Цель: Обогащать и расширять представления детей о посуде и её назначении. Задачи: 1. Уточнить и активизировать словарь по теме. - Обогащать словарь за счет обобщающих понятий (кухонная, столовая и чайная посуда).
2. Развивать связную речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, память и мышление. 3. Формировать положительную установку на участие в занятии. Формировать навыки взаимодействия друг с другом. Воспитывать бережное отношение к предметам посуды. Наглядный материал: картинки с изображением посуды; мяч, детская посуда, волшебный мешочек.
Ход занятия
1. Организационный момент: Игра «Чудесный мешочек» Воспитатель: Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, поиграем в игру «Чудесный мешочек».Опустите руку в мешочек, нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это, как вы догадались об этом. Воспитатель: Молодцы. Вы все предметы угадали правильно. А теперь подумайте и скажите, как можно назвать все эти предметы одним словом. Дети: Посуда. Воспитатель: Правильно. А для чего нужна посуда, вы знаете? Дети: В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят. Воспитатель: Правильно. Ребята, вы наверно уже догадались, о чем сегодня пойдет речь, конечно же, о посуде. 2. Беседа о посуде (Воспитатель раскладывает на доске в три ряда картинки с изображением посуды: чайной, столовой и кухонной) . Воспитатель: Какая посуда находится в верхнем ряду? Дети: Кухонная – сковорода, ковш, кастрюля. Воспитатель: Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Где стоит такая посуда? Дети:На плите. Воспитатель: Верно. Перечислите, какая посуда находится во втором ряду? Дети: Тарелки, хлебница, солонка. Это столовая посуда. Воспитатель: Верно. Этой посудой пользуются во время обеда. Где стоит столовая посуда? Дети: На столе. Воспитатель: Правильно. Перечислите, пожалуйста, какая посуда находится в нижнем ряду? Дети:Чайная посуда – сахарница, чашка, блюдце. Воспитатель:Правильно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Где должна стоять чайная посуда? Дети:В шкафу. Воспитатель:Молодцы, правильно. Воспитатель:Ребята, а теперь давайте рассмотрим посуду, которую вы достали из волшебного мешочка. И постараемся рассказать о ней. Из каких частей состоит предмет, что в нем делают. (Воспитатель показывает посуду, дети рассказывают, из каких частей состоит предмет и для чего он нужен) . Воспитатель: Ребята, что это за предмет? Дети: Чайник. Воспитатель: Из каких частей состоит чайник? Дети: У него есть дно, стенки, носик, ручка, крышка. Воспитатель: Что в чайнике делают? Дети: В нем кипятят воду. (Аналогично с другой посудой: кастрюля, сковорода, чашка, заварочный чайник) .
Игра «Один – много» Воспитатель: Молодцы, ребята. 3. Лексико-грамматические упражнения Игровое упражнение «Из чего сделан предмет? ». Воспитатель: Ребята, посуда сделана из разных материалов. Кастрюля сделана из металла, какая она? (металлическая)
Чашка сделана из фарфора, какая она? ( Фарфоровая). стакан из стекла?(стеклянный) Ложка сделана из дерева, какая она?(деревянная)
Сковорода сделана из железа, какая она? (железная)
Кружка сделана из керамики, какая она? (керамическая)
Тарелки сделаны из глины, какие они? (глиняные) Игровое упражнение «Где живут продукты? » Воспитатель: Ребята, помогите мне, пожалуйста, разложить продукты в соответствующую посуду. Воспитатель показывает продукты, дети отвечают, где они живут. Сахар живет. (в сахарнице) Хлеб живет. (в хлебнице) Салат живет. (в салатнице) Масло живет. (в масленке) Перец живет. (в перечнице) Конфеты живут. (в конфетнице) Сухари живут. (в сухарнице) Соль живет (в солонке) . Воспитатель: Молодцы. Вы справились с заданием правильно. Теперь отдохнем. Встаньте в круг. Физкультминутка «Помощники» Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять, (Дети шагают) Будем маме помогать. (Хлопают в ладоши) Быстро чашки мы помыли, (Круговые движения ладонями) Про тарелки не забыли. (Круговые движения ладонями) Всю посуду мы убрали, (Разводят руками в стороны) Очень сильно мы устали. (Ставят руки на пояс) . Игровое упражнение «Скажи наоборот»(с мячом)
Чашка тусклая (блестящая);
Блюдце разбитое (целое); Ложка чистая (грязная). Тарелка глубокая (мелкая) Чашка большая (маленькая). Сковорода тяжелая (легкая). Ножик старый (новый). Игровое упражнение «Назови ласково» Ложка-ложечка, чашка – чашечка, блюдце-блюдечко, кастрюля-кастрюлька, нож-ножичек, вилка-вилочка) . Дидактическая игра «Четвертый лишний» Стакан, стол, тарелка, ложка. Ложка, вилка, чашка, нож. Кастрюля, сковорода, чашка, ковш. Большой чайник, кастрюля, сковорода, заварочный чайник. Миска, сковорода, кастрюля, чашка. Итог занятия Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, о чем говорили, какая игра понравилась больше. Что для вас было новым? Что показалось трудным? Что запомнилось больше всего