Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Березка"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 68 «РОМАШКА»
Принято на педагогическом совете
Протокол №___________________
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ № 68
Т.Н. Градюк ____________
Приказ № _____________
г. Нижневартовск - 2017г.
Содержание Программы:
№ п/п
Разделы Программы
Страница
Паспорт Программы
3-4
1.
Целевой раздел программы.
5
1.1.
Пояснительная записка
5
1.2.
Возрастные особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста
7
1.3.
Планируемые результаты освоения программы
8
1.4
Мониторинг реализации Программы
9
2.
Содержательный раздел программы
10
2.1.
Описание образовательной деятельности по программе
10 -14
2.2.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы интеллектуальной – познавательной направленности «Сказки фиолетового леса»
15-40
3.
Организационный раздел программы
41
3.1.
Материально – техническое обеспечение программы.
41
3.2.
Методическое обеспечение программы
41
3.3.
Планирование образовательной деятельности
41 -46
3.4.
Список используемой литературы
47
4.
Система контроля за реализацией программы
48
5.
Механизм реализации программы
48 -49
Паспорт программы
Наименование Программы
Программа дополнительного образования по развитию логико – математических способностей у детей «Сказки фиолетового леса»
Основание для разработки Программы
Закон РФ «Об образовании» Программа «Развитие образования г. Нижневартовска на 2015-2020годы»; Программа развития МАДОУ ДС № 68 «Ромашка» на 2015-2020гг.
Заказчик Программы
Родители, педагоги ДОУ
Исполнители Программы
Руководитель кружка «Сказки фиолетового леса», воспитатели
Разработчики Программы
Низаметдинова Рита Рамилевна, воспитатель первой квалификационной категории.
Адрес образовательного учреждения – исполнителя Программы
Город Нижневартовск, Ханты - Мансийский автономный округ – Югра, ул. Чапаева 11 А., тел. 46 – 16 – 30, факс 46 - 60 - 32
Целевые группы
Программа рассчитана на работу с детьми младшего и среднего дошкольного возраста
Срок реализации Программы
2 года
Цель Программы
Развитие логико - математических способностей у детей 4 -5 лет посредством развивающих игр В. Воскобовича.
Задачи Программы
Стимулировать у детей желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через разнообразные сенсомоторные действия в играх.
Совершенствовать у детей процессы анализа, сравнения и синтеза, воображения и памяти.
Способствовать накоплению детского познавательно – творческого опыта через практическую деятельность.
Поощрять у детей проявление самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
Развивать у детей гибкость мышления, способность придумывать необычные решения видеть противоположные свойства в предметах и явлениях.
Создавать условия для становления у дошкольников элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга и договариваться между собой в процессе решения различных задач.
Ожидаемые результаты
Сформированы представления у детей о предметах и явлениях окружающей действительности;
Развиты у детей познавательные способности: умения видеть проблему,
выдвигать гипотезы, анализировать, сопоставлять, рассуждать и делать выводы;
Развита у детей способность к качественному и творческому усвоению новых знаний и способов деятельности; возможность самостоятельного, творческого переноса усвоенных знаний и способов действий на выполнение других задач в других условиях;
Социально-личностное развитие каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность.
Система организации контроля за исполнением Программы
Исполнение представленной программы анализируется два раза в год в соответствии с педагогическим мониторингом. Отчет об исполнении заслушивается один раз в год на итоговом педагогическом совете ДОУ.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является развитие дополнительного образования детей. Дополнительное образование можно рассматривать как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где осуществляется специальная образовательная деятельность различных систем по обучению, воспитанию и развитию индивида, где формируются процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореализация личности. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой остановке, лучше подготовлены к школе. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитию восприятия, внимания, памяти, воображения.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно, готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периодам – школьного детства.
Одним из средств интеллектуального развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Наиболее эффективным средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста являются игры Воскобовича.
Принципы, заложенные в основу этих игр – интерес – познание – творчество – становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого – то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы - интеллектуально - творческого развития дошкольников. Для этого разработана программа дополнительного образования «Сказки фиолетового леса» по технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Фиолетовый лес – это методическая, развивающая среда в виде сказок. Сказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов. С персонажами дети встретятся в сказках – методиках к каждой игре. Данные виды игр способствуют развитию логического мышления, внимания и находчивости.
В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.
Цели и задачи реализации программы
Цель программы: Развитие логико - математических способностей у детей 4 -5 лет посредством развивающих игр В. Воскобовича.
Задачи:
Стимулировать у детей желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через разнообразные сенсомоторные действия в играх.
Совершенствовать у детей процессы анализа, сравнения и синтеза, воображения и памяти.
Способствовать накоплению детского познавательно – творческого опыта через практическую деятельность.
Поощрять у детей проявление самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
Развивать у детей гибкость мышления, способность придумывать необычные решения видеть противоположные свойства в предметах и явлениях.
Создавать условия для становления у дошкольников элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга и договариваться между собой в процессе решения различных задач.
Принципы и подходы к формированию Программы
Программа строится на принципах:
принцип деятельности (заключается в том, что ребенок, получает знания не в готовом виде, а добывает их самостоятельно);
принцип непрерывности (преемственность между темами);
принцип целостного представления о мире (обобщенное, целостное представление о мире);
принцип минимакса (даем больше, требуем стандарт, возьми сколько можешь);
принцип универсальности (развитие умений переноса полученных знаний в новые условия);
принцип вариативности (учет интереса и наклонностей детей);
принцип психологической комфортности (доброжелательная атмосфера);
принцип креативности (поэтапное выращивание – от репродуктивного до творческого уровня интеллектуального потенциала ребенка).
