kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании экологической культуры дошкольника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности.  Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве. Задача взрослого – помочь ребенку сделать правильные выводы о закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных, формировать понимание того, что человек – часть природы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании экологической культуры дошкольника"»

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска

«Детский сад №441 комбинированного вида»








Консультация для родителей

«Роль семьи в воспитании экологической культуры дошкольника»







Воспитатель: Клюг Нина Николаевна














г. Новосибирск

  1. О роли природы в развитии ребенка дошкольного возраста.

Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г.Песталоцци отмечал, что это источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям». Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает умение делать выводы, воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи. Каждый момент знакомства с природой – это урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает у него удивление, радость, восторг, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, часто оставляют неизгладимый след, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.

Экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве. Задача взрослого – помочь ребенку сделать правильные выводы о закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных, формировать понимание того, что человек – часть природы.




  1. О значении природного окружения для развития речи дошкольника.

Для развития мышления и речи детей необходим богатый чувственный опыт, получаемый ими при восприятии различных предметов, мира природы, общественной жизни. Природа является важнейшим источником для развития речи ребенка.

Прежде всего, мир природы служит материалом для обогащения и активизации словаря ребенка. На занятиях в детском саду, прогулках, экскурсиях дети знакомятся с названиями предметов и явлений, учатся обобщать и анализировать. Ребенок учится находить и определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Это создает предпосылки для таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, описывать, рассказывать.

Большое значение для развития мышления и речи имеют упражнения, в процессе которых дети проводят классификацию предметов. Такие упражнения можно проводить не только дома, но и по дороге в детский сад, в очереди, в транспорте. Например, такие:

  • «Рыба, птица, зверь» .

На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.

  • «Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым …)?»

На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил и т.д.

  • «Отгадай предмет по паре других».

Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: папа, мама – это семья, вода, лягушка - это болото, песок, верблюд - это пустыня и т.д. Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.

  • «Вкусные словечки»

(по аналогии с игрой «Города»). Каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее слово.

  • «Наоборот».

Задается вопрос: «Лес какой?». Необходимо ответить парой слов-антонимов: лес большой- лес маленький, лес старый- лес молодой, лес зимний- лес весенний или взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему антоним.

  • «Найди лишний предмет».

Взрослый предлагает ребенку выбрать один лишний предмет из четырех. Лишний предмет определяется по несоответствию обобщающему понятию: «Волк, белка, баран, еж» (Дикие животные – домашние животные) и т.д.


  1. О пользе экспериментирования для познавательного развития дошкольника.

Целью опытно-экспериментальной деятельности является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации.

Значение исследовательской деятельности для детей можно разделить на 4 этапа.

1) Обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные функции, ребёнок начинает понимать и запоминать многое, и это у него откладывается в памяти естественно.

2) Развивается речь ребёнка, прежде чем что-то сказать, нужно сообразить, сформулировать, сделать.

3) Происходит накопление фонда умственных приёмов - операций, ребёнок при исследовании, при экспериментировании мыслит, он принимает какие- то решения, делает для себя какие-то заключения.

4) Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие- либо предметы и явления для достижения определённого результата.

Элементарные опыты можно проводить и дома. Надо помнить, что эти опыты должны быть всегда яркими, интересными и самое главное, приносили детям пользу, обогащали их в плане развития, в получении информации.

  • «Как растение ищет свет».

Для опыта понадобится: домашнее растение.

Предложите ребенку поставить растение у окна на три дня. Потом необходимо развернуть растение на 180 градусов и оставить еще на три дня. в ходе опыта листья будут поворачиваться к окну.

Вывод: растению необходим свет для здорового роста. Листья движутся за светом.

  • «Изюминки умеют пить».

Для опыта понадобится: стакан воды, 10 изюминок.

Вместе с ребенком насыпьте изюм в стакан с водой и оставьте на ночь. Утром можно наблюдать, как изюминки разбухли и стали гладкими.

Вывод: вода проникает в засохшую изюминку. Изюминка «пьет» воду, разбухает, становится больше.

  • «Дыхание листа».

Для опыта понадобится: цветок в горшке, вазелин.

Намажьте вазелином верхнюю поверхность одних двух листочков и нижнюю поверхность других двух листочков. Ежедневно в течение недели наблюдайте за листьями. В результате опыта листья, на которых вазелин был снизу, завянут. Листья с вазелином сверху не пострадают.

Вывод: листья дышат нижней поверхностью листа, вазелин закрыл доступ воздуху, и листочки завяли. Значит, воздух необходим растениям для жизни.

  • «Живой росток».

Для опыта понадобится: песок, небольшая емкость, верхушки морковок.

Наполните емкость песком. Предложите ребенку обильно полить его водой и посадить верхушки морковок, срезав низ. Поставьте емкость на свет. Поливайте водой в течение недели. В результате опыта на верхушках морковок начнут расти зеленые стебли.

Вывод: в верхушке морковки есть основание стебля и часть корня. Значит, из части корня или отростка ветки можно вырастить новое растение.


  1. О роли домашних животных для нравственного воспитания ребенка.

Между человеком и животным существует древняя связь. Наши взаимоотношения отражены в искусстве и описаны в литературе. Люди могут приписывать своим питомцам человеческие качества и зачастую домашние животные действительно становятся преданными друзьями и помощниками.

Особенно благотворно домашние животные влияют на детей. С животными в доме у детей расширяются возможности общения. Щенок, котенок, хомячок или другие питомцы - непременный участник игр ребенка, и это очень важная часть процесса развития.

Животные способствует формированию и развитию личности ребенка. Они положительным образом влияют на интеллектуальное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание и физического развития

Поэтому для ребенка нужно создавать условия в которых он как можно больше контактировать с животными, изучать их особенности, поведение, наблюдать за их повадками. Малышу можно дать первые представления о многообразии живых существ. Особое внимание надо уделить различиям между животными, их связи с условиями жизни.

Животные могут являться и источником эстетического воспитание, развития. Натуральная и естественная красота побуждает к творческой деятельности. С вои впечатления от общения с животными ребенок может выразить в работах: стихах, рассказах собственного сочинения и, конечно же в изодеятельности.

В процессе наблюдения, ребенок знакомится с несложными трудовыми операциями. Под руководством взрослых у детей формируются элементарные навыки по уходу за животными. Приобретаются дополнительные сведенья об условиях жизни в природе и в домашних условия.

Животные так же являются источником укрепления здоровья, психического развития: в процессе прогулке с питомцем, в процессе труда дети также совершенствуются физически.

Объясните ребенку правила обращения с животными:

  • Не нужно дергать своего любимца за уши, хвост, лапы и т.д. ему это может не понравится.

  • Никогда не смотрите животному прямо в глаза. Это может быть воспринято как вызов.

  • Нельзя дуть в морду животному. Это может быть воспринято как знак превосходства.

  • Не трогайте животное, когда оно ест.


  1. О роли экскурсий на природу в развитии ребенка. Правила поведения в природе.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребенку кажется, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег-это много красивых снежинок, для него поют птицы. Так дети воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность. У детей проявляется активный интерес к окружающей его природе: животным, растениям, погодным явлениям. Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, сформировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности мышления - важные задачи для всех взрослых. Если рядом находятся взрослые люди, родители, которые удивляются вместе с детьми, учат не только смотреть, но и видеть, то дети захотят узнать еще больше. Для родителей важно расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном мире, взаимосвязи природы и человека, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.

Правила поведения в природе.

  • Приучайте ребят не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.

  • Учите ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным. При необходимости оказывать им помощь.

  • Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека.

  • Учите замечать красоту окружающей природы.

  • Воспитывайте бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии.

  • Когда вы собираете цветы, не следует срывать их больше, чем вы сможете поставить в изящном букете. Приучайте детей не рвать растение с корнем.

  • Ранней весной ходят в лес, чтобы полакомиться сладким березовым соком. Научите детей залечивать раны на березе. Для этого годится садовый вар или обычный пластилин.

  • На вашем пути встретился родничок. Расчистите его, и усталый путник скажет вам спасибо.

  • Знаете ли вы, что грибы лучше не срезать, а осторожно выкручивать, так как в оставшемся пеньке заводятся вредители.

  • Черничку нельзя срывать с веточками. Здоровые побеги вырастут только через 7-8 лет. Кустарник черники живет 300 лет, но плодоносит всего 4-5 лет.

  • Не разрешайте уничтожать мухоморы – и у них свое назначение в природе. Их поедают лоси, чтобы избавиться от глистных заболеваний.

  • Приучайте в лесу ходить по тропинкам, так как можно нечаянно наступить на насекомых.

  • Объясните детям, что на утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои ходы и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают.

  • Объясните детям, почему нельзя разжигать костры в лесу – может возникнуть лесной пожар, и на месте сгоревшего корневища несколько лет ничего не будет расти.

  • Птиц, выпавших из гнезда, не следует подбирать, так как их выкормить почти не возможно. Лучше незаметно уйти, и мать прилетит покормить их.

  • Нельзя трогать муравьиные кучи – так как муравьи – защитники наших лесов.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Клюг Нина Николаевна

Дата: 18.01.2024

Номер свидетельства: 644152

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Педагогический проект «Обитатели водоемов» в средней группе"
    ["seo_title"] => string(69) "piedaghoghichieskii_proiekt_obitatieli_vodoiemov_v_sriedniei_ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "423594"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1498973873"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "План взаимодействия с родителями во II младшей группе."
    ["seo_title"] => string(56) "plan_vzaimodeistviia_s_roditeliami_vo_ii_mladshei_gruppe"
    ["file_id"] => string(6) "484232"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1541621481"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Программа дополнительного образования       «Мир вокруг нас»"
    ["seo_title"] => string(51) "proghrammadopolnitielnoghoobrazovaniiamirvokrughnas"
    ["file_id"] => string(6) "281319"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453495443"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Презентация по теме "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности." "
    ["seo_title"] => string(154) "priezientatsiia-po-tiemie-razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-opytno-ekspierimiental-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "182748"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425581184"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства