«Дарит осень чудеса»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе
(начало года)
«Дарит осень чудеса»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе
(начало года)
Цель: обобщать и конкретизировать знания детей об осени как о красивейшем времени года.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательно-речевое развитие», «Коммуникативно-личностное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Здоровье».
Задачи:
- стимулировать познавательную активность;
- продолжать формировать знания детей об осенних изменениях в природе, в частности об осенних деревьях;
- развивать у детей логическое и образное мышление;
- развивать у детей внимание, воображение и восприятие;
- дать детям представление о пользе яблока и свежевыжатого яблочного сока;
- развивать сенсорное ощущения, радость от восприятия красивых плодов, их запаха и вкуса;
- развивать технический кругозор;
- вызвать эмоциональный отклик и желание на совместную с педагогом деятельность;
- учить понимать содержание поэтических текстов;
- расширение словарного запаса (наливное, румяное, пасмурная, ранняя, поздняя, шелестят, шуршат), упражнять в образовании прилагательных (ивовый, кленовый, свекольный, капустный, смородиновый и т.д.), активизация обогащения словарного запаса по теме «Осень»;
- учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя;
- содействовать развитию у детей умения общаться, обеспечить развитие монологической и диалогической речи;
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и желание любоваться красотой осени, осенних явлений;
- создание эмоционального и психологического комфорта;
- совершенствование двигательных умений и навыков;
- деликатное и ненавязчивое использование ИКТ.
Предварительная работа: рассматривание картин, альбомов об осени, осенних явлениях, чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен, загадок, наблюдения на прогулах, путешествие по экологической тропе, дидактические игры.
Оборудование: макеты осенних деревьев, листок – письмо от Осени, листья разных деревьев, диаграмма «Времена года», шкатулка, карточки с изображением природных и погодных явлений, осенний венок, соковыжималка, стаканчики для сока, корзина с яблоками, кувшин с водой, полотенце, пирожки с яблоками.
В. – День у нас сегодня необычный, ребята! К нам пришло много гостей. Поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им.
- Ребята, а вы любите загадки?
Д. – Да!
В. – Слушайте внимательно:
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)
В. – А какая она, осень?
Д. - Золотая, разноцветная, ранняя, поздняя, дождливая и т.д.
В. – Правильно! Молодцы! Вот, оказывается, сколько разных определений осени вы знаете.
Ребята, сегодня я буду волшебницей. Не верите? Я вам сейчас это докажу. Подойдите ко мне, закройте глаза и послушайте «волшебную» музыку.
(звучит музыка, листья, деревья, венок)
В. – Ребята, а куда это мы с вами попали?
Д. – На осеннюю полянку
В. – Правильно, ребята на осеннюю полянку. А вы хотите погулять по этой чудесной полянке?
Д. – Да!
В. – А что это у нас под ногами?
Д. – Листья.
В. – Прогуляемся по ним? Какие же вы звуки слышите?
Д. – Листья шуршат, шепчутся
В. – (игра «От какого дерева листок?» ) Береза – березовый, клен – кленовый, рябина – рябиновый, ива – ивовый, липа – липовый, дуб – дубовый)
В. – Ой, какой необычный листок я нашла! А на нем что-то написано. Да это же письмо от Осени! «Дорогие ребята! Я очень хотела бы услышать какие красивые осенние стихи вы знаете. Ваша Осень». Знаем мы стихи про осень, ребята? Почитай стихи для Осени, Вероника, пожалуйста.
«Летний сад»
Летний сад порыжел немножко.
Хоть возьми да и перекрась!
Это осень — рыжая кошка -
Тёмной ночью в него пробралась.
Где ступала на мягких лапках,
Там и след оставляла свой:
Крона дуба — в жёлтых заплатках
Клён горит огневою листвой.
На газоне — смотрите сами -
Не трава, а рыжая шерсть!
Это кошка лазать устала
И решила в траве присесть.
Г. Новицкая
В. – Спасибо, Вероника! Ребята, как красиво поэт говорит об осени, правда? А кто же такая «рыжая кошка»?
Д. – Осень
В. – А почему поэт ее так называет?
Д. – Листья и трава пожелтели, стали рыжими как кошка
В. – А почему поэт говорит: «Клен горит огневой листвой»?
Д. – Листья клена стали осенью красными как огонь
В. – Молодцы, правильно! Ребята, а еще у меня с собой есть шкатулочка, а в ней – картинки с изображением природных и погодных явлений.
( расстелить диаграмму, раздать карточки)
Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Признаки осени», и узнаю, хорошо ли вы их знаете. Подойдем к диаграмме времен года и вспомним: каким же цветом обозначена осень?
Д. – Желтым
В. – А зима? Весна? Лето?
Д. – (Ответы)
В. – Присаживайтесь, пожалуйста. Итак, будьте внимательны. На ваших карточках изображена не только осень. Когда я назову приметы осени, дружно говорите «Да», а когда я скажу примету другого времени года, отвечайте «Нет». Готовы?
Дайте правильный ответ:
Осенью цветут цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Снегом землю укрывает? (да).
Часто — часто льют дожди? (да).
