Материал: конверт, карточки с вопросами для игры; портреты К.Э. Циолковского, С.П. Королева, Ю.А. Гагарина; иллюстрации о космосе, картинка первого спутника, корабль «Восток»; картина «Солнечная система»,«Звездное небо».
Предварительная работа: Беседа с детьми о предстоящем празднике 12 апреля – «День космонавтики».
Рассматривание предметных картинок с изображением первых космонавтов, спутников Земли, космических станций.
Первоначальное знакомство с Вселенной, Солнцем и солнечной системой.
Беседы о первом космонавте, животных, побывавших в космосе, звездах и планетах, Вселенной. Разучивание стихов.
Рисование планет, космических спутников и космонавтов в скафандре.
Чтение стихотворений, сказок и рассказов: Н.Носов «Незнайка на луне» (главы из сказки), П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп», В. Бороздин «Первый в космосе». Дидактические игры: «Будущие космонавты», «Зашифрованное слово», «От Плутона до Меркурия». Строительная игра«Космодром».
Ход занятия:
Дети садятся полукругом, , я задаю ребятам воспросы,а они отвечают:
1. Как называется планета, на которой мы живем? Какой формы наша Земля? (Планета, на которой мы живем – Земля. Земля круглой формы…)
2. Как называется ближайшая к нам звезда?(Солнце - это ближайшая к Земле звезда…)
3. Как называется спутник Земли? Что ты знаешь о нем? (Луна, она находится ближе к Земле, чем звезды. Она ярко сияет на ночном небе…)
4. Какие животные полетели первыми в космос?(собаки Белка и Стрелка…)
Кто был первым космонавтом?(Ю.А. Гагарин…)
Каких женщин космонавтов ты знаешь?(В. Терешкова, С. Савицкая…)
7.Когда наша страна отмечает день космонавтики?-12 апреля. 8.Как называется дом космонавтов? – орбитальная станция. 9.Зачем он нужен? – космонавты там живут и работают. 10.На что похож космический дом? – на огромную птицу. 11.Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос?Космический корабль. 12.Как называется костюм космонавта? — Скафандр. 13.Как называется и животное, и созвездие? — Медведица. 14.Какие планеты вы знаете? — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон.
Воспитатель: Ой, посмотрите, какой конверт лежит! Давайте посмотрим, что там? (открывает конверт). Кажется, это какая-то головоломка. Здесь небольшая записка. Прочтем? Текст записки: Здравствуйте, дети! Пожалуйста, помогите мне! Моя ракета, подлетая к детскому садуи сломалась, некоторые детали отломились. Помогите мне собрать ракету! Мальчик- Марсианчик. Воспитатель: Ребята, поможем? Нам с вами надо всё узнать про космос,а потом нарисовать ракету. Тогда мальчик-марсианчик сможет полететь в космос.
Какими качествами должен обладать космонавт?(Он должен быть смелым, храбрым, сильным, мужественным, здоровым, умным)
А какими же должны быть космонавты? Сейчас нам ребята расскажут. Дети: 1.Он пример для всех ребят, Его зовут героем. Гордо носит космонавт Звание такое. Чтобы космонавтом стать, Надо потрудиться: День с зарядки начинать, Хорошо учиться.
2.Показаться и врачу – Здесь экзамен строгий. Слабакам не по плечу Звездные дороги. На корабль могут взять Только сильных, ловких. И поэтому нельзя Здесь без тренировки.
3.Барокамера, бассейн, Где мы невесомы… Это космонавтам всем Хорошо знакомо. Вот кабину карусель Кружит круг за кругом. Не снаряд, а просто зверь Эта центрифуга.
4.Очень много предстоит Испытаний разных. Тот, кто в космос полетит, Их пройти обязан. Он профессии любой Должен знать секреты – Ведь на высоте такой Не спросить совета.
5.Мы пока что только дети, Но придёт желанный час - На космической ракете Дружно полетим на Марс!
16.Что такое комета? (Обычное небесное тело, покрытое толстым слоем льда…)
17.Что такое скафандр? (Скафандр – это одежда космонавта, в которой он выходит в открытый космос…)
18.Какой прибор приближает то, что находится вдали от наблюдателя? (Это телескоп … ).
- Молодцы, ребята все вы правильно ответили на вопросы.
Космос всегда интересовал человека. Ведь это важно знать – есть ли жизнь на какой – нибудь планете? Есть ли воздух на других планетах, как на планете Земля?
Почти сто лет назад в городе Калуга жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский (показываю портрет ученого). Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. Он задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой – нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты. Делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить.
Но, через много лет после опытов Циолковского русские ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева (показываю портрет конструктора), изготовили первый космический спутник и запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно(показываю картинку первого спутника).
Ребята, а кто первым отправился к звездам ,в космос?
Я с вами согласна, что космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (показываю портрет) впервые в мире успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток» (показываю картинку корабль «Восток»).Это было очень важным событием для всего мира. Все люди планеты с восторгом торжественно приветствовали первого космонавта.
А теперь отдохнем и поиграем в игру «Космонавт».
Физ.минутка
Раз - два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три – четыре, скоро взлет.(разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклон корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет(сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)
Молодцы, присаживайтесь на свои места, я вам сейчас загадаю загадку.
Шла девица из Питера, просыпала кувшин бисера.
Не соберет ни царь, ни царица, ни красная девица.
(это звезды на небе).
- Правильно, это звездное небо. А вот и перед вами звездное небо (на доске картина звездного неба).
- Ребята, а как вы думаете, видны ли на небе звезды днем? (Звезд на небе днем не видно…)
- А почему днем не видно звезд? (Потому, что светит Солнце…)
- Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть планеты днем.
В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие.
- Я приглашаю вас посетить наш планетарий «Солнечной системы»(предлагаю детям встать и подойти посмотреть на картину, которая находится на столе).
- Ребята, посмотрите на картину, в центре нашей галактики расположена самая большая звезда -Солнце .
- Молодцы, правильно.
- Вокруг нее движутся планеты. Сколько их?(9 планет…).
- Совершенно верно, девять больших и маленьких планет, которые расположены в определенной последовательности.
Дидактическая игра «Планеты», Я начну, а вы хором дружно отвечайте.
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре ...Марс,
Пять … Юпитер,
Шесть …Сатурн,
Семь … Уран,
За ним …Нептун,
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Д/Игра «Дополни предложение словом».
1) Чтобы глаз вооружить И со звездами дружить, Млечный путь увидеть чтоб, Нужен мощный … (телескоп).
2) На корабле воздушном, Космическом, послушном Мы, обгоняя ветер, Несемся на … (ракете).
3) У ракеты есть водитель – Невесомости любитель. По-английски «астронавт», А по-русски - … (космонавт).
4) Самый первый в космосе Летел с огромной скоростью. Отважный русский парень, Наш космонавт … (Гагарин).
5) Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят – ей не до сна. В небе светит нам … (Луна).
6) Планета голубая, Любимая, родная. Она твоя. Она моя. А называется - … (Земля).
7) Он дружит с ветром и водой. Она – с Полярною звездой. Никак не могут встретиться Медведь с Большой … (Медведицей).
8) Специальный космический есть аппарат. Сигналы на землю он шлет всем подряд. И как одинокий путник, Летит по орбите … (спутник).
В космосе сквозь толщу лет Ледяной летит объект. Хвост его – полоска света. А зовут объект - … (комета).
Что видим мы, взглянув в оконце? Нам ярким светом светит … (Солнце)
Ребята, подойдите ко мне и давайте представим, что над нами самые яркие звезды на небосводе.
Сейчас мы с вами проведем гимнастику для наших глаз.
Мы звездочку увидали,
Глазки вверх подняли,
Вот звезды полетели,
Глазки вправо посмотрели.
Вот звезды полетели,
Глазки влево посмотрели
А теперь звезда внизу.
Дети смотрят вверх, вниз,
Вправо, влево.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
- Молодцы, проходите, присаживайтесь на свои места.
А теперь послушайте загадку: Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост И поднимется до звезд! Что это, ребята?
Дети: Ракета! Воспитатель: Правильно! Так на чем же полетел наш космонавт в космос?
На ракете. Так давайте теперь каждый нарисует ракету.
Итог занятия: дети рисуют ракету. Воспитатель спрашивает что запомнилось в занятии, что понравилось.