kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия в старшей группе на тему: "Звук и буква Ж".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект составлен подробно, четко и с дополнительными материалами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в старшей группе на тему: "Звук и буква Ж".»


Конспект занятия в старшей группе

Тема: "Звук и буква Ж"

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный этап.

Дети стоят вокруг педагога.

Ребята, мы сегодня пойдём в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что выезжаем.

Педагог «звонит» по телефону и имитирует диалог. В конце диалога педагог огорчается и заканчивает разговор словами: «Конечно, мы постараемся помочь».

-Ребята, в зоопарке случилась беда. Некоторые звери сбежали. Нас попросили помочь. Только этот зоопарк необычный, потому что он находится у нас в группе. Давайте подойдём к доске. Видите, здесь клетки. Они пустые. Но, кажется, нам оставили какие-то записки.

На доске нарисованы клетки. Логопед читает записку.

- А! Здесь загадки! Я думаю, если вы разгадаете все загадки, звери вернуться. Давайте попробуем.

Загадки:

Ночью ходит, днём он спит,                 Этот зверь какой-то странный,

Если сердится – ворчит.                        Шея, как стрела у крана,

Он живёт в лесу дремучем,                         Чтобы ртом достать до трав,

Сам он круглый и колючий.                        Вдвое сложиться …(жираф).

Угадайте, это кто же?

Ну, конечно, это - … (ёжик).

Они на холоде лежат,                                 Не жужжу, когда сижу,

Но от стужи не дрожат.                        Не жужжу, когда хожу,

Пусть ветер и вода свежи,                         Не жужжу, когда тружусь,

Но на пляж идут … (моржи).                        А жужжу, когда кружусь (жук).

По ходу отгадывания загадок педагог «возвращает» в клетки картинки зверей.

-Все наши звери и насекомые вернулись в зоопарк. Мы помогли им. Кто же живёт в этом зоопарке.

Интонационно педагог выделяет в словах звук Ж.

-Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах? Звук Ж пришёл сегодня к нам на занятие. Мы возвращаемся и садимся за свои столики.

  1. Акустико-артикуляционный образ звука.

На доске картинка жука.

- Скажите, кто это? А кто изобразит, как жук жужжит?

Педагог держит в руках картинку с изображением жука.

-Посмотрите, я поймала этого жучка. Сейчас тот, к кому он сядет на плечо, пожужжит соседу на ушко. Как нужно жужжать? Язычок «чашечкой» поднимаем вверх, зубки сближаем, но не закрываем, губки как «трубочка» вытягиваем вперёд и подключаем голос.

Педагог подходит к каждому ребёнку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук Ж.

- А теперь давайте расскажем об этом звуке.

Дети произносят звук все вместе, затем ребёнок по указанию педагога и слушают.

-Наш язычок поднялся вверх, и ветерок не может свободно выйти изо рта. Может этот звук петь? Значит, он согласный или гласный звук? Обозначаем его фишкой синего цвета. Теперь положите ладошку на шею и ещё раз произнесите звук Ж.  Чувствуете, как дрожит наше горлышко? Значит, звук Ж – звонкий (колокольчик на доску). А ещё звук Ж всегда-всегда твёрдый. Итак, звук Ж – согласный, звонкий и всегда твёрдый звук.

  1. Закрепление звука.

-Наш сегодняшний гость звук Ж согласный, значит, он не умеет петь. Из-за этого ему стало очень грустно. Давайте поможем звуку Ж, развеселим его! Для этого познакомим его с гласными звуками. Догадайтесь, какие гласные звуки хотят подружиться со звуком Ж?

Игра «Живые звуки».

Для игры нужно 4 ребёнка. Педагог называет имена детей. Им раздаются картинки – буквы.

-Теперь вы не просто дети, а символы. Какой звук изображает этот символ?

Педагог напоминает детям, что гласные звуки обозначаются красным цветом.

-А Серёжа будет новым звуком. Каким?

Далее педагог называет гласные звуки, а звук Ж становится перед этим гласным.

-Звук Ж встал около какого гласного? Что получится, если их соединить? Сколько у нас звуков в этом слоге? Какой первый? Какой второй?

Образуются слоги ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ.

Повторение потешек со солгами.

Жа-жа-жа – есть иголки у е.. (жа).

