Образовательная программа "Люби и знай родной свой край»
Образовательная программа "Люби и знай родной свой край»
Образовательная программа "Люби и знай свой родной край" дополнительного образования детей. Программа предназначена для учащися 7-8 лет и включает в себя национально региональный копонент. Целью программы является формирование у учащихся интереса к отечественной культуре, познанию истории родного края и т. д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа "Люби и знай родной свой край» »
Образовательная программа
"Люби и знай родной свой край»
дополнительного образования детей
Программа предназначена для учащихся 6-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:Шкляева Г.Е
воспитатель дошкольной группы,
педагог дополнительного образования
В настоящее время происходят кардинальные изменения в обществе и культуре, меняется и возрастает роль музеев в сохранении и интерпретации культурного наследия, расширение и углубление его образовательной функции, в организации досуга.
Следовательно, музей в идеале распространяет и поддерживает в обществе положительное отношение к высшим моральным и нравственным ценностям. Он утверждает их как норму жизни.
Современный музей – это не просто хранитель памяти поколений, это центр образования, коммуникации, культурной информации, способный удовлетворить познавательные, общеэстетические потребности детей, повысить их интеллектуальный уровень, сформировать восприятие ими культурно-исторической среды, ценностное отношение к национальному наследию, нравственность, патриотизм.
Образовательная программа «Люби и знай родной свой край» включает в себя национально – региональный компонент учебных предметов;
Образовательная программа включает следующие разделы:
1. Пояснительная записка.
2. Цель и задачи программы.
3. Содержание программы.
4. Организация и методика.
5. Учебно-тематический план занятий .
Назначение программы:
для обучающихся и родителей (законных представителей) школы данная образовательная программа способствует обеспечению реализации их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся:
учащиеся 1 класса.
Сроки освоения программы: 1 год
Цель программы:
- формирование у учащихся интереса к отечественной культуре, познанию истории родного края, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений; всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы в различных видах музейной деятельности.
Задачи:
1. Воспитание патриотического сознания школьников, гражданского самосознания, высокой нравственности;
2. Вовлечение учащихся в общественно-полезные дела, развитие их инициативы;
3. Приобщение к историческому и культурному наследию своей Родины, формирование представлений о различных сторонах жизни своего края, района.
Актуальность темы:
- воспитание патриотов своей страны;
- ознакомление с жизнью и деятельностью людей, живших на Малой Родине.
Содержание программы
№
Теоретическая часть
Практическая часть
Формы контроля
1
Введение
Знакомство с детьми, с планом работы
2
Здравствуй, музей.
Правила поведения в музее. Сформировать представление о музее.
Ознакомительная экскурсия по музею.
Беседа о правилах поведения в музее.
Знакомство с предметами музея
Игра «Музей в бабушкином сундуке»
3
Моя республика.
Символика УР. Крупнейшие города. Моя любимая деревня.
Экскурсии по улицам деревни Дондыкар. Рассматривание иллюстраций.
Жилище и его внешнее и внутреннее убранство. Ремесла.Одежда.
"Терем, терем, теремок" (знакомство с внешним убранством удмуртской избы)
Настольная игра «Что было и что будет», цель: соотносить одинаковые по назначению современные и старинные предметы домашнего обихода
6
Я и моя семья.
Происхождение своего имени и фамилии. Профессии родителей. Семейные реликвии. Семейные праздники.
Опрос родителей, рассказы детей, рассматривание семейных альбомов
Игра « Дружная семейка»
ход: предложить собрать лепестки ромашки изображением членов семей, или прикрепить фотографии членов семьи на «звездное» облачко
7
Народные праздники и игры.
Изучение удмуртских праздников,гаданий и игр.
Проведение фольклорных и календарных праздников
Досуг «Детские забавы»
8
Город-чудный, город-древний.
Знакомство с историей города Глазова. Архитектурные памятники.
Рассматривание иллюстраций , рассказы, беседы
Игра – эстафета «Легенда старого города», цель: закреплять в игре знания об истории основания города
9
Современный Глазов.
История названий улиц. Предприятия Глазова
Рассматривание фотографий, прослушивание на аудиокассете рассказов родителей , работающих на предприятиях города
Дидактическая игра «Звуковые загадки», цель:закреплять знания детей о труде людей, работающих на глазовских предприятиях, о трудовых операциях, о результатах их труда
10
Наш край в годы войны.
Знакомство с событиями военных лет. Герои войны. Памятник, посвященный погибшим в годы ВОВ.
Экскурсия и уборка территории у памятника, возложение цветов
Фотовыставка
«Мои земляки герои»
11
В гостях у сказки.
Знакомство с удмуртскими сказками, легендами
Чтение сказок, викторины по сказкам
Развлечение «Лопшо Педунь в гостях у детей»
12
Подведение итогов.
Итоги работы кружка
Участие в празднике
Учебно - тематический план занятий
кружка «Краеведик»
для детей 6-7 лет
руководитель Шкляева Г.Е.
№
Наименование разделов, тем
Количество часов
1
1.1
Введение.
Знакомство с целями, задачами, темами
Всего
1
Теория
1
Практика
2
2.1
2.2
2.3
2.4
Здравствуй, музей.
Понятие о музее, виды музеев
Экскурсия в этнографическую комнату
О чем нам рассказал музейный экспонат
Исторические источники
9
1
2
4
2
3
1
1
1
6
2
3
1
3
3.1
3.2
3.3
3.4
Моя республика.
Флаг и герб УР
Национальные цвета Удмуртии
Ижевск-столица Удмуртии
Иднакар
7
2
2
1
2
5
1
1
1
2
2
1
1
4
4.1
4.2
4.3
4.4
Природа нашего края.
