Консультация к педагогическому совету «Организации сотрудничества с родителями» - «Технология подготовки и проведения родительских консультации»
Консультация к педагогическому совету «Организации сотрудничества с родителями» - «Технология подготовки и проведения родительских консультации»
Тимоховец Жанна Адамовна
ГККП ДО №8 «Сказка»
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
Консультация к педагогическому совету «Организации сотрудничества с родителями» - «Технология подготовки и проведения родительских консультации»
В жизни каждого человека семья является первой устойчивой группой родных и близких людей, играющих главенствующую роль, первой ступенькой становления его самосознания. Здесь ребенок приобретает умения и навыки в общении, здесь закладывается нравственный облик и профессиональное самоопределение.
Современное дошкольное образование представляет собой открытое пространство основными участниками этого открытого пространства являются специалисты (как представители общественного воспитания), дети и их родители (как представители семейного воспитания). Участие родителей в данном образовательном пространстве, на мой взгляд, является основополагающим.
Родители являются первыми педагогами для ребенка. Поэтому, дошкольные учреждения для установления доверительно-делового контакта с семьей стали искать новые формы работы.
Очевидной становится важность дальнейшего совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества ДО и семьи для всестороннего развития ребенка.
Важнейшая задача педагогического коллектива – повышение уровня воспитательных умений родителей.
Вашему вниманию предлагается описание технологии подготовки и проведения родительских консультации, которые являются звеном в совместной работе педагогов и родителей. Отличие наших консультации от традиционных состоит в следующем.
- Они носят неформальный характер.
- Все участники обсуждения (и родители, и педагоги) занимают равноправное положение и одинаково активны.
- Положительный эмоциональный фон создается за счет просмотра игр, занятий с детьми в группах или видеозаписей разных форм работы с дошкольниками в рамках обсуждаемой темы.
- Обязательной является рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения.
- Чтобы ответить на все интересующие родителей вопросы, организуются консультации. Иногда сам педагог видит необходимость провести консультацию по той или иной теме.
Консультации - плановые и неплановые - бывают индивидуальными и групповыми. Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. Например, мать обеспокоена плохим аппетитом ребенка и хочет получить консультацию врача. Если подобное явление отмечается и у других детей, организуется групповая консультация. О сроке проведения неплановой консультации педагог заранее договаривается с родителями.
Плановые консультации проводится в детском саду систематически в определенные дни и часы (3-4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих по детскому саду). План консультации составляется воспитателями в начале года на основе годового плана детского сада и вывешивается на стенде для сведения родителей каждой возрастной группы.
Консультация позволяет обсудить достаточно глубоко какой-то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом воспитания других родителей и сделать выводы для воспитания своего ребенка. Продолжительность консультации 30-40 мин.
Тематика консультаций разнообразна. Она определяется задачами всестороннего воспитания детей и потребностями родителей (какие вопросы они задают, какие трудности испытывают).
Планируя консультации, надо учитывать уровень подготовленности родителей в вопросах воспитания. Молодым родителям полезно рассказать о значении примера взрослых в воспитании ребенка, о единстве требований к ребенку, о том, как организовать игровой уголок, как приучить малыша к самостоятельности; родителям, имеющим двух и более детей,- о распределении обязанностей между детьми, воспитании ответственности за порученное дело, о дружбе между братьями и сестрами и т. п.
На этапе подготовки консультации мы определяем, зачем приглашаем родителей, какой результат хотим получить от встречи, поэтому цели обсуждаются всеми педагогами, четко формулируются и записываются. Предварительное обсуждение целей необходимо для того, чтобы воспитатели, психолог, врач и другие специалисты смогли интегрировать свои усилия, но не дублировать друг друга.
Формулируя и записывая цели, надо стараться избегать слов «должны», «обязаны», «следует». Д.Карнеги подчеркивал, что мысли, содержащие указанные слова, приводят людей в напряженное состояние, а консультация предполагает состояние раскрепощенности всех участвующих.
Вопросы, задаваемые родителями на консультациях, могут иногда стать темой родительского собрания. Так, например, анкетирование показало, что многих родителей волнуют вопросы воспитания послушания. В связи с этим на родительском собрании можно сделать доклад на данную тему.
Консультации должны отвечать определенным требованиям.
- При проведении консультации очень важно, чтобы родители чувствовали искреннюю заинтересованность педагога в формировании личности ребенка, чтобы были уверены, что он не ради любопытства расспрашивает и советует, а хочет помочь родителям вырастить ребенка хорошим человеком.
- Рекомендации, советы, даваемые родителям, должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности ребенка.
- Каждая консультация должна давать родителям что-то новое, полезное, расширять их педагогические знания.
- Успех консультации во многом зависит от такта, чуткости и отзывчивости педагога по отношению к родителям, от умения убеждать.
Консультация, как и беседа, требует подготовки, так как родителей не удовлетворяют общие ответы. Вдумчивый, серьезный педагог никогда не станет мимоходом разрешать серьезные вопросы воспитания ребенка, а пригласит родителей для специального разговора, подготовившись к которому сможет дать исчерпывающий ответ.
После консультации ее текст в виде кратких тезисов хорошо поместить на стенде для родителей.
В ходе консультирования следует побуждать родителей, других членов семьи к высказыванию своего мнения, постановке и обсуждению вопросов.
- Все большее распространение получают консультации-практикумы, на которых родители приобретают практические знания и умения, например, как устроить веселую елку в семье, как сделать те или иные пособия и др.
- Привлекают родителей групповые консультации типа «Вопросы и ответы». Родители заранее готовят вопросы, на которые они хотят получить ответ. Воспитатели под руководством директора детского сада собирают их, группируют по темам и продумывают кандидатуру консультанта.
Возможно и так называемое заочно консультирование: в родительском уголке имеется ящик, куда взрослые члены семьи опускают записки с вопросами. Ответы на них педагоги помещают на стенде.
Уже можно говорить о положительных результатах работы в нашем детском саду:
- Детский сад имеет достаточно высокий рейтинг у родителей и педагогов других дошкольных организаций.
- Родители поддерживают нас и охотно откликаются на наши предложения и начинания.
- Анализ результатов проведения и анкетирования родителей подтвердил результативность избранной формы взаимодействия.
- Родители регулярно (при этом многие с удовольствием) посещали консультации (явка родителей в среднем составляла 70-80 %).
- Практически во всех группах родители активно включались в обсуждение педагогических проблем, связанных с воспитанием собственного ребенка.
- Большинство стремились выразить свое мнение и отношение к консультации на этапе рефлексии.
- Родители стали чаще включаться в педагогический процесс; участвовали в совместных спектаклях, праздниках, вечерах, спортивных мероприятиях, занятиях, играх и т.п.
Нам представляется важным дальнейший поиск новых форм взаимодействия ДО с семьей, а также отработка механизмов взаимодействия детского сада с образовательными и социальными институтами и организациями в интересах, детей и семьи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация к педагогическому совету «Организации сотрудничества с родителями» - «Технология подготовки и проведения родительских консультации»»
Тимоховец Жанна Адамовна
ГККП ДО №8 «Сказка»
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
Консультация к педагогическому совету «Организации сотрудничества с родителями» - «Технология подготовки и проведения родительских консультации»
В жизни каждого человека семья является первой устойчивой группой родных и близких людей, играющих главенствующую роль, первой ступенькой становления его самосознания. Здесь ребенок приобретает умения и навыки в общении, здесь закладывается нравственный облик и профессиональное самоопределение.
Современное дошкольное образование представляет собой открытое пространство основными участниками этого открытого пространства являются специалисты (как представители общественного воспитания), дети и их родители (как представители семейного воспитания). Участие родителей в данном образовательном пространстве, на мой взгляд, является основополагающим.
Родители являются первыми педагогами для ребенка. Поэтому, дошкольные учреждения для установления доверительно-делового контакта с семьей стали искать новые формы работы.
Очевидной становится важность дальнейшего совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества ДО и семьи для всестороннего развития ребенка.
Важнейшая задача педагогического коллектива – повышение уровня воспитательных умений родителей.
Вашему вниманию предлагается описание технологии подготовки и проведения родительских консультации, которые являются звеном в совместной работе педагогов и родителей. Отличие наших консультации от традиционных состоит в следующем.
- Они носят неформальный характер.
- Все участники обсуждения (и родители, и педагоги) занимают равноправное положение и одинаково активны.
- Положительный эмоциональный фон создается за счет просмотра игр, занятий с детьми в группах или видеозаписей разных форм работы с дошкольниками в рамках обсуждаемой темы.
- Обязательной является рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения.
- Чтобы ответить на все интересующие родителей вопросы, организуются консультации. Иногда сам педагог видит необходимость провести консультацию по той или иной теме.
Консультации - плановые и неплановые - бывают индивидуальными и групповыми. Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. Например, мать обеспокоена плохим аппетитом ребенка и хочет получить консультацию врача. Если подобное явление отмечается и у других детей, организуется групповая консультация. О сроке проведения неплановой консультации педагог заранее договаривается с родителями.
Плановые консультации проводится в детском саду систематически в определенные дни и часы (3-4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих по детскому саду). План консультации составляется воспитателями в начале года на основе годового плана детского сада и вывешивается на стенде для сведения родителей каждой возрастной группы.
Консультация позволяет обсудить достаточно глубоко какой-то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом воспитания других родителей и сделать выводы для воспитания своего ребенка. Продолжительность консультации 30-40 мин.
Тематика консультаций разнообразна. Она определяется задачами всестороннего воспитания детей и потребностями родителей (какие вопросы они задают, какие трудности испытывают).
Планируя консультации, надо учитывать уровень подготовленности родителей в вопросах воспитания. Молодым родителям полезно рассказать о значении примера взрослых в воспитании ребенка, о единстве требований к ребенку, о том, как организовать игровой уголок, как приучить малыша к самостоятельности; родителям, имеющим двух и более детей,- о распределении обязанностей между детьми, воспитании ответственности за порученное дело, о дружбе между братьями и сестрами и т. п.
На этапе подготовки консультации мы определяем, зачем приглашаем родителей, какой результат хотим получить от встречи, поэтому цели обсуждаются всеми педагогами, четко формулируются и записываются. Предварительное обсуждение целей необходимо для того, чтобы воспитатели, психолог, врач и другие специалисты смогли интегрировать свои усилия, но не дублировать друг друга.
Формулируя и записывая цели, надо стараться избегать слов «должны», «обязаны», «следует». Д.Карнеги подчеркивал, что мысли, содержащие указанные слова, приводят людей в напряженное состояние, а консультация предполагает состояние раскрепощенности всех участвующих.
Вопросы, задаваемые родителями на консультациях, могут иногда стать темой родительского собрания. Так, например, анкетирование показало, что многих родителей волнуют вопросы воспитания послушания. В связи с этим на родительском собрании можно сделать доклад на данную тему.
Консультации должны отвечать определенным требованиям.
- При проведении консультации очень важно, чтобы родители чувствовали искреннюю заинтересованность педагога в формировании личности ребенка, чтобы были уверены, что он не ради любопытства расспрашивает и советует, а хочет помочь родителям вырастить ребенка хорошим человеком.
- Рекомендации, советы, даваемые родителям, должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности ребенка.
- Каждая консультация должна давать родителям что-то новое, полезное, расширять их педагогические знания.
- Успех консультации во многом зависит от такта, чуткости и отзывчивости педагога по отношению к родителям, от умения убеждать.
Консультация, как и беседа, требует подготовки, так как родителей не удовлетворяют общие ответы. Вдумчивый, серьезный педагог никогда не станет мимоходом разрешать серьезные вопросы воспитания ребенка, а пригласит родителей для специального разговора, подготовившись к которому сможет дать исчерпывающий ответ.
После консультации ее текст в виде кратких тезисов хорошо поместить на стенде для родителей.
В ходе консультирования следует побуждать родителей, других членов семьи к высказыванию своего мнения, постановке и обсуждению вопросов.
- Все большее распространение получают консультации-практикумы, на которых родители приобретают практические знания и умения, например, как устроить веселую елку в семье, как сделать те или иные пособия и др.
- Привлекают родителей групповые консультации типа «Вопросы и ответы». Родители заранее готовят вопросы, на которые они хотят получить ответ. Воспитатели под руководством директора детского сада собирают их, группируют по темам и продумывают кандидатуру консультанта.
Возможно и так называемое заочно консультирование: в родительском уголке имеется ящик, куда взрослые члены семьи опускают записки с вопросами. Ответы на них педагоги помещают на стенде.
Уже можно говорить о положительных результатах работы в нашем детском саду:
- Детский сад имеет достаточно высокий рейтинг у родителей и педагогов других дошкольных организаций.
- Родители поддерживают нас и охотно откликаются на наши предложения и начинания.
- Анализ результатов проведения и анкетирования родителей подтвердил результативность избранной формы взаимодействия.
- Родители регулярно (при этом многие с удовольствием) посещали консультации (явка родителей в среднем составляла 70-80 %).
- Практически во всех группах родители активно включались в обсуждение педагогических проблем, связанных с воспитанием собственного ребенка.
- Большинство стремились выразить свое мнение и отношение к консультации на этапе рефлексии.
- Родители стали чаще включаться в педагогический процесс; участвовали в совместных спектаклях, праздниках, вечерах, спортивных мероприятиях, занятиях, играх и т.п.
Нам представляется важным дальнейший поиск новых форм взаимодействия ДО с семьей, а также отработка механизмов взаимодействия детского сада с образовательными и социальными институтами и организациями в интересах, детей и семьи.