Консультация для педагогов
«Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников».
Составила воспитатель первой квалификационной категории воспитатель Цыпышева О. П.
Одна из целей стандарта – обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
Из стен детского сада должен выпускаться полноценно развитый ребенок с крепким физическим и психическим здоровьем, с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному.
Нет совершенно одинаковых детей, у каждого свои склонности, особенности, интересы. Поэтому в воспитании и развитии детей нельзя не учитывать их индивидуальные особенности. И одним из главных принципов педагогики является индивидуальный подход.
Индивидуальный подход – это не разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка и осуществляться в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс. И в первую очередь должен быть нацелен на укрепление положительных качеств и устранения недостатков.
Первый этап индивидуального подхода –
это изучение особенностей ребенка.
• Анатомо-физиологических
• Психических
• Возрастных
• Индивидуальных
Педагогу необходимо знать физическое состояние и развитие детей. Особого внимания требуют дети с врожденными заболеваниями, с хроническими заболеваниями, с ослабленным здоровьем. В каждой группе есть дети с повышенной нервозностью. Такие дети плохо спят, часто плачут, чрезмерно обидчивы.
Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной осанкой. Рассаживать детей за столами следует с учетом особенностей их зрения, слуха, роста, внимания; но через каждые два месяца детей крайних рядов меняют местами.
У некоторых детей отмечается нарушение сна. Они долго не засыпают, просят разрешения встать, спят неспокойно. Обычно это дети нервные, легко возбудимые, им надо также оказывать особое внимание. Чтобы ребенок уснул спокойно, бывает достаточно посидеть возле него, даже подержать за руку, приласкать. Спокойствие воспитателя, его доброжелательность, ласка благотворно действуют на детей с повышенной возбудимостью.
Причиной повышенной чувствительности, нервозности детей может быть неправильное воспитание в семье, проявление родительских чувств. Некоторые родители заласкивают ребенка, без конца его целуют, восхищаются, постоянно стараются доставлять ему удовольствия, избавляют от преодоления самых ничтожных трудностей. В результате нервная система малыша теряет эластичность, не укрепляется, а, наоборот, становится расслабленной и вялой. Если ребенок воспитывается в условиях чрезмерной строгости, это приводит к постоянному напряжению и даже к истощению его нервной системы. Постоянные переходы от ласки к строгости также отрицательно действуют на нервную систему дошкольника.
Нервные дети очень беспокойны, чрезвычайно чувствительны и неусидчивы, с окружающими часто вступают в конфликты. В обращении с такими детьми надо быть ровными и спокойными. Благоприятно влияют на укрепление нервной системы процедуры закаливания, спокойный и достаточный сон, жизнерадостная, спокойная обстановка, посильная деятельность.
Особого внимания требуют дети с физическими недостатками. Они остро чувствуют свою неполноценность, часто неуверенны в себе, держатся замкнуто. У них проявляется недоверие к окружающим, а в некоторых случаях – озлобленность. Теплое участие, а не просто жалость, уважение к маленькому человеку, к его индивидуальности помогут развить все хорошее, что заложено в нем от природы, но без помощи взрослого не проявлялось.
Индивидуальные особенности ребенка связаны с типом его нервной деятельности. Выделяют четыре типа высшей нервной деятельности:
• Холерики
• Сангвиники
• Флегматики
• Меланхолики
Особенности высшей нервной деятельности у дошкольника проявляются более ярко, чем у взрослого.
Свойства нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то один «чистый» тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком и т. д.)
Д ети с неуравновешенным состоянием нервной системы, требуют более внимательного отношения. Конечно, в каждом случае требуются особые методы и приемы, но есть и некоторые общие правила.
Возбудимых детей необходимо оберегать от обилия развлечений, частой смены впечатлений и обстановки. Обращение с такими детьми должно быть всегда только спокойным и ровным. Безразличных, вялых детей нужно приобщить к коллективу, давать им поручения, привлекать к подвижным играм, побуждать к активной деятельности.
Есть довольно много детей застенчивых и нерешительных. Эти черты характера могут быть вызваны не только особенностями нервной системы, но и слабостью физического состояния ребенка. Причиной застенчивости может быть и неправильное воспитание ребенка в семье – подавление его самостоятельности, инициативы.
Работа с семьей – это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи, своевременного предотвращения нежелательных проявлений в характере ребенка. Необходимо согласовывать требования к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном воспитании. Отсутствие единых требований может привести к диаметрально противоположному поведению ребенка дома и в детском саду.
Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.
Застенчивых, замкнутых, робких, нерешительных детей не следует вызывать первыми, а, вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо усвоили, и постепенно переходить к новому, более трудному материалу. Во время занятия нужно использовать игровые приемы, которые также способствуют развитию активности, произвольного внимания, преодолению нерешительности у робких, малоактивных, застенчивых детей.
Часто причиной активности одних и пассивности других детей на занятиях бывает неправильная работа воспитателя. Если он старается спрашивать только развитых, активных, способных детей, чтобы получить от них хорошие ответы, то, по сути дела, он и работает только с этими детьми.
Очень важен индивидуальный подход к детям, которые медленно соображают. Это не значит, что они глупы и ленивы. Они внимательны, аккуратны, послушны, уступчивы, добродушны. Хотя они медленно усваивают, но зато прочно сохраняют все в памяти. В индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность, поощрять их ответы.
Индивидуальными особенностями детей следует также руководствоваться и при рассаживании их на занятиях, при определении каждому места за столом. При этом нужно учитывать особенности их физического, психического развития и поведения. Если у ребенка пониженный слух или зрение, то его обязательно надо посадить ближе, чтобы он мог хорошо видеть и слышать. Воспитатель всегда должен держать таких детей в поле зрения и во время прийти на помощь. Постоянного внимания требуют очень подвижные дети, непоседы, а также молчаливые и пассивные дети. При рассаживании необходимо учитывать также дружеские взаимосвязи детей, но все-таки в первую очередь руководствоваться педагогическими целями, подбирать соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.
Имеет значение и правильная расстановка столов, она должна быть такой, чтобы все дети были в поле зрения воспитателя.
В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются такие нравственные качества, как коллективизм, честность, скромность, гуманность.
При этом очень важно правильное педагогическое руководство игрой, что дает возможность воспитателю косвенно воздействовать на детей, ставить их в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели.
Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии им замысла и умении организовать игру, в способности подобрать нужные материалы, сделать игрушки или атрибуты для игры, в выразительности выполнения той или иной роли, а также в настойчивости достижения поставленной цели.
Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх. Особого внимания к себе требуют застенчивые, нерешительные дети, но и дети активные, с явными организаторскими способностями не должны выпасть из поля зрения воспитателя.
Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Никто не сможет дать рецептов на все случаи жизни, так как сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют некоторые моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям:
• знание и понимание детей;
• любовь к ним;
• основательный теоретический багаж;
• способность педагога размышлять и уметь анализировать.
Чуткость и внимание взрослого к ребенку – это тот светлый родник, который укрепляет его силы, содействует становлению личности. Педагог должен помочь малышу, когда ему трудно, согреть его своей любовью. В работе с детьми воспитатель и сам всегда должен стремиться стать лучше, совершеннее.
Каждый ребенок – это особый мир, и познать его может только тот, кто умеет вместе с малышом разделить его огорчения и тревоги, его радости и успехи. «Не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания» - так говорил и так поступал в своей педагогической деятельности Януш Корчак, педагог, врач, писатель.
Ребенок всегда должен чувствовать тепло сильной руки, слышать биение сердца близкого ему человека, который всегда рядом, всегда поможет, все объяснит и все поймет.