1.2. Возрастные особенностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Возрастные особенности детей 4 - го года жизни
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность.
Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.
В этом проявляется интерес маленького человека к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное, т.е. от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). Он познаёт то, что видит перед собой в сию минуту. В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.
Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.
В данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет, с ним речью трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.
Возрастные особенности детей 5 - го года жизни
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но и способах ее достижения. Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.
Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как?, зачем?, почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к познавательным запросам дошкольников, то во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.
На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.
Важнейшими новообразованиями данного возраста являются:
завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности. Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно - деловой характер.
Мышление по-прежнему носит наглядно - образный характер.
1.3.Планируемые результаты освоения программы
Сформированы представления у детей о предметах и явлениях окружающей действительности.
Развиты у детей познавательные способности: умения видеть проблему, выдвигать гипотезы, анализировать, сопоставлять, рассуждать и делать выводы.
Развита у детей способность к качественному и творческому усвоению новых знаний и способов деятельности; возможность самостоятельного, творческого переноса усвоенных знаний и способов действий на выполнение других задач в других условиях.
Социально-личностное развитие каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность.
1.4. Мониторинг реализации Программы
Цель: Выявить уровень развития логико-математического развития ребенка.
На основе наблюдения за ребенком в самостоятельных играх, совместных с педагогом и в организованных видах деятельности.
В процессе наблюдения за ребенком выявляются основные представления, умения, инициативные и речевые проявления. Далее представлены две диагностические карты (приложение 1): в одной даны показатели исходной диагностики, которая проводится методом наблюдения в конце сентября — в октябре, в другой — показатели итоговой диагностики, которая проводится в конце апреля — в мае.
Воспитатели по результатам наблюдений за детьми и записей относительно каждого ребенка, на основе анализа полученных данных выявляют уровни освоенности ими логико-математических представлений и умений.
Ребенку, который обнаружил повышенный уровень развития, ставится знак «красное яблоко», средний — «желтое яблоко», сниженный (низкий) — «зеленое яблоко». Знак ставится в каждом столбце, а в рубрике «Выводы» рисуется красножелтое, желто-зеленое яблоко (с преобладанием какого-либо цвета) или полностью красное, желтое или зеленое (см.: Методическое пособие для педагогов ДОУ Михайлова 3. А., Чеплашкина И. Н. «Математика — это интересно». — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008, с. 12, 13).
Сформулированные по результатам диагностики выводы являются средством совершенствования качества развития и обучения детей.
CОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Описание образовательной деятельности по программе.
При подборе форм, методов, способов реализации Программы для достижения планируемых результатов учитываются общие характеристики возрастного развития детей и задачи развития для каждого возрастного периода.
Содержание программы «Сказки Фиолетового Леса», организация детской деятельности направлены на развитие творческих способностей, гибкости и подвижности ума у детей. Проблемные ситуации в игровом сюжете развивают у детей самостоятельность мышления, способность находить решение, иногда нестандартное или фантастическое, и попробовать доказать его правильность. Вопросы «почему» помогают детям устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями. В методике используются элементы технологии ТРИЗ, которые направлены на развитие у детей среднего дошкольного возраста творческого воображения, гибкости мышления, способности видеть знакомый предмет в необычной ситуации, придумывать разные функции, противоположные свойства привычных предметов и явлений. Приемы ТРИЗ придают игровым ситуациям занимательность и дополнительную мотивацию. Взрослый создает чувство внешней и внутренней безопасности, не высказывая отрицательной оценки и критических замечаний, и ребенок может свободно высказывать свое мнение, предлагать варианты решения задачи, выбирать способы действия. В игровом общении детей друг с другом и взрослым развиваются речь и коммуникативная культура, создается ощущение свободы и комфорта. Дети придумывают названия составленным предметным силуэтам, описывают их, рассказывают о назначении предметов, сочиняют простые сюжетные рассказы (например, на тему «Что увидел сказочный герой во время путешествия?»), беседуют друг с другом и со взрослым. В процессе освоения математического содержания происходит обогащение приобретенного сенсорного опыта за счет применения в практической деятельности системы сенсорных эталонов (например, поиск в окружающей обстановке предметов определенных формы и цвета). Происходит дальнейшее постижение геометрических форм, пространственных отношений (ориентировка на плоскости, понимание положения предметов относительно друг друга). Ребенку 4—5 лет предлагается
решение несложных логических задач на поиск предметов по признакам, пересечение множеств (круги Эйлера), сравнение групп предметов но количеству, обозначение чисел цифрами и др. Одним из приемов активизации детской мыслительной деятельности является использование приема специально допущенной ошибки или загадки, которую совершает или загадывает персонаж.
Программа разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений образовательного процесса. В игровых ситуациях на фоне преобладающего логико-магематического развития частично решаются вопросы познания мира предметов и природы. Детям предоставляется возможность выполнять физические упражнения, поучаствовать в экспериментировании, нарисовать придуманный предмет, представить себя персонажем и от его лица рассказать, показать, как он действует.
Образовательное содержание программы «Сказки Фиолетового Леса» выстроено по принципу от простого к сложному, постепенного и постоянного, как бы по спирали. Представления, умения, которые получают дети, опираются на уже приобретенные, поэтому, если работа не ведется планомерно с младшего возраста, приходится возвращаться немного назад и осваивать предшествующие игровые ситуации, образовательные вопросы или действия. Содержание выстроено на достаточно высоком уровне трудности. Это помогает эффективно развивать познавательные способности детей дошкольного возраста, ведь, как отмечают психологи, отсутствие перед ребенком препятствий, которые надо преодолевать, делает развитие слабым и вялым.
Содержание программы «Сказки Фиолетового Леса» реализуется через игровое взаимодействие детей и взрослых в сюжетных линиях сказок Фиолетового Леса.
Сюжет — это приключения персонажей в Фиолетовом Лесу, во время которых происходят различные превращения и чудеса, случаются фантастические явления. Например, друзья собираются пить чай с пирогами, которых нет в реальном мире и которые приходится придумывать и составлять из частей головоломок.
Игровые действия — это складывание, нанизывание на стержень или шнурок, прикрепление частей к игровому полю,
конструирование по образцу и замыслу шнурование, составление из частей.
Игровые роли выполняют персонажи: Гусь-капитан, Пчелка Жужа, Магнолик и др. Взрослый или ребенок действуют от лица персонажа и помогают ему в решении проблемных ситуаций и логических задач, отвечают на различные вопросы.
Использование сказочных сюжетов и сказочной среды, завуалированность задач и заданий делают обучение опосредованным, придают игровую форму взаимодействию детей и взрослых, реализуют игровую мотивацию. Кроме того, все это создает эмоционально положительный фон, вызывает ощущение радости и переживание удовлетворения от деятельности. В результате ребенок дошкольного возраста эффективно развивается в соответствии с принципом «Не навреди».
Для реализации содержания программы создана специфическая среда в виде сказочного Фиолетового Леса - это организация реально существующей среды в отдельной комнате на тему «Фиолетовый Лес». Это мир фантазии и творчества, населенный необычными существами, в котором есть сказочные поляны, города, озера, ручьи, острова, школы и др., связанные с играми определенной направленности и линиями усложнения. Например, Цифроцирк — это мир занимательной математики, в котором дети вместе с персонажами Магноликом и забавными зверятами-цифрятами играют с «Математическими корзинками», «Фонариками», «Волшебными восьмерками».
Материалом, с которым ребенок действует, являются развивающие игры и пособия «Развивающие игры Воскобовича», они отличаются рядом особенностей.
Характеристика развивающих игр Воскобовича:
1. Многофункциональность.
В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
2. Широкий возрастной диапазон участников игр
Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
3. Сказочная «огранка»
Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.
4. Творческий потенциал.
Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.
5. Конструктивные элементы.
Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» - это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» - жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» - прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре-затейнике» - шнурок и блочка.
Развивающие игры и пособия В. В. Воскобовича можно условно разделить по целям развития на три группы.
Первая группа — игры, направленные на математическое развитие. В процессе освоения чисел, геометрических фигур, пространственных отношений происходит развитие мыслительных операций. Сюда можно отнести игры на трансформацию («Квадраты Воскобовича», «Змейка»), плоскостное моделирование («Чудо-крестики», «Чудо-соты»), освоение целого и части («Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник», «Прозрачный квадрат»).
Вторая группа — это игры, в которых ребенок решает логические задачи с использованием букв («Конструктор букв»), составляет слоги и слова («Теремки Воскобовича»), занимается словотворчеством («Яблонька», «Снеговик», «Ромашка»),
Третья группа — это игровые универсальные пособия («Коврограф „Ларчик"», «Игровизор»),
Несмотря на различную направленность, все игры и пособия дают возможность участвовать в творческом процессе, который проявляется в придумывании и практическом воплощении различных образов, задач и действий.
Сказочная среда в виде Фиолетового Леса заполняется этими развивающими играми и пособиями в количестве, предназначенном для взаимодействия с подгруппой детей в 8—10 человек, зависит от возраста и этапа освоения игр детьми.
Содержание программы «Сказки Фиолетового Леса» представлено в виде игровых ситуаций, которые являются организованной образовательной деятельностью детей и взрослых. При ее организации взрослый говорит от лица автора- рассказчика и имени сказочного персонажа. Сказочные герои появляются в игровых ситуациях постепенно в течение всего учебного года. Взрослый и дети рассматривают и описывают нового персонажа, беседуют о нем. Характерные проявления героя предполагают использование различных методических приемов, например умный загадывает загадки, аккуратный сортирует, а легкомысленный допускает ошибки. Взрослый как участник игры предоставляет возможность детям 4—5 лет подумать и самостоятельно выполнить действия, решить задачу, ответить на вопрос. Такой подход способствует развитию у детей самостоятельности, проявлению творческих способностей, желания добиться результата.
Некоторые игровые ситуации выстроены таким образом, что ребенок может предложить свое решение, выбрать способы действий или придумать сюжетную линию. В этом случае взрослому приходится очень чутко улавливать настроение и желания детей, опираться на их возможности и способности и исходя из этого организовывать дальнейший ход игровой ситуации. Например: сказочные герои путешествуют по Ковровой Полянке и находят разные предметы, которые дети отгадывают и затем составляют. Количество отгаданных предметов будет зависеть от интереса детей к деятельности и их возможностей. Или персонаж выбирает подарки для друзей. Выбор за сказочного героя осуществляют дети, а взрослый использует предложенные детьми варианты для дальнейшего развития сюжета. Или сказочный герой загадывает желания. Дети придумывают их, и игровая ситуация выстраивается в зависимости от того, что предложат дети.
Сюжетная линия игровых ситуаций выстроена таким образом, что иногда познавательная деятельность заканчивается подвижной или хороводной игрой. Игровые действия — плавание на кораблике, езда на машине, полет на самолете — может сопровождать подходящая по содержанию музыка. В конце игровой ситуации взрослому желательно задать детям итоговый вопрос, который показывает, внимательно ли малыши слушали содержание игровой ситуации, что усвоили и запомнили, что понравилось или, наоборот, не понравилось.
Программа «Сказки Фиолетового Леса» разработана с учетом ФГОС ДО и направлена на освоение детьми задач образовательных областей «Познание», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» и др.
Примерная структура занятий:
Младшие группы.
Пальчиковая гимнастика.
Веселый счет. Игры-загадки.
Интеллектуальные игры.
Первый этап освоения игр.
Для детей младшей и средней группы применяются игры, которые развивают мелкую моторику рук, сенсорные и интеллектуальные способности. К примеру, игры В.В. Воскобовича «Фонарики», «Лепестки», Коврограф «Ларчик», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный). Эти игры - красочные и состоят из большого количества простых игровых заданий и упражнений.
Второй этап освоения игр.
На данном этапе дети осваивают игровые приемы, приобретают навыки конструирования. В большей степени вводятся игры, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий, концентрации внимания и памяти. К примеру, игры «Логоформочки - 3», «Волшебная восьмерка 2», «Квадрат Воскобовича», «Геоконт», «Логика и цифры», «Геометрический конструктор», «Чудо- соты », кораблик «Брызг-брызг».
Третий этап освоения игр.
На этом этапе большое внимание отводится развитию творчества и самостоятельности детей. Применяются, к примеру, игры: «Логоформочки - 5»,
Перспективное планирование развития логико–математических способностей детей представлено по неделям.
Учебно-тематический план
№
Наименование образовательных модулей, тем, разделов
Количество
занятий
Общее количество часов
Количество часов
теория
Количество часов
практика
1
2
3
4
«Как друзья подарили друг другу по конфете»
«Как зверята собирали грибы»
«Как кораблик Плюх-Плюх готовился к путешествию»
«Как Крутик По подарил Пчёлке Жуже лодочку»
1
1
1
1
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
5 мин
5 мин
5 мин
-
15 мин
15 мин
15 мин
1
2
3
4
5
«Как Лопушок и Гусеница Фифа гуляли по Ковровой Полянке»
«Как Малыш Гео гостил у Паучка и Девочки Дольки»
«Как друзья разгадывали загадки Краб Крабыча»
«Как зверята выступали на арене Цифроцирка»
«Как кораблик попал в шторм»
1
1
1
1
1
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
5 мин
5 мин
5 мин
5 мин
5 мин
15 мин
15 мин
15 мин
15 мин
15 мин
1
2
3
4
«Как команда кораблика наводила порядок после шторма »
«Как друзья пили чай с пирогами»
«Как Пчёлка Жужа угощала Девочку Дольку»
«Как Гусеница Фифа наряжалась»
1
1
1
1
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
5 мин
5 мин
5 мин
5 мин
15 мин
15 мин
15 мин
15 мин
1
2
3
4
«Как команда кораблика получала подарки»
«Как в Фиолетовом лесу выпал снег»
«Как Медвежонок с Галчонком поссорились и помирились»
«Как ребята поменяли грибы на лепестки»
1
1
1
1
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
5 мин
5 мин
5 мин
5 мин
15 мин
15 мин
15 мин
15 мин
1
2
3
«Как артисты Цифроцирка плавали на Кораблике Плюх-Плюх»
«Как на Чудо-островах появилась необычная малина»
«Как Ворот Метр помог команде кораблика спастись от Жука»
1
1
1
20 мин
20 мин
20 мин
5 мин
5 мин
5 мин
15 мин
15 мин
15 мин
1
2
3
4
5
«Как Лопушок и Гусеница Фифа делили фигуры»
«Как команда кораблика готовилась поздравлять Девочку Дольку»
«Как друзья поздравляли Пчелку Жужу»
«Как Лопушок и Гусеница Фифа ловили бабочку»
«Как птичка осталась на Поляне Чудесных Цветов»
1
1
1
1
1
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
5 мин
5 мин
5 мин
5 мин
5 мин
15 мин
15 мин
15 мин
15 мин
15 мин
1
2
3
4
«Как Кораблик Плюх-Плюх путешествовал»
«Как малыш Гео вызывал артистов Цифроцирка»
«Как артисты Цифроцирка заблудились в лесу»
«Как Крутик По и Краб Крабыч составляли формочки»
1
1
1
1
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
5 мин
5 мин
5 мин
5 мин
15 мин
15 мин
15 мин
15 мин
1
2
3
4
«Как Гусеница Фифа путешествовала»
«Как буря потрепала Кораблик Плюх-Плюха»
«Как девочка Долька составила букет»
«Как друзья добрались до поляны Золотых Плодов»
1
1
1
1
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин
5 мин
5 мин
5 мин
5 мин
15 мин
15 мин
15 мин
15 мин
Календарно-тематическое планирование.
Тема
Программные задачи:
Материалы:
Литература
Октябрь
1 неделя: Игровая ситуация
«Как друзья подарили друг другу по конфете»
Развивать умения составлять фигуру – головоломку по определённому алгоритму(пространственное положение и цвет), понимать пространственные характеристики «слева наверху» и «слева внизу», «справа наверху» и «справа внизу», самостоятельно складывать фигуру «конфета» путём перемещения частей в пространстве, придумывать и составлять силуэт «конфета», находить отрицательные и положительные стороны в одном и том же предмете (технология ТРИЗ).
