kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краеведческая работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведческая работа в группах детского сада.Методы и приемы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Краеведческая работа»

Краеведческая деятельность ДОУ как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края.

Введение.

  1. Теоретические основы краеведческой деятельности как средства приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края.

  1. Понятие о краеведческой деятельности и определение культуры.

1.2 Условия, способствующие приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.

II.  Практическая часть.

  1. Заключение.

Список литературы.

Введение

         Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к родному краю, Родине, чувства гордости за нее.

Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к своей малой родине имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес.

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

Актуальность темы «Краеведческая деятельность ДОУ как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края» характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.

Цель работы: выявить совокупность педагогических условий, способствующих приобщению детей дошкольного возраста к культуре и истории родного края.

В рамках данной темы выдвинуты следующие задачи:

1.Проанализировать литературу по вопросам приобщения детей дошкольного возраста к культуре и истории родного края.

2.Определить степень влияния краеведческой деятельности, местного краеведческого материала на воспитание у дошкольников любви к родному краю.

3.Рассмотреть педагогические технологии приобщения детей к истории и культурному наследию родного края.

  1. Теоретические основы краеведческой деятельности как средства приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края.

1.1 Понятие о краеведческой деятельности и определение культуры.

Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Соприкосновение ребенка с социальным миром происходит на фоне приобщения к культуре и истории родного края.

Психологические исследования (Л.В. Выготский, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.) показывают, что приобщение личности к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности.

Наш Казахстан богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ. И наша задача - через краеведческую деятельность приобщить детей  к его культуре.

Краеведение ─одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – Казахстан, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.

Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.

1.2 Условия, способствующие приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.

 Вопросы приобщения детей к культуре различных народов поднимались в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Выдвигая идеи воспитания детей в новых условиях, они призывали педагогов внедрять в практику воспитания прогрессивные народные традиции - пропаганду национального искусства, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников; наполнять новым содержанием традиции народного воспитания, ибо настоящей считали ту педагогику, которая повторяет педагогику всего общества.

Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:

-экскурсии в музей

-уроки знакомства с историко-архитектурными памятниками города и края;

-оформление стенгазет «К родному краю с любовью»

-конкурсы лучших чтецов «С чего начинается Родина?»


При этом должны соблюдаться условия:

1. Непосредственное участие в краеведческой деятельности и взрослых, и детей.

2. Использование народного опыта непосредственно в жизни детей (сбор лекарственных трав, работы на садово-огородном участке);

3. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

4. Немаловажную роль в развитии патриотизма и любви к родине должна играть семья. Именно здесь должны закладываться базовые ценности и прививаться любовь к родному краю.

  1. Направления, формы, принципы, методы и приемы краеведческой деятельности.

Краеведческая деятельность как средство приобщения детей к культуре родного края может развиваться по ряду направлений:

- Историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное и др.).

- Естественно - научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.).

- Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)

- Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристических походов).

- Спортивный туризм (совершение спортивных туристических походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода)

- Музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея)

- Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий)

- Семейное краеведение.

Организационные формы краеведческой деятельности:

-  краеведческие кружки, работающие на базе детских садов;

-  музейные коллективы, работающие на базе музеев детских садов;

-  выставки рисунков, фотографий, макетов, поделок, компьютерных произведений,

 - встречи с известными людьми;

- знакомство с бытом и традициями, с календарно-обрядовыми праздниками, с  фольклором народов Казахстана, писателями и поэтами.

- Составление «Генеалогического дерева своей семьи» может быть дополнено рассказами о традициях в семье ребенка.

Основная идея краеведческой деятельности  заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

В основу этой идеи легли следующие принципы:

1. Принцип историзма.

Он реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сведения их к трем временным измерениям: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая с детьми историю родного края, знакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

2. Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

3. Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

4. Принцип интегративности.

Предполагает  сотрудничество с семьёй, центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.

5. Принцип наглядности.

Заключается в изготовлении пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала для того, чтобы донести до детей информацию интересно и доступно.

Немаловажным фактором при ознакомлении детей с родным городом и краем является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает идеалы, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус.

Предметно-развивающая среда выполняет две важные функции: информационную и развивающую.

Следует отметить различные приемы приобщения детей дошкольного возраста к культуре и истории родного края.

К первой группе методов мы относим следующие приемы: объяснение, напоминание, сравнение, сопоставление, проблемные вопросы, выдвижение гипотез, загадок, обучение детей постановке вопросов, аргументации, рассуждениям («если, то»), доказательствам.

Ко второй группе методов относятся приемы: сюрпризные моменты, введение народных и сказочных персонажей, разыгрывание ролей, создание ситуации успеха, постановка детей в позицию воображаемого героя.

 К третьей группе методов относятся творческие задания, составление коллажа, «родового дерева»; коллекционирование атрибутов народного быта.

Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.

  1. Практическая часть.

Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности.

Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формулируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.

С целью приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края я разработала рабочую программу «Мой родной город» .

Основная идея деятельности заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города – Петропавловска, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

Цель программы: расширять знания детей об истории и культуре Петропавловска, прививать интерес к прошлому своего города, воспитывать патриотические чувства.

 Задачи:

- развивать у детей эмоционально – ценностное отношение к своей малой родине,

- формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому Невьянска, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т.д.), воспитывать уважение и гордость за свой родной город.

Реализуя рабочую программу, следует использовать различные средства и методы ознакомления дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Прежде всего, это наблюдения, экскурсии, целевые прогулки.

Планируемый результат

 - выпускник ДОУ имеет понятие о родословной семьи; семейных традициях; проявляет уважение к старшим членам семьи,

  - может рассказать о достопримечательностях Петропавловска,

          - имеет представление о символах Казахстана:  гербе и гимне,

        - может рассказать об истории названия города, его прошлом.

Тематическое планирование к рабочей программе «Мой родной город»

срок

тема

1

сентябрь

Знакомство с городом.

2

сентябрь

История возникновения Петропавловска.

3

октябрь

Здания родного города

4

октябрь

По улицам города.

5

ноябрь

Транспорт на улицах города

6

ноябрь

Животные родного края

7

декабрь

Путешествие к достопримечательностям Петропавловска.

8

декабрь

 Моя улица.

9

январь

Архитектура прошлого и настоящего города.

10

февраль

Памятные места города.

11

февраль

Промышленность родного города.

12

март

Достопримечательности столицы Астана..

13

март

Герб и гимн Казахстана.

14

апрель

Природа родного края.

15

апрель

Народные промыслы. Мастера своего дела.

16

май

Экскурсия «Памяти героев Отечества посвящается»

  1. Заключение.

Итак, в современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, история народа - то, что составляет фундамент становления личности.

Дошкольный возраст является благоприятным для осуществления краеведческой работы по приобщению детей к культуре родного края, т.к. именно в этом возрасте дети наиболее интенсивно начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Краеведческая работа

Автор: Страшко маргарита Васильевна

Дата: 07.11.2018

Номер свидетельства: 484118

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "«Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки» "
    ["seo_title"] => string(85) "vospitaniie-patriota-i-ghrazhdanina-opyt-kraieviedchieskoi-raboty-vozhatoi-doo-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "133695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416569087"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Краеведческая работа как средство формирования  проектно – исследовательских умений учащихся "
    ["seo_title"] => string(107) "kraieviedchieskaia-rabota-kak-sriedstvo-formirovaniia-proiektno-issliedovatiel-skikh-umienii-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "113386"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1410083291"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ   С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛА  КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ:  «ЗЕМЛЯ РЯЗАНСКАЯ"
    ["seo_title"] => string(91) "matiematichieskiiezadachisispolzovaniiemmatierialakraieviedchieskoirabotyziemliariazanskaia"
    ["file_id"] => string(6) "255522"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447946349"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "научно-методическая разработка "Краеведческая работа в начальных классах как одно из средств патриотического воспитания младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(158) "nauchno-mietodichieskaia-razrabotka-kraieviedchieskaia-rabota-v-nachal-nykh-klassakh-kak-odno-iz-sriedstv-patriotichieskogho-vospitaniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "116520"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412512613"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Московский городской конкурс исследовательских краеведческих работ "Отечество""
    ["seo_title"] => string(80) "moskovskii_ghorodskoi_konkurs_issliedovatiel_skikh_kraieviedchieskikh_rabot_otie"
    ["file_id"] => string(6) "370211"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481832173"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства