Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста»
Конспект занятия в детском саду по познавательной деятельности
Тема: Воздух.
Занятие предназначено для детей старшей группы.
Цели занятия:
закрепить понятие «воздух» как часть неживой природы,
объяснить свойства воздуха и его роль в жизни человека, связь с живой природой.
Материал:
различные пластиковые бутылочки,
пипетки,
пёрышки,
салфетки, пропитанные запахом духов.
Ход занятия:
Воспитатель: — Ребята, отгадайте загадку!
Через нос проходит в грудь, А потом в обратный путь. Он невидимый, но всё же Без него мы жить не можем.
— Правильно, это воздух! Почему он невидимый? (Он прозрачный.) Как его за это качество называют? (Невидимка.) А где он находится? (Ответы детей.) Да, он везде: в нашей групповой комнате, между полом и потолком, между мебелью. Он на улице, в поле, в лесу и в нас самих. А зачем нам воздух? Правильно, воздухом дышат люди, животные, птицы, растения – всё живое на Земле. А чем вы вдыхаете воздух? (Носом.)
Опыт 1:
— Вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали? (Воздух струёй выходит из носа, чувствуется ветерок.) А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы слышите? (Звук.) Что можно теперь сказать про воздух? (Его можно почувствовать и услышать.)
Опыт 2:
Воспитатель раздает детям разные бутылочки, предлагает приставить их к нижней губе и подуть в горлышко. Затем подуть в свисток, в дудочку.
— Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.) А как в природе мы слышим воздух? (Слышим, как воздух шелестит листвой и т.п.) А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «р», «к», «с», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.
Опыт 3:
— А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха. А теперь возьмите салфетки и подышите носом возле них, понюхайте, чем пахнет. (Ответы детей.) Что можно теперь сказать? (Воздух растворяет запахи.)
— Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым, а выдыхаем – плохой. А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.
Физкультминутка
Ветер тихо клён качает Вправо-влево наклоняет. Раз наклон, два наклон – Зашумел листвою он.
Дети выполняют движения согласно тексту.
— А ещё, ребята, воздух сильный, упрямый – он может двигать предметы.
Опыт 4:
— Возьмите пипетки. Из чего они состоят? (Резиновый колпачок и стеклянный цилиндр.) Сожмите пальчиками правой руки колпачок, а любой пальчик левой руки подставьте к концу цилиндра и разожмите колпачок. Что вы почувствовали? (Струю воздуха.) А теперь снова сожмите колпачок и разожмите возле пёрышка. Что получилось? (Пёрышко сдвинулось.) Вспомните, где используется это свойство воздуха? (Мяч, воздушный шарик, шина, пылесос.)
Загадки про воздух
— А какие загадки вы знаете про воздух?
1. Неизвестно где живёт, Налетит – деревья гнёт. Засвистит – по речке дрожь, Озорник, а не уймёшь.
2. Без рук, без ног, А ворота открывает.
3. Бежал по тропке луговой – Кивали маки головой. Бежал по речке голубой – Речка сделалась рябой.
4. Ветки ломает – Пыль поднимает. Слышишь его, А не видишь его.
Стихотворение про воздух
— А теперь послушайте стихотворение «Прозрачный невидимка».
Стихотворение рассказывает заранее подготовленный ребенок.
Он – прозрачный невидимка, Лёгкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый, Как целительный настой. Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым, Веет холодом зимой. Когда иней лёг на стёкла Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем – Он ведь нам необходим.
— Ребята, так что же такое воздух? Какими свойствами он обладает? Как связан с живой природой? Почему летают воздушные шарики и мыльные пузыри? Молодцы, ребята! Много узнали и запомнили! А теперь поиграем в игру «Кто надует самый большой мыльный пузырь»!
Правила работы с различными материалами:
С водой:
Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело. Пролил воду – не беда: Тряпка под рукой всегда. Фартук – друг: он нам помог, И никто здесь не промок.
Со стеклом:
Со стеклом будь осторожен – Ведь оно разбиться может. А разбилось – не беда, Есть ведь верные друзья: Шустрый веник, брат-совок И для мусора бачок – Вмиг осколки соберут, Наши руки сберегут.