1. Игры «Чудо-соты» и «Квадрат Воскобовича» (Двухцветный) (по количеству детей);
2. Пособие «Коврограф “Ларчик”»;
3. Персонажи Пчёлка Жужжа и Галчонок Каррчик.
Т. Г. Харько
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 11)
Октябрь
2 неделя: Игровая ситуация «Как зверята собирали грибы»
Развивать умения называть цифры от 1 до5, отсчитывать нужное количество предметов, сравнивать их по количеству, придумывать и составлять силуэт «цветок», называть его, изображать действия цирковых артистов (элементы театрализованной деятельности).
1. Игры «Математические корзинки10» (игровое поле от 1 до5) и «Чудо – цветик» (по количеству детей);
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 12)
Октябрь
3 неделя:
Игровая ситуация «Как кораблик Плюх-Плюх готовился к путешествию»
Развивать умение группировать предметы по цвету, определять и называть высоту предметов, придумывать и составлять из частей силуэты деревьев, называть их, тренировать мелкую моторику рук и координацию действий «глаз – рука».
1. Игры «Кораблик Плюх-Плюх» и «Фонарики»(по количеству детей);
2. Персонажи Гусь и Лягушки.
Т. Г. Харько
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 14)
Октябрь
4 неделя: Игровая ситуация «Как Крутик По подарил Пчёлке Жуже лодочку»
Развивать умение анализировать фигуры, сравнивать их по составу и находить одинаковую часть, понимать пространственные характеристики «верх», «низ», составлять из частей по схеме силуэт «кукла», называть его, аргументировать свой выбор.
1.Игры «Логорифмочки 3» и «Чудо-соты 1»(по количеству детей); 2. Пособие «Коврограф“Ларчик”»; 3. Схема куклы; 4. Персонажи Жужа и Крутик По.
Т. Г. Харько
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 20)
Ноябрь
1 неделя:
Игровая ситуация «Как Лопушок и Гусеница Фифа гуляли по Ковровой Полянке»
Развивать умение ориентироваться в пространстве, отгадывать загадки, придумывать и конструировать контуры и силуэты отгаданных предметов.
1. Игры «Чудо-соты 1» и «Геоконт Малыш» (по количеству детей); 2 Пособие «Коврограф“Ларчик”»; 3. Карточка со знаком вопроса (3 шт);
4. Карточки с изображением гриба и колокольчика;
5. Персонажи Гусеница Фифа и Лопушок.
Т. Г. Харько
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 21)
Ноябрь
2 неделя: Игровая ситуация «Как Малыш Гео гостил у Паучка и Девочки Дольки»
Развивать умение конструировать контур геометрической фигуры прямоугольника, понимать пространственные характеристики «слева», «справа», «верх», «вниз», определять на ощупь части игры, составлять целое из разного количества частей, придумывать и конструировать силуэт игрушки, называть его.
1. Игры «Геоконт Малыш» и «Чудо-цветик» (по количеству детей), «Геоконт Великан»;
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 23)
Ноябрь
3 неделя:
Игровая ситуация «Как друзья разгадывали загадки Краб Крабыча»
Развивать умение отгадывать загадки о геометрических фигурах, находить фигуры по количеству углов и сторон (квадрат и прямоугольник), по описанию их признаков (цвет и размер), придумывать и составлять из геометрических фигур силуэты чего-либо, рассказывать о них, решать простые задачи на выкладывание фигур в ряд, выполнять физические упражнения.
1. Игры «Чудо-крестики 2» и «Фонарики» (по количеству детей), «Фонарики “Ларчик”»;
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 27)
Ноябрь
4 неделя: Игровая ситуация «Как зверята выступали на арене Цифроцирка»
Развивать умение составлять числовой ряд от одного до пяти, обозначать числа цифрами, аргументировать свой выбор, придумывать и составлять силуэт «бабочка», конструировать силуэт «гантель» по образцу, поддерживать беседу на тему «Выступление в цирке», придумывать и показывать действия сказочных артистов (элементы театрализации).
1.Игра «Чудо-соты 1» (по количеству детей); 2. Пособие «Коврограф“Ларчик”»;
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 33)
Ноябрь
5 неделя: Игровая ситуация «Как кораблик попал в шторм»
Развивать умение определять высоту предметов, их порядковый номер, решать логическую задачу на определение формы предмета, понимать пространственные характеристики «низкий», «верхний», «нижний», «между», тренировать мелкую моторику рук и координацию действий «глаз-рука».
1. Игра «Кораблик Плюх-Плюх»;
2. Пособие «Игровизор + маркер и лист с изображением рыболовных сетей (по количеству детей).
3. Персонажи Гусь и Лягушки.
Т. Г. Харько
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 35)
Декабрь
1 неделя: Игровая ситуация «Как команда кораблика наводила порядок после шторма»
Развивать умение составлять из фигур – головоломок «лесенку» по простому алгоритму (цвет и количество частей), придумывать и составлять силуэты «рыбки», называть их, видеть в простой ситуации проблему и предлагать варианты её решения, поддерживать беседу на предложенную тему.
1. Игра «Кораблик Плюх-Плюх»;
2. «Чудо-соты» и «Фонарики» (по количеству детей);
3. Пособие «Коврограф“Ларчик”»;
4. Персонажи Гусь и Лягушки, Китёнок Тимошка.
Т. Г. Харько
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 37)
Декабрь
2 неделя:Игровая ситуация«Как друзья пили чай с пирогами»
Развивать умения сравнивать простые силуэты между собой и выбирать один по заданным признакам, с помощью системного оператора (технология ТРИЗ) называть состав пирогов, где их выпекают, какие изделия из муки выпекали в прошлые времена, придумывать «пироги будущего» и составлять их силуэты из частей.
1.Игры «Чудо- крестики 2» (по количеству детей); 2. Пособие «Коврограф“Ларчик”»; 3. «Разноцветные верёвочки»; 4. Картинки с изображением пирогов, муки, яиц, молока, соли, сахара, дрожжей, ягод, лепёшек, печи и духовки; 5.Схемы «Чашка»; 6. Персонажи Медвежонок Мишик, Галчонок Каррчик и пчёлка Жужа.
Т. Г. Харько
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 40)
Декабрь
3 неделя: Игровая ситуация «Как Пчёлка Жужа угощала Девочку Дольку»»
Развивать умения выбирать один предмет из трёх по заданным признакам, конструировать предметный контур корзины, составлять целое из двух, трёх, четырёх частей, участвовать в экспериментировании, находить фигуру-головоломку по описанию и составлять её, определять количество предметов.
1. Игры «Геоконт Малыш», «Чудо-цветик» и «Чудо-соты 1» (по количеству детей); 2. Пособие «Коврограф“Ларчик”»;
3.Лист с изображениями корзин;
4. Персонажи девочка Долька и пчёлка Жужа.
Т. Г. Харько
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 43)
Декабрь
4 неделя: Игровая ситуация «Как Гусеница Фифа наряжалась»
Развивать умения складывать фигуру «башмачок» путём перемещения частей в пространстве, находить геометрические фигуры по признакам (цвет и форма), выкладывать из них горизонтальный ряд, решать простую задачу на изменение положение фигур в ряду, придумывать и конструировать предметные силуэты, называть их.
1.Игры «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) и «Чудо-крестики 2» (по количеству детей), «Чудо-крестики 2 “Ларчик”»;
2. Игры по выбору детей;
3. Пособие «Коврограф“Ларчик”»;
4. Персонаж Гусеница Фифа.
Т. Г. Харько
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 49)
Январь
1 неделя:
Игровая ситуация «Как команда Кораблика получила подарки».
Развивать умения определять высоту предметов, понимать пространственные характеристики «верхний», «нижний», разворачивать предметы справа налево, придумывать и конструировать силуэты и контуры предметов, рассказывать о них, решать задачи с противоречием (технология ТРИЗ), составлять «плот» из фигур-головоломок по образцу.
1. Игры «Кораблик Плюх-Плюх», «Геоконт Малыш», «Чудо-цветик» и «Чудо-крестики 2» (по количеству детей); 2. Пособие «Коврограф “Ларчик”»; 3. Силуэтная схема «плот»;
4. Персонажи Гусь и Лягушки, Девочка Долька, Паучок, Китёнок Тимошка и Краб Крабыч.
Т. Г. Харько
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 58)
Январь
2 неделя:
Игровая ситуация «Как в Фиолетовом лесу выпал снег»
Развивать умения находить геометрические фигуры по признакам (форма, цвет, размер), придумывать и конструировать из них узор, составлять фигуру из разного количества частей, придумывать и конструировать разные силуэты, сортировать фигуры по форме.
1. Игры «Чудо-крестики 2», «Геоконт Малыш», «Чудо-цветик» и «Прозрачный квадрат» (по количеству детей); 2. Пособие «Коврограф“Ларчик”»; 3. Схема «пятидолька».
Т. Г. Харько
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 63)
Январь
3 неделя:
Игровая ситуация «Как Медвежонок с Галчонком поссорились и помирились»
Развивать умения находить геометрические фигуры по признакам (форма и цвет), решать задачи на пересечение множеств (круги Эйлера), предлагать варианты решения проблемной ситуации, конструировать фигуры «башмачок» и «самолёт» путём перемещения частей в пространстве.
1. Игры «Чудо-крестики 2» и «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) (по количеству детей), «Чудо-крестики 2“Ларчик”»;
2. Пособие «Коврограф“Ларчик”», «Разноцветные верёвочки», «Круговерт и стрелочка»;
3. Персонажи Медвежонок Мишик, Галчонок Каррчик и Краб Крабыч.
Т. Г. Харько
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 67)
Январь
4 неделя:
Игровая ситуация «Как зверята поменяли грибы на лепестки»
Развивать умения определять, сравнивать и отсчитывать необходимое количество предметов, отгадывать загадки про цвета, находить предметы указанного цвета, составлять из частей силуэт «цифра “пять”», придумывать и конструировать силуэты любых предметов, называть их, рассказывать, для чего они нужны.
1. Игры «Математические корзинки 10» (игровое поле от 1 до 5), «Чудо-соты 1» и «Чудо-цветик» (по количеству детей);
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 55)
Февраль
1 неделя:
Игровая ситуация «Как артисты Цифроцирка плавали на Кораблике Плюх-Плюх»
Развивать умения группировать предметы по цвету, определять высоту, находить предметы по порядку, сортировать их пространственному положению, решать логическую задачу на поиск предмета по признаку, составлять силуэт «дерево» по схеме, видеть проблему в простой ситуации и предлагать варианты её решения.
1. Игры «Кораблик Плюх-Плюх» и «Фонарики» (по количеству детей);
2. Пособие «Коврограф“Ларчик”»; 3. Две схемы «дерево»;
4. Персонажи Гусь и Лягушки, Зайчик-укротитель, Мышка-гимнастка, Крыска-силачка,
Пёс-жонглёр (пособие «Забавные цифры»)
Т. Г. Харько
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 82)
Февраль
2 неделя:
Игровая ситуация «Как на Чудо-островах появилась необычная машина»
Развивать умения называть виды транспорта (наземный, воздушный, водный), составлять силуэт «легковая машина» по образцу, заменять в нём одни части на другие, придумывать хорошее и плохое в предмете (технология ТРИЗ), решать проблемную ситуацию, конструировать фигуру за счёт перемещения частей в пространстве.
1. Игры «Чудо-соты 1» и «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) (по количеству детей);
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 99)
Февраль
3 неделя:Игровая ситуация «Как Ворот Метр помог команде кораблика спаслись от Жука»
Развивать умения сортировать флажки по цвету и пространственному положению, находить предмет по высоте, менять пространственное положение флажков, составлять силуэт «жук» по образцу, видеть в ситуации проблему и решать её, менять характеристики предмета на противоположные (технологии ТРИЗ).
1. Игра «Кораблик Плюх-Плюх» и «Чудо-соты 1» (по количеству детей);
2.Игры по выбору детей;
3. Пособие «Коврограф “Ларчик”»;
4. Схема «жук»;
5. Персонажи Ворон Метр, Гусь и Лягушки.
Т. Г. Харько
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 109)
Март
1 неделя:
Игровая ситуация «Как Лопушок и Гусеница Фифа делили фигуры»
Развивать умения решать задачи на пересечении множеств (круги Эйлера), придумывать и составлять предметные силуэты и рассказывать о них, ориентироваться на плоскости, предлагать варианты решения проблемной ситуации.
1. Игры «Фонарики» (по количеству детей) «Фонарики “Ларчик”»; 2. Пособие «Коврограф“Ларчик”», «Круговерт и стрелочка», «Разноцветные верёвочки», «Цветные квадраты»;
3. Персонажи Гусеница Фифа, Лопушок, Магнолик.
Т. Г. Харько
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 118)
Март
2 неделя: Игровая ситуация «Как команда кораблика готовилась поздравлять Девочку Дольку»
Развивать умения группировать предметы по цвету и пространственному положению, определять высоту предметов, придумывать и конструировать силуэт «подарок», делать гимнастику только одной частью тела (технология ТРИЗ).
1. Игра «Кораблик Плюх-Плюх» (по количеству детей);
2.Игры по выбору детей.
3. Персонажи Гусь-капитан и Лягушки-матросы, Девочка Долька.
Т. Г. Харько
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 121)
Март
3 неделя:
Игровая ситуация «Как друзья поздравляли Пчёлку Жужу»
Развивать умения вышивать контур прямоугольника, придумывать и достраивать его до предметного изображения, сравнивать фигуры друг с другом, составлять из четырёх прямоугольников два квадрата, придумывать, как можно использовать предмет (технология ТРИЗ), достраивать квадрат до предметного силуэта, придумывать и показывать танец персонажа (элементы театрализации)
1. Игры «Шнур - затейник» и «Чудо-крестики 2» (по количеству детей);
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 125)
Март
4 неделя: Игровая ситуация «Как Лопушок и Гусеница Фифа ловили бабочку»
Развивать умения составлять силуэт «бабочка» из частей по словесному описанию, ориентироваться на плоскости, понимать пространственные характеристики «вправо», «влево», «верх», «вниз», предлагать варианты решения проблемной ситуации, придумывать и конструировать предметные силуэты, рассказывать о них, выполнять физические упражнения.
1. Игры «Фонарики» (по количеству детей);
2. Игры по выбору детей; 3. Пособие «Коврограф“Ларчик”», «Цветные квадраты»;
4. Персонаж Лопушок и Гусеница Фифа.
Т. Г. Харько
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 137)
Апрель
1 неделя: Игровая ситуация «Как птичка осталась на Поляне Чудесных Цветов»
Развивать умения составлять фигуру из шести меньших частей, складывать фигуру «домик» путём перемещения частей в пространстве, конструировать силуэт «птичка» по образцу, называть жилище птиц.
1. Игры «Квадрат Воскобович» (двухцветный) и «Чудо-цветик» (по количеству детей);
2. Пособие «Коврограф“Ларчик”»;
3.Схема «Птичка»;
4. Персонажи Девочка Долька и Ворон Метр.
Т. Г. Харько
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 139)
Апрель
2 неделя:
Игровая ситуация «Как Кораблик Плюх-Плюх путешествовал»
Развивать умения сортировать флажки по цвету и пространственному положению, понимать пространственные характеристики «верхний», «нижний», «между», определять высоту и порядковый номер мачты, сравнивать предметы по количеству, называть целое по какой-либо части (технология ТРИЗ), придумывать и конструировать контур «флажок».
1. Игры «Кораблик Плюх-Плюх», «Счётовозик» и «Геоконт Малыш» (по количеству детей);
2. Персонажи Гусь и Лягушки, Магнолик и Паучок.
Т. Г. Харько
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 143)
Апрель
3 неделя:
Игровая ситуация «Как малыш Гео вызывал артистов Цифроцирка»
Развивать умения сортировать предметы по цвету, составлять цифры «4» и «5» из частей путём наложения пластинок на трафарет и друг на друга, понимать пространственные характеристики «перед», «после», обозначать числа цифрами, находить геометрические фигуры по признакам (цвет, размер, форма), придумывать и показывать физические упражнения.
1. Игры «Прозрачная цифра» и «Фонарики» (по количеству детей);
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 148)
Апрель
4 неделя: Игровая ситуация «Как артисты Цифроцирка заблудились в лесу»
Развивать умения обозначать числа цифрами (1,3 и 6), считать, сравнивать предметы по количеству, ориентироваться на плоскости, понимать пространственные характеристики «влево», «вправо», «верх», «вниз», находить заданные фигуры среди множества других, составлять квадрат из других геометрических фигур путём наложения пластинок друг на друга, предлагать варианты решения проблемной ситуации.
1. Игры «Математические корзины 10» и «прозрачный квадрат» (по количеству детей);
2. Пособие «Коврограф“Ларчик”», «Разноцветные верёвочки», «Кружки и зажимы»; 3. «Забавные цифры» (персонажи Ёжик-наездник, Мышка-гимнастка, Кот-акробат), Ворон Метр.
Т. Г. Харько
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 140)
Апрель
5 неделя:
Игровая ситуация «Как Крутик По и Краб Крабыч составляли формочки»
Развивать умения анализировать структуру фигур и называть части, из которых они составлены, конструировать фигуры из частей, называть целое по части целого (технология ТРИЗ), разное окружение одного предмета (технология ТРИЗ).
1. Игра «Логоформочки 3» (по количеству детей);
2. Персонажи Крутик По и Краб Крабыч.
Т. Г. Харько
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 152)
Май
1 неделя: Игровая ситуация «Как Гусеница Фифа путешествовала»
Развивать умения ориентироваться на плоскости, понимать пространственные характеристики «влево», «вправо», «верх», «вниз» находить среди множества фигур заданные по форме, придумывать и конструировать головной убор для сказочного персонажа, составлять из частей геометрических фигур знакомые предметные силуэты и придумывать свои, рассказывать о назначении предметов.
1. Игры «Прозрачный квадрат» и «Логоформочки 3» (по количеству детей);
2. Игры по выбору детей;
3. Пособие «Коврограф“Ларчик”», «Разноцветные верёвочки», «Кружки и зажимы», «Цветные квадраты»;
4. Схема «туфелька»;
5. Персонаж Гусеница Фифа.
Т. Г. Харько
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 158)
Май
2 неделя: Игровая ситуация «Как буря потрепала Кораблик Плюх-Плюх»
Развивать умения находить флажки по признакам, отсчитывать нужное количество, складывать фигуру «лодочка2 путём перемещения частей в пространстве, придумывать и вышивать контур «рыбка», понимать пространственные характеристики «влево», «вправо», «верх», «вниз».
1. Игра «Кораблик Плюх-Плюх», «Шнур-затейник» и «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) (по количеству детей);
2. Персонажи Гусь-капитан и Лягушки-матросы.
Т. Г. Харько
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 158)
Май
3 неделя: Игровая ситуация «Как Девочка Долька составила букет»
Развивать умения решать задачу на составление целого из определённого количества частей, придумывать и конструировать контур «ваза», обозначать числа цифрами, отсчитывая необходимое количество предметов, сравнивать их по количеству.
1. Игры «Чудо-цветик» и «Математические корзинки 10» (по количеству детей);
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 170)
Май
4 неделя: Игровая ситуация «Как друзья добрались до Поляны Золотых Плодов»
Развивать умения составлять из фигур-головоломок башню по простому алгоритму (цвет), называть виды воздушного транспорта, придумывать и конструировать их силуэты, трансформировать одну геометрическую фигуру в другую, предлагать варианты, решения проблемной ситуации.
1. Игры «Чудо-крестики 2» и «Геоконт Малыш» (по количеству детей);
2. Игры по выбору детей;
3. Пособие «Коврограф“Ларчик”»;
4. Персонажи Медвежонок Мишик, Галчонок Каррчик и Краб Крабыч.
Т. Г. Харько
Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (стр 172)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
Для реализации содержания программы создана специфическая среда в виде сказочного Фиолетового Леса - это организация реально существующей среды в отдельной комнате на тему «Фиолетовый Лес». Добавить таблицу из сайта по Интеренту
№ п/п
Наименование
Количество
Развивающие игры Воскобовича.
30 игр по 10 штук
Сказочные образы (фигуры малого и среднего размера)
17 шт.
Коврофграфы
2 штуки
Панно «Фиолетовый лес» (большой и малый)
2 комплекта
Детские столы
5 штук
Детские стулья
10 штук
3.2.Методическое обеспечение Программы
№ п/п
Название технологии, пособия
Харько Т.Г. Методика познавательно – творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса». Младший дошкольный возраст. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013 -192с.
Харько Т.Г., Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 -7 лет «Сказочные лабиринты игры».- ООО «РИВ», 2007-110с.
3.4.Перечень литературных источников
Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н, Харько Т.Г. Предматематические игры для детей младшего возраста: Учебно – методическое пособие. – СПб.: .: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015 -80с.
Харько Т.Г., Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 -7 лет «Сказочные лабиринты игры».- ООО «РИВ», 2007-110с.
Харько Т.Г. Методика познавательно – творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса». Младший дошкольный возраст. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013 -192с.
Харько Т.Г. Методика познавательно – творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса». Средний дошкольный возраст. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013 -192с.
Ядыкина С.А., Захарова Т.А. Интеллектуально-логическое развитие детей дошкольного возраста: программа - руководство Центра интеллектуальных игр