kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей "Дидактические игры в развитие устной речи дошкольника".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи детей дошкольного возраста – одна из основных задач познавательно-речевого развития. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослыми и детьми, но и развитие всех компонентов устной речи:

  • формирование словаря (лексика),
  • работа над звуковой культурой речи (звукопроизношение),
  • формирование грамматического строя речи, развитие связной речи,
  • подготовка к обучению грамоте.

   Решать эти задачи помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка. В процессе игр пополняется и активизируется словарь детей, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, формируется правильное звукопроизношение. Основные задачи многих речевых игр составлены так, чтобы научить детей:

  • составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в окружающей жизни,
  • подбирать антонимы, синонимы, слова, сходные по звучанию,
  •  активизировать речь детей при общении в игре,
  • развивать способность аргументировать свои утверждения.

При подборе игр для старших дошкольников необходимо учитывать их возросшие возможности. Предлагаю игры, которые направлены на развитие устной речи дошкольника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Дидактические игры в развитие устной речи дошкольника".»

Развитие речи детей дошкольного возраста – одна из основных задач познавательно-речевого развития. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослыми и детьми, но и развитие всех компонентов устной речи:

  • формирование словаря (лексика),

  • работа над звуковой культурой речи (звукопроизношение),

  • формирование грамматического строя речи, развитие связной речи,

  • подготовка к обучению грамоте.

Решать эти задачи помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка. В процессе игр пополняется и активизируется словарь детей, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, формируется правильное звукопроизношение. Основные задачи многих речевых игр составлены так, чтобы научить детей:

  • составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в окружающей жизни,

  • подбирать антонимы, синонимы, слова, сходные по звучанию,

  • активизировать речь детей при общении в игре,

  • развивать способность аргументировать свои утверждения.

При подборе игр для старших дошкольников необходимо учитывать их возросшие возможности. Предлагаю игры, которые направлены на развитие устной речи дошкольника.

Игры, направленные на развитие словаря.

  

Игра «Скажи наоборот» (игра может проводиться по любой теме).

Цель: упражнять детей в употреблении антонимов.

Материал: мяч или предметные картинки.

Ход игры.

- Ребята, я вам буду говорить слово, бросать мячик, а вы должны придумать слово «наоборот». Например: я говорю вам мелкая речка, а вы мне должны ответить глубокая речка и бросить мячик обратно. Игра может проводиться с картинками. Педагог показывает картинку, например, длинный карандаш, а дети должны сказать короткий карандаш. Кто отвечает правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто наберёт больше картинок.

  

Игра «Что делает».

Цель: закрепить умение детей соотносить действия людей с их профессиями; воспитывать умение быстро думать; активизировать словарь детей за счет слов действий (глаголов).

Ход игры.

- Дети, я работаю в детском саду воспитателем/логопедом. Это моя профессия. Мама Артёма лечит больных, она врач. Это её профессия. Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. 

Что делает повар? Дети – варит, печет, жарит, чистит овощи и др.

Что делает врач? Дети – осматривает людей, слушает, дает лекарство, делает уколы.

За каждый правильный ответ дети получают фишку. Побеждает тот, кто наберёт больше фишек.

  

Игра «Что в чем».

Цель: закрепить название частей предмета.

Материал: на первых этапах игры – предметные картинки, далее - словесные варианты, мяч.

Ход игры.

Педагог бросает мяч и говорит слово, а ребёнок должен в ответ вернуть мяч и назвать часть этого предмета. Например: дом – дети: крыша, труба, стенка, окно и т. д.

 Игры, направленные на формирование грамматического строя речи.

  

Игра «Семейка слов».

Цель: упражнять детей в образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.

Материал: предметная или сюжетная картинка по лексической теме, фишки.

Ход игры.

- Ребята сегодня мы с вами будем играть в интересную игру. Игру со словами. Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (лес) Скажите, какие слова можно ещё придумать, похожие на слово «лес»? (лесник, лесовичок, лесная, лесовик и т. д.) За каждый ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

  

Игра «Один — много».

Цель: упражнять детей в образовании множественного числа.

Материал: мячик

Ход игры.

- Ребята, сегодня мы будем играть со словами. Я вам буду называть предмет, когда он один, и бросать мячик, вы должны поймать мяч и ответить мне, как это слово будет звучать, когда этих предметов много (во множественном числе). Потом вернуть мячик. Например: я говорю «дом», а вы должны ответить «дома». Игра может усложняться. Педагог говорит предложение, где подлежащее в единственном числе, а дети должны сказать это же предложение уже во множественном числе. Например: «На дереве сидит черная ворона», Дети: «На деревьях сидят черные вороны». Эта игра может проводиться по любой лексической теме.

  

Игра «От каждого по словечку» или «Дополни предложение».

Цель: развивать умение составлять длинное предложение сложных конструкций; упражнять в употреблении предлогов.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры.

Педагог показывает картинку, произносит предложение и предлагает детям увеличить его, последовательно прибавляя по одному-два слова.

Например: Мы играем. - Мы играем в футбол. - Мы играем в футбол на стадионе. - Мы играем в футбол на школьном стадионе.

Выигрывает тот, кто придумал самое длинное предложение.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация для родителей "Дидактические игры в развитие устной речи дошкольника".

Автор: Гурьянова Н.Г.Акулина О.Н.

Дата: 23.09.2025

Номер свидетельства: 674572

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_sovriemiennykh_form_mietodov_raboty_v_do_po_razvitiiu_riechi_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "453717"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517335414"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Творческо-исследовательский проект по экологическому воспитанию «Дары осени» для младшей группы детского сада."
    ["seo_title"] => string(110) "tvorchieskoissliedovatielskiiproiektpoekologhichieskomuvospitaniiudaryosienidliamladshieighruppydietskoghosada"
    ["file_id"] => string(6) "304715"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457781271"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Педагогический проект «Обитатели водоемов» в средней группе"
    ["seo_title"] => string(69) "piedaghoghichieskii_proiekt_obitatieli_vodoiemov_v_sriedniei_ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "423594"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1498973873"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Сценарная разработка родительского собрания"
    ["seo_title"] => string(45) "stsienarnaiarazrabotkaroditielskoghosobraniia"
    ["file_id"] => string(6) "292937"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455374869"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства