Картинки с правилами безопасного поведения в лесу (А4 - 5 шт)
Раздаточный материал.
Для изготовления обложки: клей-карандаш, вырезки из журналов, картон (А4- 2 шт).
Письмо (15*21) -1 шт
Картинки животных и птиц (15*21- 8 шт)
Карта
Муравейнник в разрезе (А4)
Муравей (А4)
Оформление образовательной ситуации.
1. Мольберт
2. Стол и стулья
3. Дорожки из самоклеющейся бумаги:
- голубая;
- зеленая;
- коричневая с изображением грибов;
- желтая с изображением цветов.
4. Гимнастические дорожки - 6 шт (болото)
5. Деревянные мостики - 5 шт.
6. Проигрыватель
7. Запись звуков
- животных и птиц для детей;
- леса.
Герой: Хозяюшка леса (взрослый)
Ход образовательной ситуации
1)Введение в игровую ситуацию(хочу-могу-надо)
Цель: Создание интересной мотивациик позновательной деятельности
Требования:
Ситуация, включающая детей в игровую деятельность
Обращение к личному опыту детей
Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность
- Ребята, посмотрите, как много гостей. Давайте подойдем к гостям и поздороваемся с ними. Дети подходят и здороваются с ними. (Здравствуйте); (Добрый день)
- Ребята, теперь давайте покажем как мы здороваемся в нашем саду.Проводится игра "Здраствуй друг"
(Здравствуй, друг!
Здравствуй, друг!
Здравствуй весь наш дружный круг!
Я люблю свой детский сад
В нём полным-полно ребят.
Может сто, а может двести,
Хорошо, когда мы вместе
Все на месте все ли тут?
Оглянулись, повернулись
И друг другу улыбнулись.)
Стук в дверь. В зал входит Хозяюшка леса. Звучит музыка леса.
- Добрый день, мои юные друзья! Я Хозяюшка леса. В моих владениях реки и озёра, леса и поля, травы и звери.
Хорошо у нас в лесу в разное время года: осенью - в лесу настоящий праздник. Деревья надевают золотые сарафаны и под шум ветра танцуют осенний вальс; зимой в лесу настоящая сказка – стоят деревья все в серебре будто заколдованные; весной – в лесу слышится звонкое журчание ручейков; а летом – разносятся в воздухе ароматы душистых трав. Разве не чудо? Но только вот в чем беда. Не замечают люди этой красоты. Приходят и губят её. Не жалеют они нас, мы можем погибнуть.
- Ой, беда–то, какая! Ребята, что будет с нашей планетой, если люди не будут беречь леса?
- (Если не будет леса, то нам негде будет отдыхать); (Если не будет леса, то птицам негде будет строить свои гнезда); (Если не будет леса, то у зверей не будет дома); (Если не будет леса, то нам негде будет собирать грибы); (Если не будет леса, то не будет свежего воздуха); (Если не будет леса, то мы не увидим ландыши)
- Чем мы тебе можем помочь, Хозяюшка леса?
- Ребята, я пришла к вам за помощью. Только вы сможете мне помочь. Кто-то разорвал волшебные страницы с правилами поведения в лесу. Многие люди не знают правила и их нарушают. Нужно собрать все листы в одну книгу. Вот вам карта с 5 заданиями. Если вы выполните все задания, то сможете собрать все страницы.
- Ребята, вы хотите помочь Хозяйке леса? (Да.) Вы готовы отправится в лес? (Да) Почему вы так решили? (Потому что, мы смелые,ловкие, умные); (Потому что, мы знаем как себя вести в лесу);(Потому что, мы знаем как составляется книга).
2)Актуализация в игровой ситуации.
Цель:Выделение важных знаний у детей, необходимых для ОНЗ
Требования:
Актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для ОНЗ
- Что неоходимо одеть для того, чтобы отправится в лес?(Нам необходимо правильно одеться.) Хорошо, а что и для чего нам нужно одеть? (Головной убор.) (Он нужен нам, чтобы защитить нас от палящих лучей.) (Чтобы палочки и мусоринки не цеплялись за волосы);(Резиновые сапоги или закрытые ботинки. )(Утром в лесу всегда роса, а в резиновых сапогах ноги не намокнут); (Если будет небольшая лужа, мы её сможем аккуратно перейти); (Резиновые сапоги смогут уберечь от повреждения ноги от сухих сучьев); (Резиновые сапоги смогут уберечь от укусов змеи). (Удобная одежда.) (В плотной одежде из натуральных тканей удобно). (Непромокаемая одежда может спасти от дождя).
- Молодцы ребята!Теперь я знаю, что вы правильно оделись в лес. Ребята, вспомните пожалуйста, что попросила сделать Хозяюшка леса? (Нужно собрать книгу правил.) Молодцы, а скажите мне пожалуйста, из каких частей состоит книга? (Книга состоит из обложки и страниц.)
- Молодцы, мы готовы отправится в лес.
Физкультминутка "Речёвка туриста". Ребята ходят маршируя по кругу.
- Кто шагает с рюкзаком?
(Мы, туристы!)
- Кто со скукой не знаком?
(Мы туристы!)
- Нас вперёд ведут…
(Дороги!)
- Наш девиз:
(«Всегда вперёд!»)
- Эй, ребята,
(Твёрже шаг!)
- Что турист берёт в дорогу?
(Песню, ложку и рюкзак»)Звук пения птиц и животных
- Ребята, скажите пожалуйста, кто такие санитары леса? (Санитары леса - это животные, птицы, насекомые, которые питаются падалью, старыми грибами и ягодами); (Санитары леса - это чистильщики леса); (Они очищают лес).
Дети подходят к мольбертуПравильно, вот вам первое задание: "Какие животные и птицы являются санитарами леса?"Дети подходят к мольберту, где выложены животные и птицы. Выберите картинки. Дети выбирают картинки животных и птиц, являющиеся санитарами леса.
Молодцы, вы справились с первым заданием!Вы получаете первую страницу нашей книги.
Какое правило изображено на странице? (Не разорять гнездо)
3. Затруднение в игровой ситуации
Цель:Организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения
Требования:
Создание ситуации затруднения;
Фиксация в речи причины затруднения
Пойдёмте дальше гулять по лесным тропинкам. Ребята, посмотрите что там впереди?На дороге стоит макет муравейника(Муравейник), (Куча сена)А как вы думаете, для чего нужны муравейники?(Это дом муравьев). Молодцы! А какую пользу приносят муравьи? (Не знаем)Хотите узнать? (Да)
4.Открытие нового знания
Цель: Организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Требования:
Организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
Фиксация нового знания в речи и знаково;
Создание ситуации успеха.
- А кто нам поможет узнать для чего нужны муравейники? Чем полезны муравьи? (Надо спросить взрослого), (Прочитать в книге); (Спросить хозяйку леса) Какой выберем вариант? (Спросим хозяйку леса) Ира, задавай вопрос Хозяйке леса. (Хозяюшка леса, чем полезны муравьи в лесу?)
- Хорошо ребята я раскажу вам о муравьях. Садитесь по удобнее на полянку и слушайте внимательно.На мольберте устанавливается изображение с муравьем.
Муравьев называют лесными санитарами. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых. Может вас еще что-то интересует? (Да) Женя задавай следующий вопрос?(Для чего нужны муравейнники в лесу?) Муравейник На мольберте устанавливается изображение с муравейника в разрезе.
– это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. А теперь вы мне ответьте на вопрос. Почему нельзя разорять муравейники. (Муравейник - это дом муравьев);(Муравьи - это санитары леса); (Если в лесу не будет муравьев, то будет загрязняться лес).
Молодцы, а вот вам еще одна страница книги.
Какое правило изображено на странице? (Не разорять муравейники)
5. Включение нового знания в систему знаний
Цель:Закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях
Требования:
Соответствие используемых игр цели занятия;
Индивидуальные затруднения в играх;
Ситуация успеха в совместной деятельности.
Ребята теперь вы поняли для чего нужны муравьи в лесу. Пошлите дальше. Смотрите, тропинка расходится. По какой мы с вами пойдем? Дети обсуждают. (Мы пойдем по цветочной тропинке.) Пойдемте. Какая красивая полянка с цветами. Как называются эти цветы? (Эти цветы называются ландыши).А что вы знаете о ландышах?(Ландыши занесены в красную книгу); (Их нельзя рвать);(Если человек не будет их беречь, то скоро они исчезнут); (Можно любоваться ими только в лесу);(Они имеют приятный запах);(Они зацветают в начале июня). Какое правило вы знаете про цветы. (Нельзя рвать цветы). Правильно, вот вам страница с этим правилом.
