Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Человек и природа"»
Дата________________
ОО «Познавательное развитие»
Выполнила: М.А.Губанова
Тема недели: «Человек и природа»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной группе «Островок»
Тема: «Лес и человек».
Цель: Познакомить с видами леса (хвойный, смешанный, лиственный).
Задачи: Расширить знания о растениях леса, представление об особенностях внешнего вида животных, повадках, особенностях приспособления (линька, спячка), условиях необходимых для их жизни.
Ход занятия
Ребята, сегодня мы откроем тайну, ведь в жизни нашей части чудеса, секрет лесных чудес необычайных. Узнаем мы за полчаса орешек знанье тверд, но все же мы не привыкли отступать, нам расколоть его помогут волшебные слова, Хотим все знать! Догадайтесь о чем речь.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят,
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Тараса – малинкой,
Лейлу – хворостинкой
Кого же назвали богатырем? Ответ: Лес (Картинка леса) (слайд).
Что такое лес? А какие леса произрастают на территории Росси? (хвойные, смешанные, лиственные) (слайды).
Хочешь знать, что значит лес?
Это сосны до небес,
Ели, да осины, да кусты малины.
Шелест листьев в синеве
Утром пенье птичек,
И в нескошенной траве
Огоньки лисичек,
Лес меняется, растет, долгими годами,
Все живое в нем живет
Вечно дружит с нами.
В народе говорят: «Лес – наш зеленый друг».
А вы не задумывались, почему так долго может существовать лес? (Много животных в лесу помогают ему жить). Картинки леса с животными.
Приведите примеры деревьев произрастающих на территории нашего края (слайды деревьев).
Кто же обитает в нашем лесу? (Слайды животных, грибов, насекомых, растений).
Ребята, что есть у всех деревьев (Слайды корень, ствол, крона с листьями).
Корни не дают дереву упасть, добывают воду и минеральные вещества. Ствол удерживает крону с листьями.
Внутри него находятся сосуды по которым вода с минеральными веществами поднимается наверх, а органические вещества спускаются вниз (Слайд).
Деревья – главные производители нашего леса. Лес- это семья различных растений: деревья, кустарники, травы, грибы, мхи (Слайд).
Почему леса поредели? (вырубили, сгорели). А могут ли на месте вырубленных или сгоревших при пожаре деревьев появиться новые? Что можно принести из леса, чтобы не наносить ему вреда? (Грибы, ягоды). Какова роль леса в природе? Лес – дом для растений, грибов, животных, водоемов и почв. Деревья обогащают воздух кислородом.
Если приглядеться к зеленой стене леса, то можно заметить, что деревья в ней растут этажами, а под деревьями растут кустарники: малина, шиповник. Кустарник ниже, сколько у него стволов? (не один, а несколько).
Много в лесу травянистых растений. В хвойных лесах в тени и во влажных местах растут мхи и особая группа лесных растений – грибы (слайд).
Могут ли деревья жить без других обитателей леса? Отгадайте загадки:
***
На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу, готов напасть (Слайд Волк).
***
Всех зверей она хитрит,
Шубка рыжая на ней,
Пышный хвост - ее краса,
Этот зверь лесной? (Слайд Лиса)
***
То орех, то шишку,
В дом несет детишкам,
Летом – рыжий огонек,
Зимой – серенький дымок (Слайд Белка)
***
Кто подушеску с иголками,
Обронил в лесу под елками?
Что с ней делать, я не знала,
Долго думала, стояла, а подушечка сбежала (Слайд Еж)
***
Моет в речке свою пищу,
Чтоб была она почище.
Лишь потом отправит в рот,
А чистюля тот? (Слайд Енот)
***
Что за зверь лесной,
Встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы-
Уши больше головы (Слайд Заяц).
***
Целый день он роет, роет,
Катакомбы словно строит.
Семь запутанных ходов,
Показать Вам кто готов? (Слайд Крот)
***
У него в полосках спинка,
Хвостик легкий как пушинка,
Все запасы как в сундук,
Прячет в дупла… (Слайд бурундук).
Физ.минутка.
Разнообразен животный мир нашего леса: здесь можно встретить крупных и мелких животных (слайд), насекомых.Одни животные впадают в спячку. Называют (ежи, медведи, барсуки), другие делают запасы (бурундук, белка).
Всегда ли человек справедлив к лесу? По чьей вине возникают экологические проблемы? Назовите правила поведения в природе (слайд).