Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД «Путешествие на северный полюс»»
Конспект НОД
«Путешествие на северный полюс»
в подготовительной к школе группе
Составила: Сафонова Ольга Петровна
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ № 18 г. Гай
Регион: Оренбургская область.
Программное содержание:
Способствовать формированию бережного отношения к своему здоровью;
Профилактика плоскостопия.
Знакомство детей с животным миром Арктики, их образом жизни.
Умение участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы;
Приучать детей к самостоятельности суждений.
Активизация словаря: птичий базар, полярный медведь, Арктика, северное сияние. Развивать артистичность, выражать положительные эмоции при прослушивании аудиозаписи. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, умение учитывать мнение партнеров.
Учить нетрадиционному приему рисования акварелью на влажной тканевой салфетке. Воспитывать аккуратность в работе.
Методы и приемы:
Игровой; словесный; просмотр видеозаписи о животных Арктики; прослушивание аудиозаписи; использование наглядно-предметных картинок; практическое выполнение заданий; опыты-эксперименты; поощрение; рассказ воспитателя.
Закрепление знаний детей о Северном полюсе – Арктики, о животном мире этого региона;
Знакомство с новыми словами: птичий базар, полярный медведь, Арктика, вечная мерзлота;
Развитие интереса к опытам;
Познакомить детей с нетрадиционной формой рисования на влажной салфетке акварелью.
Предварительная работа.
Чтение художественной литературы: В. Китаев «Цветик–семицветик»; Н. Сладков «Во льдах», «Птичий базар»; Г. Снегирев «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»; А. Членов «Как Алешка жил на Севере»; Н. Емельянова, В. Челинцева «Олеся – труженица». Просмотр мультфильма «Умка». Беседы о животных Северного полюса. Заучивание стихотворений о животных Арктики. Рассматривание иллюстраций. Просмотр документальных фильмов о животных.
Материалы и оборудование.
Карта Арктики, демонстрационный материал «Животные Севера», видео «Животные Севера», аудиозапись песни медвежонка Умки, таз с водой, ватные диски, пропитанные подсолнечным маслом, полотенце, краски кисточки, тканевые салфетки.
- Ребята, сегодня утром, пока вас еще не было, приходил почтальон и вручил бандероль, адресованную детям группе «Улыбка».
- Вы хотите узнать, что находится в бандерольке?
- Посмотрите, какой необыкновенный цветок, у него лепестки разного цвета. Как он называется? Из какой сказки?
- Интересно, а зачем нам его прислали? А еще здесь есть записка: «Дорогие ребята! Мы приглашаем вас посетить наш материк и помочь добраться до дому нашему другу, узнать много интересного о жизни животных. А поможет вам цветик – семицветик с заданиями очутиться на нашем материке.
- Мы даже не знаем куда предстоит нам отправиться в путешествие и с кем. Придется обратиться к цветику–семицветику.
1-е задание (беру лепесток) «Узнать кому мы должны помочь добраться до дома». (слушаем аудиозапись с песней Умки)
- Чья это песня? Кто узнал?
- А где же наш Умка живет?
Мы узнаем из 2-го задания (беру лепесток): «Разгадайте кроссворд»
1. Северный Ледовитый … (океан)
2. Чем питаются животные и птицы на Северном полюсе? (рыба)
3. Чем добывают моржи со дна еду? (клыки)
4. Когда медведь злиться, что он делает? (рычит)
5. Птица, а не летает и живет на Северном полюсе (пингвин)
6. В наших лесах он серый, а на Севере белый, кто? (волк)
7. Когда птиц много и все кричат, как называют? (птичий базар)
8. Здесь живет Умка. (Арктика)
- Ребята, мы кроссворд разгадали. Выходит, наш Умка живет в Арктике. Мы поможем ему добраться до дома, а заодно мы узнаем о жизни животных на Севере.
«1, 2, 3 повернись и в Арктике очутись».
- Ребята, как здесь холодно. Арктика находится на Северном полюсе. Это ледяная пустыня. Северный Ледовитый океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте 3-х этажного дома. В этих местах холодно в течение всего года; и зимой и летом. Летом здесь температура -30, а зимой -82. Люди здесь не живут, иногда отправляются экспедиции для изучения и наблюдений. И день с ночью не чередуются как у нас. На полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем также долго не сходит с неба (называют белые ночи). Животные хорошо приспособлены для жизни при низких температурах. Многие полярные животные большие по величине и покрыты толстым слоем жира, что помогает сохранить тепло (тюлени, моржи, пингвины). У тех, кто живет на земле – теплая густая шерсть, а у птиц – множество густых перьев. Шерсть или перья охватывают воздух вокруг тела, сохраняя теплоту животных.
- А сейчас ребята расскажут стихи о животных.
3-е задание (беру лепесток) «Рассмотрите картину (сюжет с девочкой Женей на Северном полюсе и медведи) и назовите произведение. Что случилось с девочкой Женей? Могла ли она замерзнуть? Почему?
- А сейчас посмотрим видео о северных животных (просмотр видео).
Чем питаются птицы и животные на Севере? (рыбой) Почему?
На скалистых берегах селятся много птиц, т. к. рядом рыба. Большое скопление птиц называют – птичьи базары. Почему? (очень много шума)
Когда медведь выходит из воды он хорошенько встряхивается. Как вы думаете, почему медвежьи лапы не примерзают ко льду? Потому что они меховые и мех длинный пропитан жиром, поэтому вода не остается на лапах. Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, мы проведем опыт.
Опыт.
В емкость с водой опустите руку и сразу же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно, она – мокрая, т. е. покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их маслом (т. е жиром). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? (вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками) и если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь объясните случай с белым медведем.
-ответы детей
А кто еще из животных использует эту хитрость? (водоплавающие птицы)
4-е задание «Физминутка» (танцевальные движения под музыку, имитирующие движения медведя.
5-е задание «Северное сияние»
- Кто знает что это такое? Когда днем и ночью на Севере темно, можно наблюдать необыкновенное явление – северное сияние. (рассматриваем картинку о северном сиянии)
- Сейчас мы нарисуем для Умки на влажных салфетках Северное сияние, чтобы Умка радовался этой красоте и вспоминал нас. (дети рисуют Северное сияние, развешиваем платочки для высыхания на веревочку, закрепляем за
прищепками)
- Вот и закончилось наше путешествие в Арктику на Северный полюс. Мы вернули Умку в свою среду обитания. Мы многое узнали о загадочном, необыкновенном мире Северного полюса, о непростой жизни животных, о приспособлении их к климатическим условиям. С каждым годом их становится меньше, исчезают виды животных. Поэтому мы должны заботиться, охранять их, не загрязнять моря и океаны.
- Ребята у нас осталось еще 2 лепестка.
6-е задание (беру лепесток). А нам пора уже возвращаться: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. лишь коснешься ты земли, будь по-моему вели. Вели, чтобы мы очутились в нашем детском саду «Ручеек».
- Вот мы и в детском саду, последний 7-ой лепесток, что он нам приготовил? За вашу любознательность, за активно выполненные задания, за интерес к жизни животных, вам вручаются медали «Юные полярники» (вручаю). Я надеюсь, что вы и дальше будете интересоваться жизнью животных не только Арктики, но и других материков!
Список литературы:
В. Китаев «Цветик – семицветик»
Н. В. Тимофеева «Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками»
М. Ю. Картушина «Сценарий оздоровительных досугов для детей 6 – 7 лет».
Т. Н. Вострухина, Л. А. Кандыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет».
Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6 7 лет».
Н. В. Каланина «Занятие по экологии в детском саду».
О.А. Скоралупова «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» 2 часть.