- Мы пришли снова к трем тропинкам. По какой мы с вами дальше пойдем? Дети обсуждают. (Мы пойдем по грибной тропинке.) Пойдемте. Ой, смотрите, что там под деревом? Грибы. А какие грибы? (Съедобные и несъедобные); (Мухоморы,подберезовики;лисички, мухоморы, бледные поганки).Давайте собирем съедобные грибы в корзинку. Дети собирают грибы в корзинку. Молодцы, а что нам нужно сделать с несъдобными грибами? (Их нельзя ломать); (Их нужно оставить); (Несъедобные грибы являются лекарством для животных); (Эти грибы очень красивые, ими можно просто полюбоваться). Какое правило вы знаете о грибах? (Не ломать несъедобные грибы). Какие вы умнички. Держите страницу с этим правилом.
Пойдемте по тропинке. Смотрите тропинка расходится. Нам письмо : "У вас две дороги. Если пойдете по зеленой тропинке, то вам придется идти долго. Если пойдете по голубой тропинке, то она будет короткая, но с испытаниями. Выбирайте" Дети обсуждают. (Мы пойдем по короткой дороге); (Мы смелые и не боимся испытаний). Впереди болото. Вам необходимо пропрыгать по кочкам, а затем проползти под ветками. Дети прыгают по кочкам и пролезают под ветками. Звук леса. Ой, какая полянка, давайте здесь отдохнем. (Здесь очень грязно;) (Всюду разбросан мусор); (Надо убраться, чтобы было чисто). Хорошо. Давайте мы с вами уберемся. Какое вы знаете правило о мусоре. (Нельзя оставлять за собой мусор.) Правильно, за ваше трудолюбие я вам дам последнюю страницу.
- Вот мы и собрали все листочки из книги. А что у нас нет? (У нас нет обложки). Что такое обложка? (Обложка для книги - это плотный лист бумаги). А для чего нужна обложка? (Обложка нужна для защиты от загрязнения страниц); (Она нужна, чтобы узнать о чем книга). Что нам понадобится, чтобы сделать обложку ? (Клей, Картинки о лесе, Картон, Кисточки.) Ребята на картон наклеивают картинки о лесе. Молодцы, мы закончили обложку, теперь что мы должны сделать? (С помощью клея мы соединим все листочки в одну книгу.)Соеденяют с помощью клея листочки.Какая замечательная книга у нас получилась. А как мы назовем нашу книгу? Дети обсуждают варианты. (Наша книга будет называться "Правила поведения в лесу".)Хозяюшка леса, мы дарим тебе нашу книгу. И пусть каждый, кто придет в лес обязательно её прочтёт. Дети дарят книгу Хозяюшке леса
- Большое спасибо вам, ребята. Вы мне очень помогли. Я думаю, что кто прочитает эту книгу, никогда не станет губить природу, а будет её любить и относится к ней бережно.
- А нам с вами пора отправляться в детский сад. Но давайте сначала послушаем еще раз звуки леса. А для этого сядитесь и закройте глаза Дети слушают звуки леса. Давайте скажем нашему лесу большое спасибо и взявшись за руки мы с вами отправимся в садик. Ребята с речевкой по тропинке возвращаются в сад.
- Кто шагает с рюкзаком?
(Мы, туристы!)
- Кто со скукой не знаком?
(Мы туристы!)
- Нас вперёд ведут…
(Дороги!)
- Наш девиз:
(«Всегда вперёд!»)
- Эй, ребята,
(Твёрже шаг!)
- Что турист берёт в дорогу?
(Песню, ложку и рюкзак» )
6) Итог
Цель:Организация рефлексии и самооценки деятельности
Требования:
Организация анализа детской цели
Фиксация нового знания в речи
Определение выполнения взрослой цели
Ребята, где мы с вами были? (Мы были в лесу.) Для чего мы отправились в лес ? (Собрать книгу правил, помочь Хозяйке леса.) Вы собрали книгу правил? (Да.) Почему вам это удалось? (Потому что мы сильные, ловкие, добрые, отзывчивые, умные) (Потому что мы знаем правила поведения в лесу) (Потому что мы узнали новое правило, что нельзя разорять муравейнники.) С кем в можете поделиться новым правилом?(С друзьями), (С родителями), (С бабушкой), (Дедушкой)Ребята, вы молодцы! У вас очень храброе и доброе сердце. Вы не оставили в беде хозяюшку леса и помогли сделать ей книгу. Вы не побоялись трудностей и справились со сложными заданиями. Я очень горжусь вами! Давайте мы подойдем к гостям и попрощаемся с ними. Дети подходят к гостям и прощаются. (До свидания); (Всего хорошего); (Прощайте); (До новых встреч); (Рады была увидеть)