Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Россия - родина моя!"»
Конспект занятия
по гражданско-патриотическому воспитанию
«Россия – Родина моя!»
/старший дошкольный возраст/
Цель: формирование гражданско – патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с государственными символами России
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомство дошкольников с государственными символами России - флаг, герб, гимн; с символическим значением цветов государственного флага России.
Развивающие:
Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, речевую активность и наглядно – образное мышление; умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Активизировать и расширять словарный запас дошкольников.
3. Воспитательные:Воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к государственным символам, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками.
Предварительная работа:
- беседы о дружбе;
- чтение художественной литературы, Н. Виноградова «Моя страна Россия», пословицы и поговорки о Родине;
- рассматривание иллюстраций с изображением Москвы – столицы России, открыток с видами разных городов России, фотографии и альбомов родной природы (растения, животные и деревья);
- прослушивание аудио записи.
Словарная работа: россияне, символы, миролюбивый народ, двуглавый орел, Георгий Победоносец, скипетр.
Пособия и материалы:
Географическая карта, картинки с изображением флага, герба России, полоски основных цветов на каждого ребенка, клей, ½ листа бумаги А4, монеты, лупы на каждого ребенка, музыка, картинки с изображением флагов и гербов разных стран.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Дети входят под музыку, встают полукругом.
Приветствие «Другу улыбнись»
Воспитатель: Ребята, давайте улыбаться друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Воспитатель: Дети, а хотите я загадаю вам загадку?
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить! Место это знаю я, А вы знаете, друзья? (Родина)
Воспитатель: Мы сегодня с вами совершим «виртуальное путешествие» по просторам нашей Родины, узнаем о ней новое и интересное.
( Демонстрация слайдовой презентации «Россия – Родина моя!»
И красива и богата Наша Родина, ребята. Долго ехать от столицы До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное: Горы, степи и леса: Рек сверканье голубое, Голубые небеса.
Каждый город Сердцу дорог, Дорог каждый сельский дом. Все в боях когда-то взято И упрочено трудом! Автор: Ладонщиков Г.А.
Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется страна, в которой мы с вами живём? (ответы детей.) Россия.
Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
Воспитатель: Ребята, следующий отличительный символ нашей страны – это гимн Российской Федерации.
Ребята, скажите, что такое гимн? (ответы детей).
Гимн - это хвалебная, величальная песня. Его исполняют в особых случаях, перед началом торжественных мероприятий, соревнований, игр. Гимн создали поэт Сергей Владимирович Михалков и композитор Александр Васильевич Александров. (Демонстрация портретов).
Воспитатель: Как нужно слушать гимн? Его нужно слушать стоя, молча, проявляя уважение. Прошу всех встать.
-Звучит гимн РФ.
(Дети слушают гимн страны).
Воспитатель: Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России – россияне! Россия – это самая большая страна в мире!
(Воспитатель обращает внимание детей на доску, где висит географическая карта России и предлагает рассмотреть ее).
На карте мира – части света –
Как на ладони вся планета.
Здесь виден каждый океан,
Очерчены границы стран.
Страна родная всех дороже –
Она видна на карте тоже,
Ее Россией мы зовем,
Границы свято бережем.
(В.И. Мирясова)
Воспитатель: Кто знает, где расположена наша страна на карте?
(Дети выходят и показывают границу России, если затрудняются, необходимо помочь).
Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей.)
Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, кто знает, что такое отличительный знак государства? (ответы детей).
Каждая страна имеет свой флаг, герб и гимн. Они являются государственными символами.
- Герб – это отличительный знак государства. Его изображают на флагах, печатях, монетах и на важных документах.
Воспитатель: Я предлагаю вам провести небольшой эксперимент. На столе лежат монеты и лупы. Рассмотрите монеты и определите что на них изображено?
(Дети подходят к столу, берут лупы и рассматривают монеты).
Воспитатель:
Герб-это эмблема страны или города.
Что изображено на монетах?
Ответы детей:
(дети рассказывают, воспитатель поправляет или дополняет рассказ)
Воспитатель: правильно, герб изображают на монетах, ценных бумагах, документах.
У России величавой
На гербе есть орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он – России дух свободный.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам такую разминку на смекалку.
У меня на картинках гербы разных стран, кто найдет герб России и покажет его. (На доске вывешены гербы стран, дети показывают свой герб).
Что изображено на нашем гербе? (золотой двуглавый орёл со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец, он копьем поражает змея).
Воспитатель:
А теперь задание на сообразительность. Я предлагаю вам выбрать среди разных флагов других государств российский флаг, определите его положение.
(Дети выбирают картинку с российским флагом).
Воспитатель:
- Российский флаг – символ доблести и чести российского народа.
Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников). Государственный Флаг не должен касаться земли, его нельзя переворачивать, к нему нужно относиться с уважением. Наш государственный Флаг имеет три равноценные полосы: (белый, синий и красный).
Что означает белый цвет? (Ответы детей).
Воспитатель: Белый цвет – это мир, чистота. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она на другие страны не нападёт.
Воспитатель: Что означает синий цвет? (Ответы детей)
Воспитатель: Синий цвет – это верность, честность, что народ любит свою страну, защищает и защитит её, всегда ей будет верен.
Воспитатель: Что означает красный цвет? (Ответы детей)
Воспитатель: Красный цвет – это цвет мужества, силы, смелости. С давних времен наши воины защищали свою землю, Родину и всегда побеждали врагов, это цвет крови, пролитой людьми за свою Родину.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сделать аппликацию: «Сложи флаг России»
(Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России)
(Дети подходят к столам и делают аппликацию флага России, затем берут в руки свою работу и поднимают вверх).
Итог занятия:
Ребята, я предлагаю вам поиграть в музыкальную игру. Вставайте все в круг, мы будем под музыку передавать Российский флаг из рук в руки, когда музыка остановится и у кого в руках останется флаг, тот заканчивает предложение, которое я начну.
1. Наша страна называется…. Россия.
2. Граждане России называются…. Россияне.
3. Столица России – город …. Москва.
4. Назовите символы нашей страны …..Герб, гимн, флаг.
5. На Российском гербе изображен ….. Двуглавый орел.
6.Наш Российский флаг имеет три цвета…… Синий, белый, красный.
7.Гимн нужно слушать.…… Стоя.
8. Кто держит в руках скипетр изображенный на гербе…. Воин – Георгий Победоносец.
Воспитатель:
Если вам понравилось наше занятие, и вы узнали много нового - возьмите солнышко, если вам, было, неинтересно возьмите – тучку.