Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Дифференциация звуков [р]-[р'], [л]-[л']. Буквы Р-Л".»
Цель: закрепить умение дифференцировать звуки [р] - [р’] - [л] - [л’] на слух и в произношении и буквы Р – Л в устной и письменной речи.
Задачи: уточнить произношение звуков [р], [р’], [л], [л’]; дифференцировать звуки по твердости-мягкости, артикуляции, на слух; закрепить умение выделять звуки [р], [р’], [л], [л’] из состава слова (в начале, середине, конце); совершенствовать в звуко-буквенном анализе и синтезе слов; в различении графических обозначений букв Р, Л; упражнять в чтении связного текста по цепочке; развивать память, слуховое, зрительное, тактильное восприятие, мелкую и общую моторику, логическое мышление, связную речь.
Оборудование: кукла-книжка «Азбука», указка, книжки-малышки для сувениров.
Раздаточный материал: коробки с буквами внутри,карточки-картинки с буквами, фонарики (зеленые и синие), ручки, звуковые схемы и фишки для звукового анализа, карточки с изображениями рыб, фишки с буквами на тарелочках; текст рассказа «Река Десна».
Демонстрационный материал: схемы для подбора слов с заданными звуками (в начале, середине, конце), буквы и фишки-магниты (синие, зеленые, красные) для звуко-буквенного анализа слов.
Как движется язычок, когда произносим звук [р], звук [л].
([р] - язычок дрожит вверху за верхними зубами,
[л] - язычок остаётся на месте за верхними зубами)
Логопед: Ребята, расскажите азбуке, какие это звуки?
Характеристика звуков [р], [р’], [л],[л’].
[р] – согласный, твердый, звонкий,
[р’] – согласный, мягкий, звонкий,
[л] – согласный, твердый, звонкий,
[л’] – согласный, мягкий, звонкий.
Вот мы сейчас и проверим, как вы запомнили эти звуки.
Д/упр.: «Скажи наоборот»
Если вы услышите звук [р], то отвечайте [л], и наоборот.
Ра – ла
Ро – ло
Ру-лу
Ри – ли
Рэ –лэ
Ли – ри
Ал – ар
Ол – ор
Эл – эр
Ил - ир
Логопед: Ребята, азбуке очень нравится играть с вами.
Следующая игра: «Подбери слова на звуки [р], [р’], [л], [л’] в начале, середине, конце слова». Посмотрите на схему и подберите слова со звуком [р] – в начале, середине, конце слова и т. д.
Д/упр.: «Подбери слово со звуком»
Со звуками [Р], [Р’], [Л], [Л’]в начале, середине, конце слова:
Логопед: Вы много играли, а теперь отгадайте загадки.
Д/упр.: Отгадай загадку»
Я ношу наряд блестящий,
Из монеток состоящий,
И в воде всегда живу,
Без неё я пропаду.
(рыба)
Логопед: У каждого из вас на столе лежит картинка с изображением рыбы или водного обитателя. Посмотрите на неё, вспомните, как называется картинка, и соберите это слово из фишек – букв на столе.
У детей лежат картинки: рак, рыбы, налим, карп и другие. Дети выкладывают слово название из фишек-букв.
Логопед: Вот и слово-отгадка. Сделаем звуко-буквенный анализ слова.