Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Речь воспитатель и требования к ней"»
Речь – удивительно сильное средство,
но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Гегель)
Все мы знаем, как важно для любого человека иметь правильную, красивую, образную речь. Тем более для педагога, который является образцом для подражания у своих воспитанников. При этом следует помнить, что для дошкольника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления о речи вообще. Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
· Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
· Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
· Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
· Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
· Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
· Ясность речи, то есть ее доступность пониманию слушающего. Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных, детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание. Понятие ясности речи наиболее метко отражено в высказывании римского учителя красноречия Квинтилиана: "Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять".
· Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
· Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Недочеты речи педагога:
- Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;
- Невнятность произношения;
- Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
- Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
- Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
- Нарушения в лексико-грамматическом оформлении;
- Употребление в речи слов – паразитов;
- Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
- Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (щастье) и т.д.;
- Речь с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.;
- Частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п.);
- Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);
- В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;
- Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.
Требования к связной речи педагога и ее лексико-грамматическому оформлению:
- Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;
- Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;
- Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;
- Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений, важно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
- При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия;
Воспитатель должен обратить внимание на следующее:
* Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи;
* Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию;
* Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;
* Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;
* В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;
* Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);
* Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).
Безусловно, знание и соблюдение педагогами названных требований, постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей - дошкольников.
Используемая литература:
1. Колосова И.В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения / И.В. Колосова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009. - №3.
2. Повышение уровня коммуникативной культуры сотрудников ДОУ / // Управление ДОУ. - 2008 - № 4. - С. 29-33.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» Л. Островская «Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь?» - журнал «Дошкольное воспитание» - 1989 год.
4. Скворцов Л.М. Культура русской речи. Словарь-справочник / Л.М. Скворцов. – М.: Издательство «Знание», 1995. – 256 с.
5. Словарь-справочник по культуре устной и письменной речи / Сост. М.Б. Елисеева Б.М. Золик, А.Б. Черепнин, 1996. – 32 с.