Животный мир
Растительный мир
Зеленая аптека
Правила поведения на природе
8
2
2
2
2
3
1
1
1
5
1
1
2
1
5
5.1
5.2
5.3
5.4
Этнография.
Жилище и его внешнее убранство
Жилище и его внутреннее убранство
Ремесла
Одежда
10
3
3
2
2
4
1
1
1
1
6
2
2
1
1
6
6.1
6.2
6.3
6.4
Я и моя семья.
Происхождение своего имени и фамилии.
Профессии родителей.
Семейные реликвии.
Семейные праздники.
7
2
1
2
2
4
1
1
1
1
3
1
1
1
7
7.1
7.2
7.3
7.4
Народные праздники и игры.
Удмуртские праздники
Удмуртские игры
Удмуртские гадания
Удмуртские пословицы и поговорки
7
2
2
2
1
2
1
1
5
1
2
2
8
8.1
8.2
Город-чудный, город-древний.
История города Глазова
Архитектурные памятники Глазова
2
1
1
2
1
1
9
9.1
9.2
Современный Глазов.
Прогулка по Глазову
«Кем быть?»
3
1
2
2
1
1
1
1
10
10.1
10.2
10.3
Наш край в годы войны.
Эти страшные годы...
Память в камне
Я- защитник Родины
6
2
2
2
3
1
1
1
3
1
1
1
11
11.1
11.2
В гостях у сказки.
Тропой преданий
Моя любимая сказка
6
3
3
2
1
1
4
2
2
12
12.1
Подведение итогов.
«Если бы я был волшебником»
6
6
3
3
3
3
Итого
72
34
38
Методическое обеспечение
№
Тема
Форма занятий
Методы и приемы
Дидактический материал
Формы контроля
1
Введение
Беседа
Рассказ
2
Здравствуй, музей.
Понятие о музее, виды музеев
Экскурсия в этнографическую комнату
О чем нам рассказал музейный экспонат
Исторические источники
Беседа
Экскурсия
Самостоятельная работа
Беседа
Объяснение
Наблюдение
Описание экспоната
Рассказ
Памятка «Правила поведения в музее»
Игра «Музей в бабушкином сундуке»
3
Моя республика.
Флаг и герб УР
Национальные цвета Удмуртии
Ижевск-столица Удмуртии
Иднакар
Беседа
Беседа
Занятие-путешествие
Рассказ-экскурсия
Рассказ, рисование
Слайд-шоу
Рассказ
Экспонаты музея, фотографии, просмотр видеоисточников. иллюстрации
Конкурс рисунков "Мой край»
4
Природа нашего края.
Животный мир
Растительный мир
Зеленая аптека
Правила поведения на природе
Практическое занятие
Практическое занятие
Беседа
Рассказ-объяснение, изготовление книжки-самоделки
Экскурсия на природу
Памятка «Как вести себя на природе», фотографии, иллюстрации
Викторина «Знакомые незнакомцы»
5
Этнография.
Жилище и его внешнее убранство
Жилище и его внутреннее убранство
Ремесла
Одежда
Беседа
Беседа
Практическое занятие
Рассказ, дидактические игры
Рассказ, дидактические игры
Рисование, аппликация, конструирование
Настольные, дидактические игры, экспонаты музея
Настольная игра «Что было и что будет», цель: соотносить одинаковые по назначению современные и старинные предметы домашнего обихода
6
Я и моя семья.
Происхождение своего имени и фамилии.
Профессии родителей.
Семейные реликвии.
Семейные праздники.
Беседа
Беседа
Практическое занятие
Рассказ-объяснение
Рассказы родителей в аудиозаписи
Рассматривание семейных альбомов
Документы из семейного архива, фотографии, семейные реликвии
Игра « Дружная семейка»
ход: предложить собрать лепестки ромашки изображением членов семей, или прикрепить фотографии членов семьи на «звездное» облачко
7
Народные праздники и игры.
Удмуртские праздники
Удмуртские игры
Удмуртские гадания
Удмуртские пословицы и поговорки
Практические занятия
Проведение фольклорных и календарных праздников
Просмотр видеозаписей
Досуг «Детские забавы»
8
Город-чудный, город-древний.
История города Глазова
Архитектурные памятники Глазова
Беседа
Беседа
Рассказ
Рассказ
Слайдовая программа
Игра – эстафета «Легенда старого города», цель: закреплять в игре знания об истории основания города
9
Современный Глазов.
Прогулка по Глазову
«Кем быть?»
Беседа
Практическое занятие
Рассказ
Составление альбома
на тему «Работа всякая нужна, работа всякая важна»
Карта города Глазова
Дидактическая игра «Звуковые загадки», цель:закреплять знания детей о труде людей, работающих на глазовских предприятиях, о трудовых операциях, о результатах их труда
10
Наш край в годы войны.
Эти страшные годы...
Память в камне
Я- защитник Родины
Беседа
Экскурсия
Творческая работа
Рассказ
Наблюдение
Ролевая игра
Музейные экспонаты,
детская литература о ВОВ
Фотовыставка
«Мои земляки герои»
11
В гостях у сказки.
Тропой преданий
Практическое занятие
Театрализованная деятельность
Просмотр видеозаписей, рекомендательный список литературы
Развлечение «Лопшо Педунь в гостях у детей»
12
Подведение итогов.
«Если бы я был волшебником»
Практическое задание
Конкурсная программа
Список литературы
Игра «Если бы я был волшебником»
Список литературы:
1.Е.В.Новикова «Реализация принципов комплексно-тематического планирования и интеграции образовательных областей в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно- прикладным искусством удмуртов» Глазов, 2012
2.Кралина Н.П. «Удмуртские народные сказки, мифы и легенды» -Ижевск, 2008