КУКЛА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ.
КУКЛА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ.
Игрушка является важнейшей составляющей любой культуры. "Дитя искренно привязывается к своим игрушкам, - замечал К.Д. Ушинский, - любит их нежно и горячо, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало. Новая кукла, как бы она ни была хороша, никогда не сделается сразу любимицей девочки, и она будет продолжать любить старую, хотя у той давно нет носа и лицо все вытерлось". Кукла побуждает к различным видам деятельности, с ней интересно играть в народные игры, её передают из поколения в поколение.
Ключевые слова: славянская кукла, символ материнства, кукла — оберег, русское наследие, традиции, народная игра, современный мир ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
детский сад №116 комбинированного вида Невского района
Санкт-Петербурга
КУКЛА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ.
Артамасова Галина Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ №116
Невского района города Санкт - Петербург
Санкт-Петербург, 2015 год
Аннотация: Игрушка является важнейшей составляющей любой культуры. "Дитя искренно привязывается к своим игрушкам, - замечал К.Д. Ушинский, - любит их нежно и горячо, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало. Новая кукла, как бы она ни была хороша, никогда не сделается сразу любимицей девочки, и она будет продолжать любить старую, хотя у той давно нет носа и лицо все вытерлось". Кукла побуждает к различным видам деятельности, с ней интересно играть в народные игры, её передают из поколения в поколение.
Ключевые слова: славянская кукла, символ материнства, кукла — оберег, русское наследие, традиции, народная игра, современный мир ребёнка.
КУКЛА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ.
Русская тряпичная куколка простая.
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам родная.
* * *
Лоскуток да ниток катушка.
В умелых руках оживает игрушка.
Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрачивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. Особая роль в этом процессе отводится народному искусству.
Народное искусство, как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к Родине и развивает способности к художественному творчеству. Знание истоков народного творчества, национальной культуры — важная проблема современной педагогики, и чем раньше ребёнок прикоснётся к ней, тем в большей степени сможет проявить себя в будущем, как культурный человек и тем привычней для него будет сохранение, а не разрушение культурного наследия.
К. Д. Ушинский писал, дети должны, начиная с раннего возраста, усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями народного творчества и постоянно играть. Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей важное значение в развитии личности: «Игра есть свободная деятельность дитяти... . В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля». К. Д. Ушинский хотел «обратить внимание на народные игры, разработать этот богатейший источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство» — задача будущих педагогов. Он писал, что большое значение в жизни ребёнка имеют игрушки. «Дети не любят игрушек неподвижных: хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии. Лучшая игрушка для дитяти, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом».
Современные дети часто не представляют, да и не имеют желания узнать «почему так было?», откуда в магазине хлеб, посуда, игрушки? Что такое самовар или лапоть, о которых читают в сказке. Отсюда, часто пренебрежительное отношение к вещам и игрушкам. Нет понимания, что человечество «училось» постепенно, накапливая опыт и передавая его из поколения в поколение, что затрачено много сил на производство. Что сейчас быстро и удобно, не всегда было таким. Сейчас, по истечении многих лет, мы видим, как поменялись предметы быта, изменилась одежда, обувь и игрушки современных детей, в зависимости от них, игры детей.
С самых первых дней жизни человек познаёт окружающею реальность через людей, которые находились рядом, которым он доверяет. Сначала через семью, потом через дошкольное образование. Получая постепенно знания, умения и навыки об истории и культуре у ребёнка формируется представление о природе современных вещей, событиях происходящих вокруг. Он учит выстраивать логические цепочки и понимать происходящее в современном мире с опорой на прошлый опыт. Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними.
Игрушки — важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. Кукла - игровой образ человека, символ, который отражает самобытность и характерные черты создающего её народа. На неё не влияет время, она является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. И стара она, как МИР. Меняются образы, модели платьев, цвет волос , не меняется главное — суть! Через игру с куклой ребёнок не только познаёт материальный мир, социализирует в обществе, учится фантазировать, проявляет инициативу и самостоятельность, в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно — исследовательской деятельности, конструировании и других видах, но и развивается духовно, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. «Народная кукла способствует передаче ребёнку космогонических, нравственных, символических и мифологических знаний» [5, с.9].
Взаимодействие с куклой — актуальная проблема для развития дошкольника, живущего в ритмах современного прогресса. Ребятишек дошкольного возраста смело можно назвать практиками, познание ими мира идёт исключительно чувственно - практическим путём, они хотят самостоятельно всё попробовать.