Жу-жу-жу – дадим яблоко …(ежу).

Же-же-же – расскажу я о … (еже).

Жи-жи-жи – под кустом сидят (ежи).

  1. Связь звука и буквы. Знакомство с буквой Ж.

Педагог говорит ребятам, что каждый звук имеет свою фотографию – букву. На доску выставляется буква Ж и педагог поэлементно её рисует.

Эта буква широка,

И похожа на жука.

И при этом точно жук,

Издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж! (С. Маршак)

Физминутка.


Подбери к существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -ок и увеличительными –ище. 
– К нам в гости пришли гномик и великан и вам нужно превратить предметы в очень маленькие, как у гнома, и в очень большие, как у великана.
Я буду говорить:
У человека –комар, а вы отвечаете у гнома – комарик,   а у великана   комарище.
Ёж                                         ёжик                                           ежище
Медведь                              медвежонок                                 медвежище
Жук                                      жучёк                                           жучище
Флаг                                     флажок                                      флажище
Снег                                      снежок                                       снежище
Сапог                                     сапожок                                   сапожище

  1. Закрепление звука в словах.

-Теперь давайте послушаем и посмотрим, в каких словах спрятался звук Ж.

Педагог выставляет на доску картинки, в названиях которых есть звукЖ: жираф, жук, ёжик, моржи, верблюжонок, медвежонок.

Далее на доску выставляется под каждую картинку слоговая схема.

-Давайте попробуем определить, в каком слоге прячется звук Ж в каждом слове. Подставим кулачок под подбородок и произнесём слово ХИРАФ. Сколько раз толкнули кулачок? В этом слове два слога (демонстрация схемы).

А где мы слышим звук Ж?

Педагог произносит слово, выделяя звук Ж, ставит синюю фишку на схему.

Т.о. разбираются все слова.

  1. Закрепление звука в предложениях.

Педагог читает деформированное предложение, говорит, что по чей-то злой задумке, эти предложения рассыпались.

От, ежонок, мамы, убежал.

Дети восстанавливают предложение и вместе с педагогом считают количество слов. Составляют схему из палочек.

-В каких словах здесь слышится звук Ж?

Страха, мышка, от, задрожала.

Замок, заржавел, железный.

  1. Итог занятия.

-Ребята, звук Ж очень вам благодарен, за то, что вы помогли животным из зоопарка. В их названиях он прятался. Научили звук Ж петь вместе с гласными звуками. И ещё вы собрали рассыпанные предложения с его любимыми словами.

Давайте теперь вспомним и расскажем, какой это звук.

2-3 ребёнка по просьбе педагога или по желанию дают характеристику звуку Ж.

Ритуальное завершение каждого занятия. Эмоционально, вместе:

Спасибо нашим пальчикам,

Спасибо язычку.

Красиво, чётко, правильно

Я говорить ХОЧУ!


Подбери к существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -ок и увеличительными –ище. 
– К нам в гости пришли гномик и великан и вам нужно превратить предметы в очень маленькие, как у гнома, и в очень большие, как у великана.
Я буду говорить:
У человека –комар, а вы отвечаете у гнома – комарик,   а у великана   комарище.
Ёж                                         ёжик                                           ежище
Медведь                              медвежонок                                 медвежище
Жук                                      жучёк                                           жучище
Флаг                                     флажок                                      флажище
Снег                                      снежок                                       снежище
Сапог                                     сапожок                                   сапожище


Звуковой анализ слова ЖУК.В слове 1 слог

Первый звук [ж] – согласный, всегда твердый, звонкий звук, обозначаем синим цветом.

Второй звук [у] – гласный звук, обозначаем красным цветом.

Третий звук [к] – согласный, твердый, глухой звук, обозначаем синим цветом.

Ребята, сейчас поочередно я вас называю, и тот, кто назовет слово ласково может тихонечко взять свой стульчик и сесть за стол:

-Флаг – флажок (снег, берег, друг, сапог, шаг, пирог, круг, утюг, творог, луг,).

Тексты для чтения и пересказа ШиЖ


Женя и Жучка

У Жени живёт собака Жучка. Однажды Женя пошёл в лес собирать жёлуди и взял с собой Жучку. Пока Женя собирал жёлуди Жучка гонялась за жуком. Вдруг Женя услышал лай. Он подбежал к Жучке и увидел ежа с ежатами. Женя отозвал Жучку, а ёж и ежата убежали под ёлку.

