Конспект открытого занятия психолога с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: «У страха глаза велики»
Цели: снятие повышенного уровня тревожности, страхов; преодоление замкнутости.
Задачи: снятие физического и психического напряжения; развитие уверенности в себе, вербальных и невербальных форм проявления эмоций, мимики и пантомимики.
Средства коррекции: игра; социальные приемы игрового типа, направленные на коммуникативное и эмоциональное развитие, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии.
Ход занятия
1.приветствие
Дети сидят в кругу, здороваются друг с другом, соприкасаясь ладошками.
2.разминка
Звучит аудиозапись «Голоса леса»
Психолог. Ребята, подойдите ко мне, закройте глаза. Давайте представим себе, что мы находимся в лесу, ветерок шумит в листве деревьев, журчит ручеек, щебечут птицы. Мы присели на полянке. Как хорошо, радостно и спокойно отдыхать! Но что это? Вот хрустнула ветка, вот еще одна… кто это? Как страшно нам стало! Мы сжались в комочек и застыли.
Брови подняли вверх, глаза широко раскрыли.
Рот приоткрыли.
Боимся пошевелиться и вздохнуть.
Голову втянули в плечи, глаза закрыли.
Ой, страшно!что это за огромный зверь?.
И вдруг у своих ног мы услышали: «Мяу!»
Один глаз открыли – а это котенок! Второй глаз открыли.
Возьмите своих котят на руки.
Ребята, расскажите о своих котятах, какие они?
Дети по очереди рассказывают.
Психолог. Вот видите, ребята, какие они ласковые, а мы-то думали! Кого вы себе представили?
Дети делятся своими представлениями.
Психолог. А на самом деле это были маленькие котята. Вот поэтому в народе говорят «У страха глаза велики».
Послушайте, как об этом говорится в стихотворении «Страх»
У страха глаза велики,
У страха не зубы – клыки,
У страха как бочка живот.
У страха желание есть –
Схватить, укусить, даже съесть!
Трусишка придумает страх
И жалобно ахает: «Ах!»
А я ничего не боюсь
Придумаю страх - и смеюсь!
В.Кудрявце
Вы сейчас наверное вспомнили свои страхи? Давайте посадим котят в корзинку и поиграем.
3. тренинговые игры
-игра «Закончи предложение»
Дети сидят в кругу, по очереди продолжают предложение «Я боюсь когда.», передавая мяч по кругу.
Психолог. Ребята, как можно догадаться по выражению лица человека, что он испытывает чувство страха? (показывает детям изображение человека, испытывающего чувство страха и предлагает рассмотреть выражение его лица).
-игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь»
Дети идут по кругу, держась за руки и проговаривая хором эти слова, когда психолог называет какого-нибудь страшного персонажа, детям нужно быстро превратиться в него и замереть.
Ведущий выбирает самого страшного, и тот становится водящим и продолжает игру.
5.Работа со сказкой
Детям читают сказку о зайчишке-трусишке.
После чтения и обсуждения дети по очереди играют роль зайчонка в финальной сцене: становятся на стул посреди группы, а остальные хором кричат: «верь в себя и ты победишь!»
5.Релаксационная пауза «Волшебный сон»
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело,
И расслаблено все тело,
Будто мы лежим на травке, на зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ноги теплые у нас…
Дышится легко, свободно, глубоко…
Губы теплые и вялые
И нисколько не усталые,
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется,
Все чудесно расслабляется,
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык.
Нам понятно, что такое
Состояние покоя.
6.Завершение занятия.
«Ручеек радости»
Дети берутся за руки. Закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.