Туманы осенью плывут? (да).
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).
Звери норки закрывают? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).
Ну, а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).
А почему?
Д. – На улице стало холодно, надо одеваться теплее, чтобы не замерзнуть и не простудиться.
В.: Молодцы, правильно. Вы все очень хорошо знаете признаки осени. Ребята, подойдемте к окну и полюбуемся разноцветными деревьями в нашем детском саду. Ой, смотрите, листик полетел. И еще, еще. Как же называется это осеннее явление?
Д. : Листопад!
В. Правильно, сейчас мы отдохнем, физминутку проведем. Представим с вами, что мы превратились в осенние листики.
(физминутка)
Мы листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер, полетели. И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал, и листочки все поднял.
Повертел, их покружил, и на землю опустил.
В. – Ребята, а у меня для вас есть маленький музыкальный фильм про красавицу-осень. Полюбуемся?
(презентация «Осенние мотивы»)
А знаете, кто выступал в роли фотографа? Это наша заведующая, Надежда Дмитриевна, такой красивой увидела осень и запечатлела ее.
ВХОДИТ ВАСИЛИСА С КОРЗИНКОЙ В РУКАХ. КОРЗИНКА НАКРЫТА ПЛАТКОМ. ОГЛЯДЫВАЕТСЯ ПО СТОРОНАМ.
Вас. – Вот так чудо! Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, детишки малые! Куда это я попала?
Все: В детский сад «Снежинка»
Вас. – Как же у вас красиво в детском саду. Сколько деревьев пестрых, ярких у вас. Но больше всего мне понравился ваш яблоневый сад.
В. – Да, Василиса. Осень пришла, плоды принесла. Яблочки наши созрели и мы с ребятами их собрали. Хочешь, покажем?
Вас. – Да
(презентация «Сбор яблок»)
Вас. – Какие вы молодцы, трудолюбивые, старательные.
А вы знаете, про меня в народе говорят, что я припасиха и прибериха. И у меня есть чудесный мешочек, в котором я спрятала дары осени. А какие дары осени вы знаете?
Д. – Овощи и фрукты
( игра «Чудесный мешочек», яблоко достаем последним)
Вас. – А вы знаете, яблоко мой самый любимый фрукт. А вы любите яблоки?
Д. – Да!
Вас. – А какое оно, яблоко?
Д. – Румяное, вкусное, сочное, витаминное и т.д.
Вас. - А что же из яблок делают?
Д.: (Ответы)
Вас. – как вы думаете, что у меня в корзинке (говорит и одновременно снимает платок). Я знаю, что дети очень любят яблочный сок и поэтому прихватила с собой яблоки. А вам приходилось видеть как делают яблочный сок? Хотите, покажу?
( поставить стол)
Вас.- Но прежде чем есть яблоки или делать сок, что мы должны сделать?
Д. – Вымыть руки и яблоки
В. – я помогу тебе, Василиса!
Вас. – (разрезает яблоки) Ребята, а что это в серединке у яблока?
Д. – Семечки
Вас. – Вот из этого маленького семечка и вырастает яблоня.
( поставить на стол соковыжималку)
Дети пробуют сок, рассказывают о своих ощущениях
Вас. – А еще свежевыжатый сок очень полезный, в нем много витаминов, минералов и полезных веществ.
В. – Ребята, сок из яблок – яблочный, а из свёклы? Из моркови?
Из капусты? Из смородины?
На столе в стакане сок – Яблочный
Выпекается пирог - Яблочный
Аромат плывет – Яблочный
И румянец на щеках – Яблочный.
Кто румяней всех на свете?
Это яблоки и дети!
В. – Спасибо, Василиса. Ты помогла нам много узнать и мы хотим сделать тебе подарок. Послушай, пожалуйста, нашу осеннюю песенку.
(песня «Падают, падают листья»)
А еще наши повара постарались и испекли сладкие, душистые пирожки с яблоками. Угощайся, Василиса. Щедрая осень для всех постаралась и мы хотим угостить наших гостей. А свои пирожки мы возьмем в группу, вымоем руки и скушаем.
Итог: Ребята, сколько интересного, занимательного и чудесного мы с вами узнали и увидели. Провели время с пользой, поиграли, подвигались и даже подкрепились немножко. Понравилось вам?
(психогимнастика «Улыбнись»)
А сейчас я предлагаю всем нам взяться за руки, улыбнемся друг другу и нашим гостям. И пусть свет наших улыбок как солнышко согреет нас и наших гостей. До свидания!
Самоанализ.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.
На каждый момент занятия были подобраны различные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовались компьютерные презентации и музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Психогимнастика «Улыбнись» была направлена на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между воспитателем и детьми.
Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста, Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Занятие динамичное, оно включает п приемовы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме.
В каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности.
Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых воспитатель побуждал детей к самостоятельной, эвристической деятельности, применению накопленного опыта.
Использование динамической модели «Осенняя поляна», помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую цель - обобщать и конкретизировать знания детей об осени как о красивейшем времени года.
Во время занятия я старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект – субъектных. Я старалась быть в позиции «рядом».
Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания и т. д., поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени).