Просмотр содержимого документа
«Краеведческая работа»
Краеведческая деятельность ДОУ как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края.
Введение.
Теоретические основы краеведческой деятельности как средства приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края.
Понятие о краеведческой деятельности и определение культуры.
1.2 Условия, способствующие приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.
II. Практическая часть.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к родному краю, Родине, чувства гордости за нее.
Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к своей малой родине имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес.
В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Актуальность темы «Краеведческая деятельность ДОУ как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края» характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.
Цель работы: выявить совокупность педагогических условий, способствующих приобщению детей дошкольного возраста к культуре и истории родного края.
В рамках данной темы выдвинуты следующие задачи:
1.Проанализировать литературу по вопросам приобщения детей дошкольного возраста к культуре и истории родного края.
2.Определить степень влияния краеведческой деятельности, местного краеведческого материала на воспитание у дошкольников любви к родному краю.
3.Рассмотреть педагогические технологии приобщения детей к истории и культурному наследию родного края.
Теоретические основы краеведческой деятельности как средства приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края.
1.1 Понятие о краеведческой деятельности и определение культуры.
Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Соприкосновение ребенка с социальным миром происходит на фоне приобщения к культуре и истории родного края.
Психологические исследования (Л.В. Выготский, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.) показывают, что приобщение личности к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности.
Наш Казахстан богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ. И наша задача - через краеведческую деятельность приобщить детей к его культуре.
Краеведение ─одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – Казахстан, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.
Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.
1.2 Условия, способствующие приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.
Вопросы приобщения детей к культуре различных народов поднимались в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Выдвигая идеи воспитания детей в новых условиях, они призывали педагогов внедрять в практику воспитания прогрессивные народные традиции - пропаганду национального искусства, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников; наполнять новым содержанием традиции народного воспитания, ибо настоящей считали ту педагогику, которая повторяет педагогику всего общества.
Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:
-экскурсии в музей
-уроки знакомства с историко-архитектурными памятниками города и края;
-оформление стенгазет «К родному краю с любовью»
-конкурсы лучших чтецов «С чего начинается Родина?»
При этом должны соблюдаться условия:
1. Непосредственное участие в краеведческой деятельности и взрослых, и детей.
2. Использование народного опыта непосредственно в жизни детей (сбор лекарственных трав, работы на садово-огородном участке);
3. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
4. Немаловажную роль в развитии патриотизма и любви к родине должна играть семья. Именно здесь должны закладываться базовые ценности и прививаться любовь к родному краю.
Направления, формы, принципы, методы и приемы краеведческой деятельности.
Краеведческая деятельность как средство приобщения детей к культуре родного края может развиваться по ряду направлений:
- Историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное и др.).
- Естественно - научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.).
- Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)
- Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристических походов).
- Спортивный туризм (совершение спортивных туристических походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода)
- Музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея)
- Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий)
- Семейное краеведение.
Организационные формы краеведческой деятельности:
- краеведческие кружки, работающие на базе детских садов;
- музейные коллективы, работающие на базе музеев детских садов;
- выставки рисунков, фотографий, макетов, поделок, компьютерных произведений,
- встречи с известными людьми;
- знакомство с бытом и традициями, с календарно-обрядовыми праздниками, с фольклором народов Казахстана, писателями и поэтами.
- Составление «Генеалогического дерева своей семьи» может быть дополнено рассказами о традициях в семье ребенка.
Основная идея краеведческой деятельности заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.
В основу этой идеи легли следующие принципы:
1. Принцип историзма.
Он реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сведения их к трем временным измерениям: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая с детьми историю родного края, знакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.
2. Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
3. Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
4. Принцип интегративности.
Предполагает сотрудничество с семьёй, центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.
5. Принцип наглядности.
Заключается в изготовлении пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала для того, чтобы донести до детей информацию интересно и доступно.
Немаловажным фактором при ознакомлении детей с родным городом и краем является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает идеалы, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус.
Предметно-развивающая среда выполняет две важные функции: информационную и развивающую.
Следует отметить различные приемы приобщения детей дошкольного возраста к культуре и истории родного края.
К первой группе методов мы относим следующие приемы: объяснение, напоминание, сравнение, сопоставление, проблемные вопросы, выдвижение гипотез, загадок, обучение детей постановке вопросов, аргументации, рассуждениям («если, то»), доказательствам.
Ко второй группе методов относятся приемы: сюрпризные моменты, введение народных и сказочных персонажей, разыгрывание ролей, создание ситуации успеха, постановка детей в позицию воображаемого героя.
К третьей группе методов относятся творческие задания, составление коллажа, «родового дерева»; коллекционирование атрибутов народного быта.
Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.
Практическая часть.
Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности.
Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формулируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.
С целью приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края я разработала рабочую программу «Мой родной город» .
Основная идея деятельности заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города – Петропавловска, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.
Цель программы: расширять знания детей об истории и культуре Петропавловска, прививать интерес к прошлому своего города, воспитывать патриотические чувства.
Задачи:
- развивать у детей эмоционально – ценностное отношение к своей малой родине,
- формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому Невьянска, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т.д.), воспитывать уважение и гордость за свой родной город.
Реализуя рабочую программу, следует использовать различные средства и методы ознакомления дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Прежде всего, это наблюдения, экскурсии, целевые прогулки.
Планируемый результат
- выпускник ДОУ имеет понятие о родословной семьи; семейных традициях; проявляет уважение к старшим членам семьи,
- может рассказать о достопримечательностях Петропавловска,
- имеет представление о символах Казахстана: гербе и гимне,
- может рассказать об истории названия города, его прошлом.
Тематическое планирование к рабочей программе «Мой родной город»
№
срок
тема
1
сентябрь
Знакомство с городом.
2
сентябрь
История возникновения Петропавловска.
3
октябрь
Здания родного города
4
октябрь
По улицам города.
5
ноябрь
Транспорт на улицах города
6
ноябрь
Животные родного края
7
декабрь
Путешествие к достопримечательностям Петропавловска.
8
декабрь
Моя улица.
9
январь
Архитектура прошлого и настоящего города.
10
февраль
Памятные места города.
11
февраль
Промышленность родного города.
12
март
Достопримечательности столицы Астана..
13
март
Герб и гимн Казахстана.
14
апрель
Природа родного края.
15
апрель
Народные промыслы. Мастера своего дела.
16
май
Экскурсия «Памяти героев Отечества посвящается»
Заключение.
Итак, в современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, история народа - то, что составляет фундамент становления личности.
Дошкольный возраст является благоприятным для осуществления краеведческой работы по приобщению детей к культуре родного края, т.к. именно в этом возрасте дети наиболее интенсивно начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут.