Личностная ориентация педагогического процесса в обучении и воспитании детей дошкольного возраста
Личностная ориентация педагогического процесса в обучении и воспитании детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит его процесс развития личности. Вместе с тем это и период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых-родителей, педагогов. В свою очередь эти люди в какой-то мере также беззащитны, потому что здоровье, развитие образование малыша во многом определяется тем, в каких социально-экономических условиях он живет. На сегодняшний день не смотря на сложное финансовое положение в нашем детском саду созданы условия, которые в целом отвечают санитарно-гигиеническим требованиям. Оборудован физкультурный зал, комнаты психологической разгрузки и национальных традиций, музыкальный зал для театрализованных представлений, проведения утренников, игротек и т.п.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Личностная ориентация педагогического процесса в обучении и воспитании детей дошкольного возраста »
Жаргалова Дарицырен Дамбиевна
Воспитатель младшей группы МБДОУ
«Узонский детский сад «Радуга»»
Дульдургинский район
Личностная ориентация педагогического процесса в обучении и воспитании детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит его процесс развития личности. Вместе с тем это и период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых-родителей, педагогов. В свою очередь эти люди в какой-то мере также беззащитны, потому что здоровье, развитие образование малыша во многом определяется тем, в каких социально-экономических условиях он живет. На сегодняшний день не смотря на сложное финансовое положение в нашем детском саду созданы условия, которые в целом отвечают санитарно-гигиеническим требованиям. Оборудован физкультурный зал, комнаты психологической разгрузки и национальных традиций, музыкальный зал для театрализованных представлений, проведения утренников, игротек и т.п.
С 1 сентября 2013 года мы живем в условиях вступившего в силу Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Нового Закона об образовании. Со вступлением в силу нового закона об образовании дошкольного образования становится полноценным звеном системы непрерывного образования в Российской Федерации. Статус уровня общего образования требует, в соответствии с законодательством об образовании разработки и утверждения Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Следовательно, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования нужен для того, что бы обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста:
- где бы он не проживал на территории России, в большом городе или труднодоступной деревне, на западе или востоке, на юге или на севере нашей страны, в какой бы семье ни воспитывался;
- одинаково хорошие условия дошкольного образования в детском саду;
- такое содержание дошкольного образования, которое обеспечит ребенку полноценное развитие в специфических видах детской деятельности (прежде всего в игре и достижение такого уровня развития, который позволит ребенку быть успешным при дальнейшем обучении.
Личностно – ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания личностно- ориентированных технологий, уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижения личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличии от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы. Развитие ребенка осуществляется только в игре а не в учебной деятельности ФГОС ДО нацеливает на личностно- ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации ОП в дошкольном учреждении.
Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию:
- образование потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития.
- двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения.
- различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально- культурных, климатических и других условий.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметом среда должна обеспечивать и гарантировать:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявлении уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительному самооценку в том числе и при взаимодействий детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственного в образовательной деятельности, осуществлять им поддержку по вопросам образования детей, воспитания, охране и укрепления здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия с детьми, ориентированных на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствии возрастных и индивидуальных особенностей;
- создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разных национально- культурным, религиозным общностям и социальным сетям, а также имеющих различные возможности здоровья РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую функции;
Психологи и педагоги А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, Е.А.Аркин и другие показывают, что для того чтобы игра состоялась, необходимо игровое пространство, в котором существуют игровое действие сюжет и роль. Игровое пространство характеризуется нами на основе теории Л.С.Выготского о воображении как основе творчества. Под игровым пространством мы понимаем не конкретное место, а собирательный образ места, который создается для игры и чаще всего связан со словесным обозначением предметов. Предметно - игровая среда в современном Детского учреждения должна отвечать определенным требованиям – это прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематической и сюжетный повороты, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования. Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существенное влияние на развитие в игре детей.
Составляющие развивающего пространства ДОУ (Ю. М. Горовиц):
1. Пространство интеллектуального развития и творчества:
-игровая комната (имеет стабильное оборудование, ориентированное на определенный возраст);
-универсальная игровая зона – центральная зона ДОУ с высокой степенью трансформируемости пространства и оборудования, с тематическими подзонами: спортивными, игровыми;
-дизайн-студия для занятий художественно-творческой деятельностью.
2. Пространство физического развития:
-зоны моторных и спортивных игр (спортивные площадки с соответствующим оборудованием);
-водная зона (бассейн, души-аттракционы, сауна).
3. Пространство экологического развития:
-ландшафтные зоны (естественный и искусственный рельеф, искусственные водопады, живописные холмики и пр.);
-природная среда (озеленение);
-зоны для сельскохозяйственных работ (огород, теплица);
-зеленые уголки в интерьере групповой комнаты;
-ТАВСО для реализации «экологических программ» (пейзажи в разных климатических зонах, животный мир).
Личностно-ориентированные технологии противопоставлена авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии атмосферу любви, заботы, сотрудники создают условия для творчества самоактуализации личности.
Литература
1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. – М., 2007.