Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение средняя общеобразовательная
школа №70
ТЕМА ЗАНЯТИЯ. « ЗВУК [Ф']»
(ГРУППА АДАПТАЦИИ).
Подготовила учитель начальных классов Альшова Н.А.
Липецк, 2012
Цели занятия:
- знакомство с новым звуком [ф'];
- развитие фонематического слуха;
- развитие речи, мышления;
- воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова «По дороге к азбуке» (3 часть),
- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. «Наши прописи» (1 часть ),
- карточки с буквами;
- картинки слов на букву «Ф»;
- м/фильм с изучаемым звуком.
Этапы занятия
Ход занятия
Формирование УУД (предпосылки)
1. Актуализация знаний.
1.Организационный момент (посмотрели, улыбнулись).
На столах открыты тетради «По дороге к азбуке»с.46, «Наши прописи» с.24.
О каком звуке мы говорили на прошлом занятии? ([Ф]). Расскажите об этом звуке (согласный, твёрдый). Прочитайте слоги по цепочке (с. 46 – внизу).
Чем слоги похожи? (звук [Ф] – твёрдый). Назовите слова со звуком [Ф].
Познавательные УУД
1) формируем умения извлекать информацию из слогов
2) формируем умения анализировать, делать выводы
3) формируем умения выявлять сущность, особенности объектов
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы
5) формируем умения обобщать и классифицировать по признакам
6) формируем умения ориентироваться на развороте учебника
2. Коммуникативные УУД
1) формируем умение слушать и понимать других
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме
4) формируем умение работать в паре
Личностные УУД
1) формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции
2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией
Регулятивные УУД
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (план)
4) формируем умениеосуществлять познавательную и личностную рефлексию
2. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.
3. Рефлексия
2. С кем на прошлом занятии познакомились игрушки (Лисёнок, Ёжик и Сова – с котом Фока).
Какой звук слышим в начале клички кота? (Фока [Ф]). Где сидели друзья? (в кафе – звук [Ф]).
Мы путешествуем вместе с ними. Представим,что мы тоже в кафе. Друзья смотрели мультфильмы. Посмотрим и мы. Какие новые звуки услышали? В каких словах?
Слова фейерверк и фиалка начинаются со звука [Ф']. Какой это звук? Дайте характеристику (согласный, мягкий).
Какие красивые фиалки!
Послушайте стихотворение о них. Внимательно слушайте. Какое слово в стихотворении тоже имеет звук [Ф']?(фиолетовый)
На солнечной опушке
Фиалка расцвела.
Фиолетовые ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперёд.
Но всякий ей поклонится
И бережно возьмёт. (Е. Серова)
Объясните, что значит хоронится?
1 ребёнок
2 ребёнок
Фиалку можно встретить не только в лесу. Есть ещё комнатные фиалки (на столе цветы, напомнить о бережном отношении к природе).
Итак, мы сегодня знакомимся со звуком [Ф'] – он согласный, мягкий. Обозначается этот звук буквой ф (эф).
Работа с иллюстрацией. « По дороге к азбуке» (с. 48)
Кто пришёл к игрушкам в гости? (мальчик Филя).
С какого звука начинается его имя? ([Ф']).
Что заказал себе этот мальчик? (кефир, конфеты).
Как вы думаете, почему? (слова с мягким звуком [Ф']).
Но он недоволен. Как вы думает, правильно ли он себя ведёт?
А какие продукты полезные из заказанных? (конечно, кефир; чрезмерное употребление конфет вредит зубам).
Физминутка.
Я иду, и ты идёшь -
Раз, два, три.
Я пою и ты поёшь –
Раз, два, три.
Мы идём, и мы поём –
Раз, два, три.
Очень дружно мы живём –
Раз, два, три.
Работа в тетради.(« По дороге к азбуке»)
Раскрасить зелёным цветом букву над домиком.
Конечно, звук расстроился от поведения такого мальчика Фили, давайте мы его успокоим и придумаем слова со звуком [Ф']. (фильм, мультфильм, фикус, фенечка, фея, туфелька, фиолетовые фиалки, фермер, буфет, зефир, конфетти).
На доске буквы гласные и Ф: составить слог, в котором звук [Ф'](фи).
С. 49 Задание 3.
Подумайте, какое задание придумал для вас Лисёнок, рассмотрите внимательно рисунки.
Правильно, будем определять положение звуков [Ф] и [Ф'] в словах (работают по цепочке).
Как можно все эти слова разделить на две группы: с мягким звуком [Ф'] и твёрдым звуком [Ф].
Итоги.
Из букв (на парте буквы на карточках)составить слоги (работа в парах), прочитать слоги. Назвать слог с мягким звуком[Ф'].
С какой гласной буквой слышим звук [Ф']? Значит, буква И показывает, что согласныйзвукзвучит мягко.
Буква Ф (эф), обозначает два звука - мягкий звук [Ф'] и твёрдый звук [Ф](дети берут два карандаша(зелёный и синий и раскрашивают букву).
На что похожа буква Ф? (можно заготовить буквы и дети в паре подумают, что нарисуют: ключи, человечков, фонарики или докрасить в «Наших прописях» фонарь зелёным цветом).
Звук [Ф'] можно услышать в слове профессия.
Узнайте, кем работают ваши родители и расскажите в следующий раз.
3. Возьмите 2 карандаша (зелёный и красный), поднимите зелёный карандаш – кому всё было понятно и интересно, красный карандаш поднимут те детки, кому было не интересно (учитель отмечает активных детей - наклейки в тетрадь со словами «молодец», «умница» и т.д.).