Русские народные игрушки своими корнями уходят в глубь древнеславянских обрядов и верований являются важнейшей составляющей любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку.
Русская кукла самый загадочный символ России. Это не просто детская игрушка — это неотъемлемый атрибут древних обрядов, вобравший в себя все культурные традиции и обычаи на Руси. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Кукол дарили друг другу даже в знак любви и дружбы.
Каждая семья, кроме повседневных обязанностей по дому и выращивания нового урожая, имело свое ремесло, которое давало дополнительный заработок для семьи. Это были семьи: кузнецов, столяров, бондарей, маляров, плотников, народных умельцев по дереву, лозе, мочалу и так далее. Старшие возили товар на ярмарку, где продавали или обменивали его на необходимые для семьи вещи, продукты и игрушки. И все члены семьи в процессе изготовления товара имели свой вид работы (операцию). Вся семья была вовлечена в этот процесс.
В русских игрушках отразились народные представления о мире, добре, красоте. Особенно ярко они проявляются в тряпичных куклах. Основа куколки - туловище и голова. Их изготавливали из белой ткани. Голова символизировала духовную сущность человека. Одежду куколке делали красивую, ярко и празднично украшали. Кукла эта обережная, берегиня, хранительница доброго духа. Берегиню помещают в комнате так, что бы она смотрела в глубину комнаты, а не на окно или дверь, таким образом кукла-берегиня будет беречь теплоту и доброту в доме. Наличие куклы в доме будет отпугивать нечистую силу и злых духов
И чем больше в избе кукол, тем счастливее семья. Кукол берегли и ими дорожили, их не оставляли на улице, не разбрасывали по дому, а хранили в корзинах, коробах, запирали в ларчики или сундучки. Передавали кукол по наследству, как залог счастливого материнства и семейного благополучия.
В работе с детьми мы отводим значительное место знакомству со славянскими куклами, с богатством русских кукольных традиций, так как они почти полностью исчезли из повседневного быта. Славянские обережные куклы с давних времён «живут» в домах людей всех сословий. Они не только украшают интерьер, внося в него изюминку и живость, но и являются «помощниками» в быту:
домовой — Охранитель,
кукла — оберег Травница,
кукла — оберег Дева — Баба,
кукла помощница Десятиручка,
кукла - оберег Коза — дереза,
кукла — оберег Колокольчик;
кукла Кузьма и Демьян (покровители ремёсел,особенно кузнечного дела);
кукла День — Ночь (берегут порядок в доме);
кукла — оберег Лихоманки (берегли от болезней).
В работе дошкольного образовательного учреждения широко используется метод музейной педагогики, который позволяет познакомить дошкольников с историей и культурой родного города Санкт - Петербурга, расширить способы взаимодействия детей с натуральными предметами быта (игрушками, прялкой, веретеном, керосиновой лампой, рубелем и другие). Родители посещают с детьми Этнографический музей, Музей кукол, Музей игрушек. Усилиями педагогов и родителей были собраны живые наглядные предметы быта русского народа(игрушки, посуда, кухонная утварь, одежда и другие раритетные вещи), предметы искусства и ремесел народных мастеров (вышивки, гончарные изделия, тканные половики, рушники, лоскутные одеяла, люлька, предметы женского и мужского народного костюма и другие).
Совместно с детьми и родителями в группе создан мини — музей «Славянская кукла»,часто организуются выставки на тему «Куколка тряпичная — игрушечка отличная», «Сделали игрушки сами – своими руками», «Наши ручки потрудились — мамы, папы удивились» и другие. Дети с удовольствием мастерят куклы из лоскутков, соломы, лент, ниток, с которыми разыгрывают сценки, спектакли. Также увлечённо воспитанники играют в народные игры, водят хороводы, знакомятся и обыгрывают, заучивают произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, заклички, шутки — прибаутки, скороговорки, песенки и сказки.
Коллекционирование и собирательство стало одной из форм работы коллектива по приобщению дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края. Собранный материал изучается, систематизируется, пополняет экспозиции мини-музея и центров краеведения в группах.
В процессе непосредственно - образовательной деятельности, как сюрпризный момент, используем бабушкин сундук. Он является предметом многофункциональным, в нем хранились – одежда, посуда, украшения, рукоделие, книги, куклы, картины, фотографии.
«В заветный бабушкин сундук
Ты загляни, любимый внук:
Любая вещь из сундука-
Истории семьи строка».
( Золотарева Л.В.)
Из бабушкиного сундука мы выбрали народную игрушку - тряпичную куклу, чтобы узнать историю появления, из чего делали, зачем была придумана обрядовая кукла и кукла-оберег. Достали тряпочки, ниточки, тесёмочки, всё, что связано с женским рукоделием, открыли душу радости, чтобы сделать своими руками игрушку на счастье, здоровье и любовь. В процессе непосредственно - образовательной деятельности у дошкольников формируется усидчивость, заинтересованность, любознательность и целеустремлённость. Ребёнок учится слышать, видеть, понимать, чувствовать, фантазировать и доводить начатое дело до конца. Развивается мелкая моторика, связная речь — все эти качества и навыки пригодятся ребёнку для успешной учёбы в школе. Тряпичная кукла научила детей полюбить народные игры, посещать творческие мастерские при музеях.
Славянская кукла находит отражение в русских народных праздниках, проводимых в ГБДОУ, таких как: «Масленица», «Осень золотая, приди к нам с дарами», «Здравствуй Матушка — Зима!», «Весна — красно солнышко!».
Как показывает опыт работы в данном направлении, взаимодействие дошкольников с куклой эффективно развивает два взаимонаправленных процесса: с одной стороны, ребёнок выражает себя (свои знания и переживания, создаёт воображаемые им образы), а с другой — строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческий отношений и представлений.
Хотелось бы особенно отметить тот факт, что сохранение и возрождение национально – культурного наследия представляется актуальной темой в современной педагогике, что подчеркивается недавно принятым Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО, 2013). В качестве принципов дошкольного образования в ФГОС ДО (2013) выделены: «учёт этнокультурной ситуации развития детей» и «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [ 5, ]. Учёт этнокультурности и социакультурности в воспитании дошкольников, предполагает, в первую очередь, приобщение детей к национальной культуре.
Можно сделать вывод о том, что «тряпичная кукла — игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию. Возрождение рукотворной тряпичной куклы следует оценить как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры» [5 , с.14].
Список литературы:
1. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
2. Мулько И.Ф., Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004
3. Народная кукла как средство приобщения к родной культуре. Аскарова А.// Дошкольное воспитание. 2011. №7. С. 117 – 125.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО, 2013).
Выбираются двое водящих (девочка и мальчик) и назначают одного из них «Маней» с тоненьким голоском, а второго – «Ваней», который говорит басом. (Для большего веселья мальчика можно сделать «Маней», а девочку «Ваней».) Водящим завязывают глаза, иногда кружат вокруг себя. Остальные играющие образуют вокруг водящих круг и берутся за руки. «Ваню» отводят подальше от «Мани» и предлагают ее найти.
Протянув вперед руки, «Ваня» начинает искать и звать: «Где ты, Маня?». «Я здесь», – отвечает «Маня», но сама, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. «Ваня» может принять за «Маню» кого-нибудь из играющих. В этом случае ему объясняют ошибку. Вместе с тем играющие не дают и «Мане» выйти из круга и натолкнуться на что-нибудь. Когда «Ваня» находит «Маню», их заменяют новой парой водящих.
Стоящие в кругу дети не должны подсказывать водящим, где кто находится. Чтобы поймать «Маню», достаточно коснуться ее рукой, не хватая и не удерживая. Если «Ваня» долго не может поймать «Маню», следует предложить им поменяться ролями или уступить место новой паре желающих.
«Жмурки»
Водящий – жмурка – становится в центре. Ему завязывают глаза и поворачивают несколько раз вокруг себя. Происходит диалог жмурки и играющих:
– Где стоишь?
– На мосту.
– Что продаёшь?
– Квас.
– Ищи три года нас.
Участники расходятся по комнате, жмурка идёт их искать. В ходе игры участники не должны сходить со своих мест. Им разрешается приседать, отклоняться, вставать на колени. Если водящий находит и угадывает ребёнка, он передаёт ему роль жмурки.
«Сиди, Яша»
Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза.
Все идут по кругу и поют:
Сиди, сиди, Яша, под ореховым кустом,
Грызи, грызи, Яша, твердые орешки,
Орехи калёные, ядра золочёные.
Далее говорят, хлопая в ладоши:
Чок-чок, удалец! Вставай, Яша-молодец!
Где твоя невеста и в чём она одета?
Как её зовут и откуда привезут?
Яша в это время крутится на месте, когда песня заканчивается, идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в середину. Необходимо узнать, кто перед ним и назвать имя.
Игра-хоровод «Приехала купаленка…»
Приехала купаленка
(дети ходят по кругу)
На семидесяти тележеньках,
Привезла нам купаленка
(наклоняются в круг и разводят руки в стороны)
Добра и здоровья,
(хлопки руками вправо-влево)
Богатства и почести.
(хлопки руками вправо влево).
«У бабушки Маланьи»
Дети идут хороводом, приговаривая:
«У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке:
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей,
С вот такими вот носами,
(показывают жестами)
С вот такими бородами.
Все они сидели,
Ничего не ели,
Делали вот так…»
(воспроизводят действия, показанные Ведущим)
«Платочек»
Дети становятся в круг, не держась за руки. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.
Галя по садочку ходила,
Свой платочек там уронила.
Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его.
Обошла тут Галя садочек,
Ищет голубой свой платочек.
Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками).
Не горюй, подруженька Галя!
Мы платочек твой разыскали
Под малиновым под кусточком,
Под зелененьким под листочком.
Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.
«Ярмарка»
Дети стоят в кругу. Это – «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов – красного, оранжевого, зеленого, синего, желтого, фиолетового и так далее. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он – «покупатель». Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:
Ваня, Ваня, покружись,
Всем ребятам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей!
Стоп!
На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала «стрелка», спрашивает «покупателя»:
– Что угодно для души?
Все товары хороши!
Ведущий «делает заказ»:
– Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок)
Теперь ребёнок, «принявший заказ», должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.
– На тебе грушу, – говорит продавец и протягивает жёлтый кубик.
Ход игры может быть разным – смена покупателя через определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ (детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребёнком, по очереди изображая покупателя и продавца.
Приложение 2.
Кукла Крупеничка.
В основе куклы — маленькая киса с гречей (в старину кисой называли кожаный или холщовый мешок с круглым дном для хранения сыпучих продуктов, горловина которого затягивалась веревочной петлей). Куклу наряжали в традиционный русский женский костюм южных областей России. Мешочек для куклы Крупенички делают из отбеленного льняного или хлопкового полотна. Горловину мешочка перетягивают толстой суровой нитью или тонким шнурком.
Первые горсти отборной гречихи для посева брали из потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. С горстью этой крупы новому урожаю старались передать сбереженные силы кормилицы земли. После уборочной страды куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы рядом с иконами, верили, что только тогда следующий год будет сытным и достаточным. Куклу любовно звали Крупеничкой.
К концу XIX века истоки обряда были частично утрачены или искажены. Мешочек стали зашивать наглухо. Для его наполнения использовали пшено, горох и другие основные сельскохозяйственные культуры. В связи с этим появились и другие имена Крупенички: Зерновушка, Горошинка.
Сегодня кукла Крупеничка переживает второе рождение. Исследования дошкольных психологов выявили строгую зависимость между развитием пальцев рук ребенка и речевой активностью. Активизация речевых центров мозга через тактильное воздействие на кончики пальцев в процессе игры лежит в основе современной куклы Крупенички. В Германии для детей 2-3 лет налажено промышленное производство тряпичных кукол, наполненных шариками.
Столбушка
Это — самая древняя кукла .
Кукла простая в изготовлении. Из названия можно понять способ изготовления ее основы. Материал: или береста, плотно свернутая в трубочку, или скрутка из ткани — плотной или мягкой. Основа-столбик используется при изготовлении самых разных куколок, которых делали и сами малыши, и их старшие братья и сестры. Кукол по дому не разбрасывали —их аккуратно хранили в сундуках.
Украсить закрутку можно разными способами: заплести косу, ярко нарядить, вышить передник, сделать затейливый поясок, придумать необычный головной убор. Настроение куколки может меняться в зависимости от игры, придуманной малышом.
Традиционная народная игрушка универсальна, она открывает перед ребенком большие возможности для творчества.
Пеленашка - самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая куколка оберегала сон малыша.
Народные куклы-обереги
Существует большое количество кукол, каждая из которых несет свой сакральный смысл:
Кукла Зерновушка символизировала благополучие и достаток в доме. Наполняли ее крупой, а в узелок прятали монетку.
Веснянка – кукла с яркими лентами в волосах, символизируют праздник весеннего равноденствия.
Берегиня – это та самая кукла, которую делала будущая мама для своего ребенка. Эта кукла сопровождает человека от рождения до смерти (часто ее даже хоронили вместе).
День и Ночь – куклы, оберегающие дом. Они связаны между собой и совершенно одинаковы. Только одна черная, а другая белая. С переменой времени суток, члены семьи разворачивали куклу той или иной стороной.
Бессонница – эту куклу делали ребенку, если он начинал капризничать и плохо спал. Из двух кусочков ткани мама сворачивала такую куклу-оберег. При этом приговаривают «Сонница - бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой». Куклу эту хранили в доме. Не выбрасывали. В подарок на именины делали куклу Ангелочка. Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла - оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше - для крыльев и совсем маленький - для нимба.
Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево - тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева.
Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.
Веснянка (Авдотья-весновка)
Сороки - День весеннего равноденствия. Это ещё один переломный день в народном календаре. В это время по древним приметам из Рая - Вырия прилетает стайка первых птиц - сорок жаворонков. Птица - символ этого праздника. Поющие птицы - свистульки, в которые свистят дети, закликают Весну - Красну. Здесь наблюдается модель связи образов. В звуках поющих обрядовых птиц, глиняных и берестяных свистулек - магические звуковые заклинания, молитва, обращенная к богам. Важным атрибутом праздника является обрядовое печенье в виде фигурок птиц и печенье в виде маленьких лестниц, ведущих к небу, к верховному божеству. Куклы - веснянки, в виде двух антропоморфных фигурок, перевязанных ленточкой, дополняют символику этого праздника.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА
«СКРУТКА»
Многие с детства знают сказку А. Н. Афанасьева “Василиса Прекрасная”:
“В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: ”Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью”… Когда мать умерла, отец Василисы женился на злой мачехе, которая невзлюбила свою падчерицу. Она изводила ее, заставляя делать всю домашнюю работу. Однако “Василиса все переносила безропотно, и с каждым днем все хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели сложа руки, как барыни. Как же это так делалось?
Василисе помогала ее куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчивает ее, приговаривая: «На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?» Куколка покушает, да потом и даёт ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет, за Василису… Хорошо было жить ей с куколкой”… Вот эта кукла помогла Василисе пережить много горя и пройти через все испытания, которые готовили ей мачеха и Баба-Яга. Берегла свою куколку Василиса, и “…по конец жизни своей всегда носила в кармане”.
Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Появляясь на свет, первое, что видел в своей люльке новорожденный ребенок, - это куклу-закрутку, которую к его рождению делала мать. Женщина, когда подходило время родить, уединялась и делала эту куклу, думая о своем будущем ребенке, желая ему светлой и легкой жизни. Бережно скручивая ткань, она как бы вкладывала в эту куклу любовь и ласку к своему ребенку, создавая своими руками тело куклы, руки, голову. В народе есть поверье - если беременная женщина часто и много смотрит на красивое, приятное, то и ребенок будет пригожим и красивым. Поэтому и куклу женщина делала аккуратно, бережно, одевала в яркие, красивые одежды. Готовую куклу укладывала в колыбель, где она дожидалась рождения ребенка, оберегая это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ними во сне, и в играх.
Подрастая, дети тоже начинали сами “вертеть” таких кукол. Во многих домах их насчитывали десятками, и считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке. Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу. Если платье получается красивым, а наряд гармоничным, значит, девочка готова уже серьезно обучаться шитью взрослой одежды и ее можно отдавать в учебу к мастерице. Многие девушки к свадьбе шили свой наряд сами, а это уже серьезная и кропотливая работа.
И, наоборот, если девочка не проявляет старания в изготовлении куклы и в другой работе, говорили: “Да она до сих пор в куклы играет!” и считали неумехой. Рановато им было вставать в девичий свадебный хоровод, и серьезную работу не поручали.
Красивая кукла, с любовью, сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой. Умиротворение и радость приходят, когда играешь с такой куклой, сделанной из мягких хлопчатобумажных и льняных тряпочек. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже…Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.
Изготовление куклы
Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку - рулик. Это будет “тулово” нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива. Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу “скрутку” ниткой или веревочкой. Далее делаем голову и руки. Берем такой же квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей. Накрываем “скрутку” по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет лицо куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.
Делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой. Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. В зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены. Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были “безликими”. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства. Основа куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куклу рядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева. Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка. Остальные детали одежды и украшения куклы - дело вкуса хозяйки! Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку. Ведь она сделана с любовью.