Дружные животные

Летом Маша приехала к бабушке и дедушке в деревню. У них много домашних животных. Кот Пушок живёт в доме. Пушок ловит мышей. В конюшне живёт лошадка Рыжуха. У Рыжухи маленький жеребёнок Рыжик. В коровнике живёт корова Милашка. У Милашки маленький телёнок Гаврюша. Животные живут дружно.

  • Вопросы и задания:

- К кому приехала Маша летом?

- Где живёт кот Пушок?

- Кто живёт в конюшне?

- У кого маленький жеребёнок?

- Кто живёт в коровнике?

- Как живут животные?Перескажи рассказ сам.



Заветное желание

Было у Жени одно заветное желание. Хотел Женя быть железнодорожником, регулировать движение поездов, как папа.

В день рождения родители подарили Жене железную дорогу. Женя был рад подарку. Сбылось его заветное желание!

  • Вопросы и задания:

- Какое желание было у Жени?

- Кем хотел быть Женя?

- Что хотел делать Женя?

- На кого хотел быть похожим Женя?

- Что подарили Жене родители в день

  рождения?

- Как сбылось заветное желание Жени?Перескажи рассказ сам.

Сыроежка

Выросла в лесу красивая сыроежка: ножка белая, а шляпка красная. Всякий увидит - и сразу съест. Решила сыроежка спрятать свою красивую шляпку под сухими листьями. Вот теперь сыроежку нелегко отыскать, надо ворошить сухие листья и траву.

  • Вопросы и задания:

- Какая сыроежка выросла в лесу?

- Какая у сыроежки шляпка, какая ножка?

- Почему сыроежка решила спрятать свою

  красивую шляпку?

- Легко ли отыскать сыроежку под

  листьями?Перескажи рассказ сам.

Подушка

Даша вышивает подушку. Она вышила шёлком кошку и мышку. Мышка убегает, а кошка догоняет мышку. Вот и готова подушка. Не догонит кошка мышку!

  • Вопросы и задания:

- Кто вышивает подушку?

- Что вышила Даша на подушке?

- От кого убегает мышка?

- Кого догоняет кошка?

- Кто кого не догонит?Перескажи рассказ сам.

Кошкина каша

Маша кушала пшенную кашу. Тут в кашу упала мошка. Маша отдала кашу кошке. Кошка довольная, а Маша голодная.

  • Вопросы и задания:

- Что кушала Маша?

- Что упало в кашу?- Кому отдала Маша кашу?- Кто довольный, а кто голодный?Перескажи рассказ сам





































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия в старшей группе на тему: "Звук и буква Ж".

Автор: Тамбулова Салтанат Кунсбаевна

Дата: 06.11.2022

Номер свидетельства: 616770

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Технологическая карта организованной деятельности для старшей группы. Звук и буква Ы"
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_orghanizovannoi_dieiatiel_nosti_dlia_starshiei_ghrup"
    ["file_id"] => string(6) "444846"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1513528435"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект итогового интегрированного занятия «В поисках сокровищ » старшая группа"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_itogovogo_integrirovannogo_zaniatiia_v_poiskakh_sokrovishch_starshaia_g"
    ["file_id"] => string(6) "632236"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1684845571"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект занятия "Забавные приключения" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-zaniatiia-zabavnyie-prikliuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "229548"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441793697"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Конспект занятия по основам грамоты и письма  "Звуки Б и Бь, буква Б. Рисование по клеткам" с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича. "
    ["seo_title"] => string(148) "konspiekt-zaniatiia-po-osnovam-ghramoty-i-pis-ma-zvuki-b-i-b-bukva-b-risovaniie-po-klietkam-s-ispol-zovaniiem-razvivaiushchikh-ighr-v-v-voskobovicha"
    ["file_id"] => string(6) "205919"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430056431"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект интегрированного занятия в старшей группе по рисованию "В поисках весны""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_integrirovannogo_zaniatiia_v_starshei_gruppe_po_risovaniiu_v_poiskakh_1"
    ["file_id"] => string(6) "635091"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1690202313"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства