«Теміртау каласының білім беру, дене шынықтыру және спорт болімі»
«Теміртау қаласы әкімдігің № 4 «Дельфинчик балабақшасы»
коммуналдық мемлекеттік қазыналық кәсіпорыны
Коммунальное государственное казённое предприятие
«Ясли – сад № 4 «Дельфинчик» акимата города Темиртау» Отдела образования физической культуры и спорта города Темиртау»
Конспект занятия по ФЭМП с развивающими играми:
«Спасём планету» группа предшкольной подготовки
Подготовила: воспитатель Кириченко И.Н.
Мақсаты / Цель:
ОЗ Активизировать имеющиеся у детей знания посредством развивающих игр и целенаправленно их применять. Закреплять знания о числовом ряде, о геометрических фигурах. Упражнять в ориентировке на листе бумаги.
РЗ Развивать мыслительные операции, внимание, зрительную память, умение аргументировать свои ответы
ВЗ Воспитывать самостоятельность, интерес к математическим занятиям, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, а также работать сообща, дружно
Қос тілді компонент/ Билингвальный компонент: мезгіл – қыс- время года зима, бейсенбі - четверг, зымыран - ракета, Қызыл ғаламшар -Красная планета, Қызғым сары ғаламшар - Оранжевая планета, Жасыл ғаламшар - Зелёная планета, бір, екі, үш, төрт, бес, алты, жеті, сегіз, тоғыз, он - один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, күн – солнце, дүйсенбі - понедельник, сейсенбі - вторник, сәрсенбі - среда, бейсенбі - четверг, жұма - пятница, сенбі – суббота, жексенбі - воскресенье
Жабдықтар,көрнекіліктер/Оборудование, демонстрационный материал:
Карточки с геометрическими фигурами
Силуэты «камней» с примерами
Макет солнца с закрытыми лучами
Геометрические фигуры
Образцы к игре «Танграм»
Раздаточный материал:
Листы с точками от 1 до 10
Простые карандаши
Кружочки синего, красного цветов
Игра «Танграм»
«Солнышки» и «тучки»
Цветные кубики
Ход занятия
Дети собираются в круг. Проводится утренний круг
Я люблю свой детский сад
В нём полным-полно ребят
Раз, два, три, четыре, пять
Жаль, что всех не сосчитать
Может сто их, может двести
Хорошо, когда все вместе
Воспитатель: Посмотрите в глаза друзей. Что вы в них видите? (Ответы детей.) А я вижу в ваших глазах доброту, искренность, доверчивость, а это значит, что вы вырастете добрыми, искренними, отзывчивыми людьми. И таких людей на нашей планете больше, чем злых и недобрых.
Воспитатель: Ребята, сегодня из космоса на Землю с Қызыл ғаламшар - Красной планеты поступил сигнал SOS. Эта планета остывает и если ей не помочь, то там наступит вечная мерзлота. Вы хотите помочь спасти планету от гибели? А на чем мы могли бы отправиться в Космос? (ответы детей).
Воспитатель: А мы узнаем на чём мы полетим, когда соединим все точки на листе бумаги по порядку от 1 до 10. (приложение № 1)Что получилось?
Дети: Ракета - зымыран
Воспитатель. Руководить нашим полетом будет ЦУП – центр управления полетами. Прежде чем отправиться в путь рассмотрим нашу карту, которую нам прислал ЦУП. Путь наш к Красной планете будет лежать через другие планеты: Зелёную и Оранжевую. (просит назвать по-казахски: Қызыл ғаламшар -Красная планета, Қызғым сары ғаламшар - Оранжевая планета, Жасыл ғаламшар - Зелёная планета). Но, а прежде чем отправиться в полет, все космонавты проходят испытания. Одно из них - умение ориентироваться по карте (воспитатель показывает карточку с геометрическими фигурами- приложение № 2 )
Вопросы к детям типа:
Какая фигура расположена в центре?
Какая фигура расположена в верхнем правом (нижнем левом и т.д.) углу?
Какая фигура расположена в верхнем левом углу (нижнем правом углу?
Какая фигура расположена между треугольником и трапецией?
Какая фигура расположена над (под) овалом и т.п.?
Какая фигура расположена слева (справа) от овала ?
Воспитатель: Испытание вы прошли успешно, а теперь занимайте места на ракете и мы с вами отправляемся, но прежде, чем наша ракета поднимется в космос нам необходимо правильно нажать кнопки на панели управления ракетой.
Игра «Назови соседей»
(Воспитатель показывает цифру, а дети называют её соседей)
Воспитатель: Проверьте свои скафандры, пристегните ремни. Нажмите на своем пульте красную кнопку «Старт». (Звучит космическая музыка – начало.) Молодцы, взлет осуществлен. А пока мы летим, чтобы нам не было скучно мы с вами ответим на несколько вопросов.
- Какое сейчас время года? - мезгіл қыс
- Сегодня среда, а завтра? - ертең бейсенбі – завтра будет четверг
- Какие арифметические знаки вы знаете?
- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?
- Если стол выше стула, то стул…?
- Если дорога шире тропинки, то тропинка…?
- Если сестра старше брата, то брат…?
- Сколько дней в неделе? – жеті семь
- Назовите все дни недели: дүйсенбі, сейсенбі, сәрсенбі, бейсенбі, жұма, сенбі,
жексенбі
- Сколько ушей у трех мышей?( 6)
Воспитатель: Ребята, ЦУП сообщает, что мы должны высадиться на Жасыл ғаламшар - Зеленой планете и взять пробы грунта для исследования ученых. Нажмите синюю кнопку «Стоп». Прошу всех выйти (дети подходят к столу, на котором разложены геометрические фигуры, необходимо девочкам собрать только геометрические фигуры без углов, а мальчикам многоугольники)
Воспитатель: Молодцы, пробы грунта мы взяли. Нам надо торопиться, проходите в ракету. Продолжаем наш путь. С ЦУПа поступило новое сообщение. Они просят сфотографировать вид из иллюминатора, а помогут нам цветные кубики
Игра «Сложи узор», из 16 цветных кубиков дети выкладывают узор –
«Звёздочка»( приложение № 3)
Дети составляют изображения под космическую музыку - № 2
Воспитатель: Какие красивые звезды удалось вам сфотографировать.
Воспитатель: ЦУП предлагает высадиться на Қызғым сары ғаламшар - Оранжевой планете есть необычный зоопарк все животные и строения выложены из деталей игры «Танграм». Но неожиданно подул сильный ветер и все изображения перепутались. Жители Оранжевой планеты просят вернуть животных на свои места. Кто где жил подскажут изображения на стенках вольеров. Дети собирают изображения животных из деталей игры «Танграм». Воспитатель задает проблемный вопрос: А вдруг снова подует сильный ветер? Что можно сделать, чтобы изображения животных больше не рассыпались? Дети собирают изображения животных. (приложение № 4) (Дети выполняют задание под музыку № 3)
Физминутка «Зарядка»
Воспитатель: Жители Оранжевой планеты благодарят нас. Наш путь продолжается
Воспитатель: Дети, мы подлетаем к Красной планете. Нажмите кнопку «Стоп». Прошу всех выйти. Посмотрите, как здесь много снега, льда, как холодно. Планета завалена космическим мусором Давайте разберем мусор. (на доске размещено солнышко, которое закрыто разными «камнями»). Решают примеры.
Задания детям:
Уберите камень на котором сумма чисел равна (7) 5 + 1+1
Уберите камень на котором сумма чисел равна ( 5) 3+ 2
Уберите камень на котором разность чисел равна (8) 9 – 1
Уберите камень на котором разность чисел равна (6) 8 – 1 - 1
Уберите камень на котором сумма и разность чисел равна (5) 4 + 2-1
(Дети убирают силуэты камней)
Воспитатель: Космический мусор мы разобрали. Что-то показалось (желтый круг, по краю закреплены желтые ленты) что же это
Дети: Күн - Солнце
Воспитатель: Но лучики его закрыты чёрными тучами, посмотрите, нам необходимо правильно решить задачи:
1. У бабушки Даши внучка Маша
Кот Пушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков? (1)
2. На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2)
3. 9 грибов нашел Вадим,
А потом еще один.
Вы ответьте на вопрос:
Сколько он грибов принес?
4. Подумай и скажи - какого цвета волосы у колобка?
5. Росли 5 берез. На каждой березе по 5 больших веток. На каждой ветке по 5 маленьких веток. На каждой маленькой ветке - по 5 яблок. Сколько всего яблок?(0 – на берёзе не растут яблоки)
6. Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных,
Три с кислинкой. Сколько их? (8)
Дети решают задачи, воспитатель открывает закрытые лучи солнца
Воспитатель: Посмотрите, у нас получилось? (мы открыли солнце). А вы его умные, добрые лучики. От вас всем радостно, тепло. Ребята, вокруг нас начал таять снег, лед. (Звучит музыка оживания планеты). Планета оттаивает, оживает. Мы спасли Планету! Вы молодцы! Нам пора возвращаться на Землю. Занимайте свои места в ракете. Какой длинный путь мы с вами проделали.
Воспитатель: Что ж пора нам возвращаться в детский сад. Садимся поудобнее. Но чтобы наша ракета взлетела, нам надо правильно нажать нужные кнопки от 1 до 10.
(Обратный счёт) – он, тоғыз, сегіз, жеті, алты, бес, төрт, үш, екі, бір.
(Звучит музыка полёта ракеты)
Воспитатель: Мы подлетаем к Земле. Нажмите кнопку «Стоп». Вот мы и дома. Поблагодарите друг друга - пожмите руки. Мы сегодня с вами спасли, отогрели Красную планету. Вы молодцы!
А какие задания вам показались самыми трудными? С каким заданием легко справились? Ребята, а вы знаете, какая самая лучшая оценка в школе? А теперь оцените свою работу на занятии. Если у вас хорошее настроение, вам было интересно на занятии, у вас все получалось, то поднимите «солнышко», а если вы чувствовали себя неуютно, у вас что-то не получалось, тогда – «тучку». Поздравляю вас. Спасибо за занятие.