kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кто такой дефектолог и чем он занимается с детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель-дефектолог (коррекционный педагог) занимается с детьми, имеющими отклонения в развитии, имеющими  задержку психического развития (ЗПР). Его основная задача — это обучение и воспитание детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кто такой дефектолог и чем он занимается с детьми.»

Консультация для родителей


Кто такой дефектолог и какую работу он проводит с детьми?


Учитель-дефектолог (коррекционный педагог) занимается с детьми, имеющими отклонения в развитии, имеющими задержку психического развития (ЗПР). Его основная задача — это обучение и воспитание детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

  • Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

(все возрастные группы)

Основная задача познавательного развития детей с ЗПР – формирование у них восприятия и целостного представления о различных явлениях и предметах окружающей действительности. Ознакомление с окружающим миром приведет к существенным сдвигам в умственном развитии детей лишь в том случае, если дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи обогащают чувственный опыт ребенка, учат его быть внимательным к тому, что его окружает; повышает уровень и объем чувственного познания: ощущения, восприятие, речь, представления.

Основная задача занятий по ознакомлению с окружающим миром – расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности; ребенок знакомится с основами безопасности жизни, экологическими знаниями.


  • Развитие элементарных математических представлений

(все возрастные группы)

При отборе содержания и методов обучения математике учитываю возрастные особенности и особенности психического развития ребенка. На каждом возрастном этапе с детьми провожу работу по следующим направлениям:

- величина

- форма

- цвет

- количество и счет

- ориентировка в пространстве

- ориентировка во времени.


  • Подготовка к обучению грамоте

(подготовительная к школе группа)

Важнейшими задачами подготовки к обучению грамоте детей с ЗПР являются: развитие способности к различению звуков в слове на слух; правильная и отчетливая артикуляция звуков; звуки гласные и согласные, их артикуляция и звучание; согласные твердые и мягкие, сопоставление парных звуков по артикуляции и звучанию;ознакомление с печатными буквами и соотнесение звука и буквы;последовательное выделение звуков в двусложных и многосложных словах с открытыми и закрытыми слогами (например, луна, кубики, утка, кукушка); в односложных и многосложных словах со стечением согласных в слоге (например, волк, слон, скрипка); условно-графическая схема звукового состава слова, алгоритм последовательного вычленения звуков из слова по готовой условно-графической схеме и без нее; замена буквами фишек, обозначающих гласные звуки; создание детьми условно-графических моделей звукового состава слов под руководством педагога и самостоятельно; практическое деление слов на слоги;

условно-графическое обозначение предложения;вычленение слова из предложения, условно-графическое обозначение предложения и входящих в него слов; термины: слово, предложение.

  • Сенсомоторное развитие

(средняя группа).

Основой занятий по этому блоку являются дидактические игры на развитие ручной моторики и упражнения по сенсорному воспитанию.

На занятиях решаю задачи по развитию ручной умелости, отрабатываются согласованность действий обеих рук, дифференцируются движения пальцев.

Совершенствование двигательных функций ребенка происходит на основе подражания взрослому и действий с предметами.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию направлены на развитие:

- зрительного восприятия (восприятие, формы, восприятие величины, восприятие цвета, формирование целостного образа предмета, восприятие пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия);

- слухового восприятия (развитие неречевого и речевого слуха).


В структуру каждого занятия включаю игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.


Фронтальная, подгрупповая работа с детьми обеспечивает такие условия развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребенка, приведут в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике дошкольника.

При поступлении детей в группу я провожу диагностическое обследование каждого ребенка на протяжении трех этапов:

  • 1-ый этап (сентябрь): выявление особенностей психического развития (познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы).

На данном этапе определяю и уровень обученности детей, степень сформированности знаний, умений, навыков; собираю анамнестические сведения о развитии ребенка, изучаю условия воспитания в семье.

Анализ результатов позволяет сформировать подгруппы детей для проведения коррекционной работы, выстроить своеобразные «уровневые» программы обучения, воспитания, развития. Данные, полученные в результате комплексного изучения ребенка, позволяют мне подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приемы педагогического воздействия, определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.

  • 2-ой этап (две недели января): выявление особенностей динамики развития. В программу вношу коррективы, также дополняю сведения, полученные в начале учебного года.

  • 3-ий этап (две недели мая): определяется динамика и результаты работы за год, а также составляю прогноз относительно дальнейшего развития ребенка. На основе результатов осуществляется перевод ребенка в дальнейшую возрастную группу или выпуск в школу.

По результатам анализа диагностического обследования детей составляю план индивидуальной коррекционно-развивающей работы на предстоящий учебный год.

Основное внимание, прежде всего, уделяется формированию психологических механизмов для усвоения знаний, психологический базис для развития мышления и речи, созданию условий для формирования возрастных новообразований в психике. В своей работе, в том числе и на индивидуальных занятиях стараюсь отобрать и совместить образовательные, коррекционные и развивающие задачи.

Помимо фронтальных подгрупповых занятий я ежедневно провожу индивидуальную работу с детьми.

На индивидуальных занятиях по средствам специально отобранных методов и приемов развиваю основные виды памяти и внимания, уровни восприятия и мышления, воображение;

- стимулирую развитие учебной мотивации и познавательной активности;

- совершенствую двигательные функции: развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков;

- закрепляю основные понятия, изученные на подгрупповых занятиях, усвоенных ребенком не в достаточной степени;

- провожу проверку домашнего задания;

- закрепляю основные понятия по ранее изученным темам;

- отрабатываю с ребенком основной материал по темам, пропущенные им по причине болезни или иным семейным обстоятельствам.

На своих занятиях использую разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.

Необходимо также отметить, что я работаю в тесном контакте с воспитателями, психологом, музыкальным работником, физкультурным руководителем, медицинской сестрой .

Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.

Мне, как учителю-дефектологу, важно сформировать «предпосылки» мышления, память, внимание, различные виды восприятия, развивать зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в массовой школе.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кто такой дефектолог и чем он занимается с детьми.

Автор: Жданова людмила Заяутдиновна

Дата: 30.08.2021

Номер свидетельства: 586069

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с без речевыми детьми с интеллектуальной недостаточностью "Моя семья""
    ["seo_title"] => string(123) "konspiektzaniatiiapooznakomlieniiusokruzhaiushchimmiromsbiezriechievymidietmisintielliektualnoiniedostatochnostiumoiasiemia"
    ["file_id"] => string(6) "290567"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454985041"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Задержка речи у ребенка (советы логопеда)"
    ["seo_title"] => string(48) "zadierzhka_riechi_u_riebienka_soviety_loghopieda"
    ["file_id"] => string(6) "345268"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474560734"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Разработка мероприятия "Мы немножко подросли""
    ["seo_title"] => string(44) "razrabotkamieropriiatiiamyniemnozhkopodrosli"
    ["file_id"] => string(6) "270546"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451163665"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Разработка мероприятия "Мы немножко подросли""
    ["seo_title"] => string(45) "razrabotkamieropriiatiiamyniemnozhkopodrosli1"
    ["file_id"] => string(6) "270547"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451163672"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Тема: "Дислексия. Дар или проблема?" "
    ["seo_title"] => string(35) "tiema-dislieksiia-dar-ili-probliema"
    ["file_id"] => string(6) "146254"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419146021"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства