Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию связной речи "Зимний лес"»
Конспект занятия по развитию связной речи Тема: «Зимний лес» (Составление творческого рассказа с использованием мнемодорожки) (средняя группа)
Цель: формирование представлений о зиме как о времени года.
Задачи:
Образовательные:
— расширять словарь синонимов, существительных, прилагательных, глаголов по теме;
— учить составлять рассказ, используя полученные раннее знания о зиме, диких животных.
Развивающие:
— развивать умение практически использовать в речи предложения разных типов;
— развивать связную речь;
— развивать память, мышление, речь и воображение.
Воспитательные
— продолжать формировать эстетическое восприятие окружающей действительности;
— продолжать воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.
Предварительная работа: наблюдения в природе, закрепление зимних примет, рассматривание иллюстраций о зиме, заучивание закличек и загадок.
Словарная работа: обогащение словаря (существительными, характеризующие состояния погоды: вьюги, метели, бураны и т. д.; глаголы: падает, сверкает, искрится и т. д.); подбор прилаг. (пушистый, сверкающий, искрящийся и т. д.); наречия (тепло, холодно, морозно и т. д.)
Оборудование: разрезные картинки «Зимний лес» на каждого ребенка, мнемодорожка с символами «Лес, снег, ветер, заяц, белка, волк, улыбка», диск с записью звуков природы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года? (Зима) Воспитатель:
— Ребята, скажите, пожалуйста, а какое время года на улице? (Зима)
— Какие признаки зимы вы знаете? (Ответы детей)
2. Воспитатель: ребята, я вам предлагаю пойти на прогулку в зимний лес. Но, чтобы попасть туда, нам нужно выполнить задание: нужно собрать разрезанные картинки в одно целое. (На столе лежат части картины «Зимний лес», дети собирают части картинок в целое, воспитатель помогает затрудняющимся).
3. Воспитатель:
—Ребята, молодцы, вы справились с заданием и мы оказались в зимнем лесу. А как вы думаете, что можно делать на зимней прогулке? (ответы детей).
-Давайте представим, что мы идем по лесу на лыжах.
Какой бывает лес зимой? (Сказочный, волшебный, загадочный и т.д.)
-Ребята, а что у нас под ногами лежит? (Снег). Что делает снег? (Хрустит, сверкает, падает, кружится и т.д.)
-А снег какой? (Искрящийся, белый, мерцающий)
-Что делает ветер? (Свистит, воет, дует и т.д.)
-Ребята, закройте глаза, и вы услышите звуки леса. (Воспитатель включает запись звуков метели, скрипа деревьев, голоса птиц, скрип снега).
ведь зимой в лесу холодно. Повторяйте за мной…
Чистоговорка «Зима»
Ок-ок-ок –выпал беленький снежок,
Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
—Ребята, а с кем можно встретиться на лесной поляне? (Ответы детей). Показ игрушек животных.
— Какой зайчик? Что он делает? (Беленький, пушистый, трусливый, маленький и т. д. Резвится, прыгает.)
—А белочка какая? (Рыжая, быстрая, шустрая и т.д.)
-А какой волк? (Серый, злой, голодный и т.д.)
- А как вы думаете, кого из зверей не увидишь в зимнем лесу? Почему? (Ответы детей. Медведя и ежа)
-Ребята, нам пора возвращаться в группу. Давайте снова встанем на лыжи.
Физкультминутка
Дети все на лыжи встали
И по снегу побежали.
Два березовых коня
По снегам везут меня. (Дети имитируют ходьбу на лыжах)
4. Изучение нового материала. (Обучение составлению рассказа с помощью мнемодорожки.)
Воспитатель.
—Ребята, внимательно посмотрите на символы. Чтобы рассказ получился красивый, надо рассказывать все по порядку. Рассказ можно начать со слов: однажды зимой, в зимнее утро… Сначала послушайте мой рассказ, а затем я послушаю ваши рассказы.
Пример рассказа воспитателя:
Однажды зимой я с друзьями отправилась на прогулку в зимний лес. Все лесные дорожки замело снегом. В лесу были слышны скрип деревьев, голоса птиц и стук дятла. На лесной полянке нам встретился маленький, беленький зайка. Он весело резвился и прыгал по сугробам. Мы увидели рыжую белку и серого, голодного волка. После прогулки по зимнему лесу у нас с друзьями осталось хорошее настроение.