновская область

Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:

на заседании ШМО зам.директора Директор школы:

учителей по воспитательной работе ________/Головченко Г..В../

Протокол ________/Юдина Н.С./

№__от__________

Руководитель ШМО

/___________/











Программа внеурочной деятельности

для 7 класса


«Люби и знай родной край».



Научно-познавательное направление.



Срок реализации – 1год.

Класс – 7

Составитель: Ананьева

Елена Васильевна




2020-2021 уч.г.

ПОСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа внеурочной деятельности «Люби и знай родной край» разработана для занятий с обучающимися 7 класса.

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и вырос. Программа внеурочной деятельности «Люби и знай родной край» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Ульяновской области, Новоспасского района и поселка Новоспасское. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс не только расширяет знания ребят о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей обучающихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.


Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.


Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия:

-учащиеся 7 класса.


Цели программы:

  • сформировать познавательную потребность в познании родного края;

  • расширить и углубить знания обучающихся о родном крае;

  • формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий;

  • воспитывать патриотизм.






Образовательные задачи:

  • ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляк.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

  • воспитание обучающихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

  • воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса обучающихся к краеведению.


Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.


Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 35 часов.


Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеках, проектная деятельность включает проведение, экскурсий, заседаний, викторин, встреч с интересными людьми и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.


Форма занятий:

  • групповая работа;

  • экскурсии;

  • беседы, викторины;

  • коллективные творческие дела;

  • смотры-конкурсы, выставки;

  • экскурсии, поездки, походы;

  • трудовые дела.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции обучающихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.



Форма контроля знаний:

На внеурочных занятиях применяется без оценочный способ контроля знаний. Обучение осуществляется не ради отметки, у учеников высокая учебно-познавательная мотивация, обусловленная личным выбором, индивидуальной потребностью, интересом к творчеству и познанию.

Отметка отсутствует, но содержательная оценка работы каждого ученика обязательно озвучивается в конце каждого урока и строится на анализе мысленной и письменной деятельности, последовательности и эффективности выполненных действий.
























ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и на­ходить выходы из спорных ситуаций.


Метапредметные результаты:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового ха­рактера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуника­тивных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источ­никах и открытом учебном информационном пространстве сети Интер­нет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность при­знавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


Предметные результаты:

  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

  • обогатить кругозор учащихся

  • усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.






Содержание курса


Введение.

Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год.

2. Краеведческие возможности родного края (2ч.)

Географическая, историческая, экономическая характеристика края. Административное устройство. Растительный и животный мир края.

Основные понятия: рельеф, климат, природная зона, флора, фауна, часовой пояс, уезд, наместничество, губерния, область.

3. История родной школы(3ч.)

История школы.Зкскурсия в школьный музей.

4. Памятники истории и культуры на территории нашего края (3ч.) Конституция РФ об охране памятников. Памятники истории и культуры, их значение.

Основные понятия: памятник, закон, архитектурный ансамбль

5. Понятие родной край (4ч.)

Территория и границы, рельеф и природа. Топонимика. Улицы нашего посёлка.

Основные понятия: топонимика, ойконимы, гидронимы, агоронимы

6. Земляки и их вклад в Победу (3ч.) Борьба жителей края с иноземными захватчиками. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Новоспасцы на полях сражений.

Основные понятия: война, тыл, герой, память

7. Изучение памятных мест, связанных с жизнью В.И. Ленина (3ч.)

Личность в истории. Образ Ленина в художественных произведениях.

Основные понятия: история, личность, вождь

8.Изучение памятных мест, связанных с жизнью писателей, художников, архитекторов Симбирска-Ульяновска (7ч.)

Великие архитекторы Симбирска: Ф.О.Ливчак, А.А.Шодэ, Ф.Е.Вольсов. Писатели – симбиряне: Н.М. Языков, И.А.Гончаров, Н.М.Карамзин. Художник А.Пластов, Архангельский. Знамениты люди современного Ульяновского края.

Основные понятия: архитектура, стиль, ансамбль, наследие, история, творчество

9. Современный посёлок Новоспасское (3ч.)

Знаменитые люди города: врачи, учителя, юристы, поэты Новоспасского

Основные понятия: производство, индустрия, инфраструктура

10. Историко – краеведческие записки(6ч.)

Историко – краеведческий проект «Мой родной край». Виртуальная игра – путешествие. Экскурсия-поход по родному краю.








Учебный план курса

№ п.п.

Название разделов и темы занятий

Количество часов

Количество теории

Количество практики

Контроль

Введение

1

0,5

0,5

Входной контроль

Краеведческие возможности родного края

2

1

1


История родной школы

3

1

2


Памятники истории и культуры на территории нашего края

3

1

2


Понятие родной край

4

0,5

3,5

Промежуточный контроль

Земляки и их вклад в Победу

3

2

1


Изучение памятных мест, связанных с жизнью В.И.Ленина

3

2

1


Изучение памятных мест, связанных с жизнью писателей, художников, архитекторов Симбирска-Ульяновска

7

4

3


Современный посёлок Новоспасское

3

1

2


Историко – краеведческие записки

6

0

6

Итоговый контроль

Итого

35

13

22




Календарно-учебный график


п/п

Дата

Дата факт.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Содержание занятия

Раздел 1.Введение (1 час)

1



Введение

1

Содержание и задачи работы внеурочных занятий. Организация занятий.

Раздел 2. Краеведческие возможности родного края (2часа)

2



Из истории малой Родины

1

Экскурсия в музей

3



Географическая, историческая, экономическая характеристика края.

1

Творческая лаборатория: работа с картой и экономическими данными

Раздел 3. История родной школы (3 часа)

4



История родной школы.

1

Рассказ учителя истории о школе

5-6



Выпускники школы в жизни посёлка

2

Экскурсия в школьный музей

Раздел 4. Памятники истории и культуры на территории нашего края (3 часа)

7



Памятники моего посёлка

1

Виртуальная экскурсия

8-9



Исторические памятники Ульяновска

2

Устный журнал (выступления с презентациями)

Раздел 5. Понятие родной край (4 часа)

10-11



Топонимика

2

Творческая лаборатория : работа в парах с опорой на текст и интернет – ресуры по заполнению таблицы «Топонимы Ульяновской области

12-13



Улицы нашего посёлка

2

Игра - путешествие : по выполнению заданий на маршрутных листах– Ульяновска»

Раздел 6. Земляки и их вклад в Победу (3 часа)

14-15



Новоспассцы на полях сражений

2


Устный журнал (выступления с презентациями): о героях войны и о кавалерах трёх орденов славы



16



Новоспасское в годы войны

1

Рассказ о военном госпитале во время войны, о тружениках тыла

Раздел 7. Изучение памятных мест, связанных с жизнью В.И.Ленина

(3 часа)

17-18



Личность в истории: В.И.Ульянов (Ленин)

2

Лекция о жизни великого земляка, просмотр документального фильма


19



Образ В.И.Ленина в художественной литературе

1

Рассказ учителя литературы о произведениях в которых описана личность вождя пролетариата.

Раздел 8. Изучение памятных мест, связанных с жизнью писателей, художников, архитекторов Симбирска-Ульяновска (7 часов)

20-21



Великие архитекторы Симбирска

1

Знакомство с архитектурой Симбирска

22-23



Великие писатели Симбирска

2

Презентация и короткие сообщения о писателях Симбирского края

24-25



Великие художники Симбирского края

2

Рассказ о Пластове, Н.Сафонове и др. художниках

26



Ульяновск в лицах

1

Презентация о людях спорта, науки и культуры

Раздел 9. Современный посёлок Новоспасское (3 часа)

27-28



Знаменитые люди города: врачи, учителя, юристы, поэты Новоспасского

2

Рассказ о современных жителях посёлка внесших вклад в его развитие

29



Предприятия Новоспасского

1

Экскурсия на предприятия

Раздел 10. Историко – краеведческие записки ( 6часа)

30-31



Сбор краеведческого материала

2

Беседы с жителями посёлка, работа в школьном и краеведческом музях

32-33



Творческий проект «Родной край моими глазами».

2

Создание презентации, кроссвордов и ребусов о своём крае

34




Итоговое занятие

1

Игра «Путешествие в историю»

35



Резерв

1

Экскурсия-поход по красивым уголкам своей малой родины


Предполагаемые результаты реализации программы.

1 уровень:

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности

Метапредметные результаты:

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность при­знавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;


2 уровень:

Личностные результаты:

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Метапредметные результаты:


- освоение способов решения проблем творческого и поискового ха­рактера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

3 уровень:


Личностные результаты:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и на­ходить выходы из спорных ситуаций.


Метапредметные результаты:


- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуника­тивных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источ­никах и открытом учебном информационном пространстве сети Интер­нет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.



Методическое обеспечение.


Печатные пособия.

    1. Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: «Планета», 2013. – 128с.


Цифровые ресурсы.

2. Ульяновская областная библиотека. Краеведение http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99

3. Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова http://uobdu-aksakov.org/

3. Ульяновский туристический информационный центр http://www.simturinfo.ru/obinfo.ht

Список литературы для педагога


1. Венок Н.М. Языкову. Сборник: – Ульяновск: «Симбирская книга», 2002. – 80 с.

2. Волкова П.И., Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях [Текст] / П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.

3. Карпова Т.А. Лето веселого цвета: Стихи. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2009. – 48 с.

4. Край прелестный – это ты...: Учебная хрестоматия по литературному краеведению / Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000. – 256 с.

5. Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие / Под ред. В.Н. Яну-шевского. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2001. – 224 с.

6. Тихонова А.Ю. Региональная культура: образовательный аспект: монография [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006.

7. Тихонова А.Ю. Этнология Симбирско-Ульяновского региона: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УлГУ, 2008.

8. Тихонова, А.Ю. Баягине: учеб.-метод. пособие по приобщению учащихся начальных классов к этнокультурным традициям мордвы-эрзя / А.Ю. Тихонова, А.Ф. Сударева, О.В. Салмина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. 100 с.


Список литературы для учащихся


1. Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: «Планета», 2013. – 128с. 2.И. Кондратьева, Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. – 148 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности " Люби и знай родной край"

Автор: Ананьева Елена Васильевна

Дата: 31.12.2020

Номер свидетельства: 569122

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "ПРОЕКТ «Разработка программы курса внеурочной деятельности "Мой край" "
    ["seo_title"] => string(73) "proiekt-razrabotka-proghrammy-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moi-krai"
    ["file_id"] => string(6) "228862"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441538126"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«Патриотическое воспитание  в  социализации школьников»"
    ["seo_title"] => string(58) "patriotichieskoie-vospitaniie-v-sotsializatsii-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "267518"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450378890"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "«Использование краеведческого материала на уроках истории  с целью патриотического воспитания школьников»"
    ["seo_title"] => string(105) "ispolzovaniiekraieviedchieskoghomatierialanaurokakhistoriistsieliupatriotichieskoghovospitaniiashkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "280597"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453392801"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства