Консультация на тему: Педагогические условия и средства развития познавательных интересов у детей с задержкой психического развития.
Консультация на тему: Педагогические условия и средства развития познавательных интересов у детей с задержкой психического развития.
Педагоги определили условия, способствующие эффективности воспитания познавательной активности детей:
- высокий научный и методический уровень деятельности педагога;
- высокая организация учебно-познавательной деятельности детей, опирающаяся на научные основы построения деятельности, на ее существенные стороны.
- благоприятная атмосфера отношений в деятельности и общении педагога с детьми, определяющая высокую познавательную активность через социальный фактор обучения, которое определяется в значительной мере позицией педагога.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация на тему: Педагогические условия и средства развития познавательных интересов у детей с задержкой психического развития.»
Педагогические условия и средства развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Педагоги определили условия, способствующие эффективности воспитания познавательной активности детей:
- высокий научный и методический уровень деятельности педагога;
- высокая организация учебно-познавательной деятельности детей, опирающаяся на научные основы построения деятельности, на ее существенные стороны.
- благоприятная атмосфера отношений в деятельности и общении педагога с детьми, определяющая высокую познавательную активность через социальный фактор обучения, которое определяется в значительной мере позицией педагога.
Таким образом, для формирования познавательной активности необходимо создание специальных ситуаций, с большим количеством возможных способов действия. Основой познавательной активности является познавательная деятельность, так как дети познают всё в деятельности. А деятельность не возникает без познавательных потребностей. Для проявления ребёнком познавательной активности нужен познавательный интерес. Только при наличии всех этих компонентов возможно формирование у дошкольника познавательной активности.
Средства развития познавательных интересов
Занятия как эффективное средство формирования познавательной активности у детей с задержкой психического развития. Занятия являются основной формой организации процесса обучения в детском саду. Именно на занятиях создаются условия для усвоения детьми достаточно сложных знаний, умений и навыков для формирования разных способностей детей. Оно даёт возможность создавать ситуации с большим количеством способов действия, стимулируют проявление познавательной активности. Занятия организованные определённым образом позволяют повысить уровень познавательной активности.
Значительное место на занятиях отводится тренировочным игровым упражнениям, играм на внимание, на отработку быстроты зрительной, слуховой и двигательной реакции. Различные игровые упражнения на повышение интереса, эмоционального тонуса, активизирующие работоспособность должны присутствовать на разных этапах занятия. В середине занятия, когда у детей с задержкой психического развития падает работоспособность или возникают трудности в переключении на новый вид деятельности, в занятие необходимо включить элементы игры, что поможет снять интеллектуальное напряжение. Важно обучать детей в совместной деятельности обращаться за помощью и использовать ее, спрашивать и отвечать на вопросы, выполнять указания.
2. Современные мультипликационные герои как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития.
Источником знаний и побудителем к действию становятся не только реально существующие предметы, явления, но и игры, которые являются зеркалом окружающей ребенка жизни. Детская игра напрямую связана с переосмыслением мультфильмов, использованием их сюжетов в игре.
Мультипликационный фильм можно использовать с целью воспитания.
Например «Смешарики» – это дружная семейка забавных круглых персонажей, каждый из которых имеет круг личных увлечений. Особое внимание при создании сериала уделяется использованию природных форм и цветов, которые переключают внимание ребенка на многообразие окружающего мира.
Педагогическое сопровождения дошкольников в проекте «Смешарики» имеет своей целью повышение эффективности развития и воспитания ребенка в духе толерантности и ненасилия, а также формирования у дошкольников познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, навыков конструктивного взаимодействия с окружающими, а также основ безопасности жизнедеятельности.
Не нужно забывать и о методах и приёмах, повышающих познавательную активность. Ю.К. Бабанским выделено три основные группы методов обучения:
Первая группа методов – методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной и мыслительной деятельности детей, среди которых особое место занимают методы, направленные на формирование интереса к учению.
Вторая группа методов – организация и осуществление учебно-познавательной деятельности. Использование этого метода позволяет детям получить доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам вещей, повысить интерес к познавательной деятельности и активизируют детей на занятие. Заставляют детей размышлять, делать выводы, анализировать материал занятия.
Третья группа методов – методы организации контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности детей.
Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что именно на занятие создаются методические условия для развития всех психических процессов, познавательного интереса, потребностей, а, следовательно, познавательной активности.
Таким образом, занятия являются эффективным средством для формирования познавательной активности и мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития.