Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи: звук -ч
Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи: звук -ч
Цель: воспитывать правильное произношение звуков родного языка
Задачи: познакомить детей с новым звуком «ч»); отрабатывать произношение звука изолированно, в слогах и в словах; развивать речевое дыхание, воспитывать интонационную выразительность речи, учить произносить звук «ч» медленно - быстро, громко – тихо (шепотом); активизировать и расширять словарный запас детей.
Методы и приё мы: словесные (художественное слово, объяснение, указание); игровые (артикуляционная гимнастика, сюрпризный момент).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи: звук -ч»
Занятие (название) Развитие речи и чтение худ. литературы. Звуковая культура речи: звук -ч
Структура занятия: вводная часть
Создание проблемной ситуации. Целевая установка. Мотивирование к деятельности.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
«Если б не было его, не сказали б ничего».
Дети: - «Язык»
Воспитатель: Для чего нужен язык человеку? (чтобы разговаривать)
Где находится язык? (во рту)
Что ещё находится во рту? (зубы)
Как работает язычок? Покажите. (дети показывают)
Что делает язычок когда мы молчим? (отдыхает спокойно лежит).
Артикуляционные гимнастики.
Воспитатель: « А больше всего язычок любит играть»
(дети встают в круг, проводятся артикуляционные упражнения)
основная часть
Проектирование решений проблемной ситуации. Выполнение действий (заданий).
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
Водички: с-с-с-с…
Комарика: з-з-з-з…
Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.
«Чебурашка чашку чая
Черепашке наливает» Дети: звук (ч).
Воспитатель: Правильно, послушайте новую историю о Язычке. « Однажды язычок увидел паровоз, который подъезжал к станции и громко пел « ч-ч-ч-ч». Захотелось и язычку спеть такую песенку. Он поднял кончик языка, сделал шаг назад в своём домике и стал стучать в потолок. Он пустил тёплый ветерок, и у него получилось: « ч-ч-ч-ч». Обрадовался язычок, что научился петь песенку паровоза.
Давайте и мы все вместе её споём. (Дети произносят звук (ч) сначала хором, затем индивидуально)
Игра «Громко - шепотом», «Быстро – медленно».
Воспитатель: Стал Язычок сочинять и петь разные песни, похожие на песню паровоза. Дети повторяют слоги и чистоговорки вслед за воспитателем.
Ча-ча-ча-дай мне калача. (Тихо, вместе, индивидуально)
Чи-чи-чи-пироги в печи. (Шепотом, девочки)
Чо-чо-чо-ох, как горячо. (Быстро, мальчики)
Ач-ач-ач-пришел врач. (Медленно, девочки)
Уч-уч-уч-у меня ключ. (Громко, мальчики)
Оч-оч-оч-скоро ночь. (Тихо, шепотом вместе)
Физминутка «Паровоз».
Я паровозик ЧУХ-ЧУХ, по рельсам я стучу,
Сначала я вперед бегу, потом назад качусь,
Теперь звоню в звонок: ДЗИНЬ-ДЗИНЬ!
Теперь в свисток свищу: ТУУ-ТУУУУУУ!!!!!!!!!!!!!!!!!
Ой! Неужели это я такой наделал шум. (дети двигаются по кругу, убыстряя темп).
Игра «Найди звук».
Воспитатель: А вы знаете, что звуки умеют прятаться в словах? Звук (ч) тоже решил с нами в прятки поиграть. И сейчас мы будем его искать в начале или конце слова. Если вы услышите звук ч в начале слова, хлопайте в ладоши, если в конце слова, топайте ногами. Слушайте внимательно: Чай, меч, чудо, ключ, черепаха, врач, чашка, мяч.
Дидактическая игра «Чудесный сундучок».
Воспитатель: К нам в гости приехал мультипликационный персонаж, друг крокодила Гены, кто же это? (вноситься игрушка Чебурашка). Чебурашка приготовил для нас сюрприз (вноситься сундучок). Этот сундучок не простой, чудесный, потому что в нём лежит много интересного. Каждый может узнать, что в нем лежит, только надо сказать такие слова: «сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Дети по очереди достают из сундука картинки и называют их, если в названии есть звук (ч), дети кладут ее в зеленую корзинку, если нет в белую корзину. Чайник, снеговик, чайка, ежик, черепаха, санки, калач, солнце, тучи, снег, мяч.
заключительная часть
Анализ результатов деятельности.
- Чью песенку сегодня научился петь язычок? (песенку паровозика) А как он её поёт? (все дети отвечают: ч-ч-ч). Молодцы, ребята.