Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Большие права маленького гражданина"»
КУ "СРЦН "Гармония"
Конспект занятия
"Большие права маленького гражданина"
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере:
Чебаненко О.А.
Цель: развитие основ правового сознания у дошкольников.
Задачи: Закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах, перечисленных в ней. Максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.
Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
Довести до сознания детей, что государство заботится о соблюдении прав каждого ребенка.
Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.
Ход НОД:
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте! Я очень рада вас снова видеть.
Сегодня у нас необычное занятие, на нём присутствуют гости. Давайте их поприветствуем:
Мы спешим сказать вам - «Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Мы спешим сказать вам – «Благости!»,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Мы спешим сказать вам – «Радости!»,
Удач, успехов и везенья! –
Чтоб пожелать всем вместе
Прекраснейшего настроения.
1. Право на жизнь.
Воспитатель: Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье - жить и радоваться жизни! А благодаря кому вы появились на свет? Родители рассказывали вам, как они радовались вашему появлению? Как они счастливы, что у них есть вы? У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни заботятся государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни
Воспитатель (демонстрирует детям книгу): Посмотрите дети, у меня в руках книга, не простая, а очень важная. Эта книга называется «Конвенция оправах ребенка». Из этой книги можно узнать о ваших правах. Это главный международный документ детей, который подписали люди нашей планеты.
- Ребята, как называется этот документ?
- Конвенция.
- Что записано в этом документе?
- Права детей.
Воспитатель: В конвенции записано, что главное право каждого человека — право на жизнь и маленький человек - ребенок тоже имеет право жить. Этот символ говорит о том, что каждый ребенок имеет право жить, имеет право на счастливое детство (обращает внимание детей на слайд с изображением символа «Право на жизнь»).
2.Право на имя.
Воспитатель: Представьте такую ситуацию. В семье родился ребенок, все очень рады этому событию. Но никто не знает, как к нему обратиться. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
Воспитатель: И у бабушки есть, и у дедушки есть,
И у мамы есть, и у папы есть,
И у лошадки есть, и у собачки есть.
Чтобы его узнать, надо вслух назвать (имя).
Воспитатель: Следующее право, записанное в Конвенции – это право ребенкана имя (обращает внимание детей на слайд «Право на имя»). Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имя? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Имя влияет на характер, склонности и увлечения человека. Когда родители дают своему ребенку имя, они вкладывают в него свои надежды, пожелания.
Вместе с родителями вы составляли альбом «Наши имена» и узнали, почему в семье решили вас так назвать. (Кладу на пол обруч-клумбу). Родители называют вас цветами. Сейчас мы поиграем в игру клумба и узнаем, что значат ваши имена. Кто хочет рассказать о своём имени?
Игра «Клумба»(дети кладут цветок в обруч и рассказывают о значении своего имени).
3.Право на семью.
Воспитатель: Но пока вы еще маленькие. Вы не можете сами стирать себе одежду, варить обед. Кто заботиться о вас? (родители) Родители это самые близкие люди, которые заботятся о нас с самого рождения. А еще кто? Как назвать одним словом?
Как вы думаете: что такое семья? (Ответы: Семья - это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково. Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр. Это наши родные, родственники, родня. Семья, близкие люди, родной дом - самое дорогое, что есть у человека.)
Воспитатель: о семье можно не только говорить, писать стихи, но и составлять«генеалогические древа». Ребята, а зачем человеку нужно составлять генеалогические древа о своей семье? (Чтобы знать своих родственников)
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. Корни нашей семей уходят далеко в прошлое, и чтобы никого не забыть люди пишут историю своей семьи. Кто – то пишет книгу о своих предках? кто – то сохраняет фотографии. А Костя Попов с родителями нарисовал свое дерево семьи.
Рассказ ребенка о генеалогическом древе.
Воспитатель: Ребята, слушая рассказ Кости , я поняла, что он любит свою семью и с любовью относится к своим родным. Я думаю, что тоже самое можно сказать о каждом из вас.
4.Право на гражданство
Воспитатель: (показывает свидетельство о рождении). Когда человек рождается, он получает первый в жизни документ - свидетельство о рождении. Сюда записывают фамилию, имя и отчество ребёнка, дату и место рождения. Также фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас выдано такое свидетельство. Когда придёте домой, попросите маму или папу показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы ещё раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей.
Посмотрите (обращает внимание на слайд «Свидетельство о рождении», на свидетельстве есть печать, изображение герба. Если на документе есть герб России, значит мы граждане какой страны? (ответы). Каждый человек имеет право жить в той стране, в которой родился. С самого рождения вы стали новыми гражданами нашей страны и получили право на заботу и охрану со стороны государства.
Воспитатель (демонстрируется слайд «Право на гражданство»): Каждый ребёнок является гражданином своей страны, и это его право. Вы граждане России, россияне. О вас заботятся не только ваши близкие и родные, но и государство.
Рассказ воспитателя о заботе государства в сопровождении мультимедийной презентации:
Наш президент В. В. Путин и другие важные лица государства делают всё, чтобы вы были счастливы. В нашей стране строится много стадионов, дворцов спорта, домов детского творчества, где работают различные студии, кружки и секции. Вы можете выбрать себе любое занятие: рисование, танцы, или борьбой и заниматься своим любимым делом, тем, что вам нравиться. Это ваше право, потому что все дети имеют право на выражение своей индивидуальности (слайд «Право на индивидуальность»).
В нашей стране работают различные фабрики и заводы, где выпускаются детские игрушки, мебель, одежда для детей. Государство заботиться о том, чтобы у всех детей были эти необходимые вещи (слайд «Правона достойный уровень жизни»). Так реализовывается ваше право на достойный уровень жизни.
Все вы любите ходить в кинотеатры и смотреть любимые детские мультфильмы и кино, которые создали для вас кинематографисты и мультипликаторы. Много артистов трудиться в театрах для детей, выступает на цирковой арене, чтобы порадовать вас своими незабываемыми представлениями. А летом вы любите бывать в парке аттракционов или просто играть во дворе, где для вас оборудованы специальные игровые площадки. Государство заботится о том, чтоб вы весело и интересно отдыхали, ведь вы имеете полное право на отдых и досуг.
(слайд «Право на отдых»).
Воспитатель (обращает внимание на слайд, где изображён ребёнок на приёме у врача). К сожалению случается , что вы заболели, простыли, что делать тогда?
Правильно, ребята, в нашей стране все дети и взрослые имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, заботы о сохранении здоровья (слайд «Правона медицинское обслуживание»).
Совсем скоро вы будете ходить в наш садик, а пойдете в школу. Кто-нибудь сможет вам запретить ходить в школу? Конечно же нет, потому что все дети нашей страны имеют право получать образование, чтобы все знать и получить будущую профессию (слайд «Право на образование»). Скажите, а где еще дети могут получать знания? А детском саду могут? Давайте проверим, чему вы научились в детском саду.
Ф/м «Моиправа»
Мы права свои все знаем(шагают)
Потому, что изучаем (часики)
И себя мы защитим,
и в обиду не дадим (силачи)
Будем мы дружить с правами (руки в стороны)
Выполнять обязанности.
Для того, чтоб вместе с вами
Жить в тепле и радости! (руки вверх, потянуться, опустить)
Воспитатель: Ваши права охраняются государством. Наш президент и другие важные лица государства делают все, чтобы вы были счастливы — Ребята, а президент – это кто? (ответы детей) .
Воспитатель: — Президент России – это глава государства. Он самый главный человек в нашей стране. Быть президентом – это работа. Президент дал клятву верно служить нам, народу России. Сегодня Президентом Российской Федерации работает Владимир Владимирович Путин.
Воспитатель: — А кто выбирает Президента? (ответы детей)
Воспитатель: — Мы, граждане России, сами выбираем себе президента. В нашей стране выборы президента проходят раз в четыре года. В этих выборах могут принять участие все взрослые граждане государства с 18 лет.. Президент избирается путем голосования. Тот, кто голосует на президентских выборах, добровольно соглашается передать ему маленький кусочек своей власти над собой. Из этих маленький кусочков и складывается большая государственная власть, которой обладает Президент.
Воспитатель: — Ребята, а кто из вас был на избирательном участке? (ответы детей).
- Лера подготовила для нас стихотворенье о выборах, давайте послушаем: Все на выборы пойдем! Я сегодня встану рано, Крикну всей семье, подъем! Просыпайтесь, папа, мама, Все на выборы пойдем! Весь народ сознательный Идет на избирательный. Избиратель, не томись, а скорей определись. Голос свой отдай скорей за достойнейших людей! Все на выборы идите, свою мудрость покажите.
Воспитатель: За кого проголосует большинство граждан, пришедших на избирательный участок, тот и становится президентом. Поэтому очень важно всем присутствовать на выборах и отдать свою частичку власти самому достойному человеку. А чтобы люди не забыли прийти на выборы, им раздают листовки – приглашения. И сегодня я предлагаю вам принять участие в изготовлении такой листовки.
Творческая работа
Изготовление листовки «Все на выборы идем».
Детям предоставляется заготовка с надписью «все на выборы идем! » и предлагается: — Раскрасить флаг. — Изобразить наиболее важное, на взгляд ребенка, право, борьбу за которое вы хотите доверить Президенту.
Воспитатель: Замечательные и нужные листовки у вас получились. Предлагаю вам подарить их своим родителям.
Итог занятия: Какие права детей мы сегодня вспомнили? Вы на свет родились, Чтобы радостно жить, Чтобы вместе играть, Чтобы крепко дружить. Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы, Чтоб исполнились в жизни все ваши мечты. (в подарок дети получают эмблемы «Права детей»)