Цель: овладение детьми умениями создавать на бархатной бумаге сюжетные композиции из природного материала –засушенных листьев, лепестков и грибочков из пластилина. Программные задачи:
- учить детей лепить грибы из двух частей (шляпка, ножка), формировать умение раскатывать шар, сплющить его, умение прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета; раскатывание цилиндра-ножки; соединение деталей
-уточнить представление детей о строении гриба для более точной передачи пропорций частей.
- вызвать эмоциональный отклик у детей - желание оказать помощь белочке;
Предварительная работа: беседа о лесе и его обитателях, рассматривание иллюстраций с изображением грибов; рисование грибов, рассматривание муляжей грибов, беседа о полезных и ядовитых грибах, наблюдение во время прогулок.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель: - Ребята, я хочу загадать вам загадку, а вы попробуйте отгадать: -Маленький, удаленький, Сквозь землю прошел Красную шапочку нашел!! (ответы детей) Воспитатель предлагает детям вспомнить о походах с родителями в лес, о том, что они видели в лесу. Воспитатель: -А какие это грибы? (Подберезовик, лисички, рыжики, боровик, мухомор и др.) -Ребята, посмотрите, у меня тоже есть гриб (достает гриб, выполненный из пластилина). Давайте его рассмотрим. Из каких частей состоит гриб (шляпка и ножка); -Правильно. На какую фигуру похожа шляпка? (блин, тарелочка); -Правильно, (спрашивает 3-4 детей назвать форму для закрепления); -Ребята, а на какую форму похожа ножка? (валик, цилиндр); -Правильно, (опрос 3-4 детей для закрепления формы).
СТУК В ДВЕРЬ
Воспитатель: - Ребята, кто-то к нам стучится. Посмотрите, к нам в гости пришла Белочка! Давайте с ней поздороваемся. - Здравствуй, Белочка! (Воспитатель вместе с детьми рассматривает игрушку-белочку). Воспитатель: -Тихо, ребята! Белочка что-то хочет нам сказать (подносит белочку к уху) -Ребята, Белочка просит нас помочь ей. В лесу у нее остались бельчата в дупле. Она заготовила для бельчат на зиму орехи и яблоки, а вот грибы не успела собрать. Давайте мы ей поможем (ответы детей); -Не расстраивайся, Белочка. Посмотри как много у нас ребят в группе. Они все добрые и очень любят животных. Мы поможем тебе, и твои бельчата не будут холодной зимой голодать. Мы сделаем для вас много грибов.
Физкультминутка:
Мы шли-шли-шли (шагаем на месте) и грибы нашли (хлопаем в ладоши) Раз грибок (наклонились) два грибок (наклонились) Три грибок (наклонились) положили в кузовок (встали и наклон в сторону)
Показ воспитателем последовательности работы.
Ножка:берем кусочек белого (желтого, серого) пластилина и делаем ножку гриба – раскатываем валик (цилиндр); 2. Шляпка:берем пластилин красного (оранжевого, коричневого) цвета и лепим шляпку – раскатываем шар, сплющиваем и выгибаем, чтобы получилась чаша; если лепим маленький грибочек, можно оставить шляпку в виде шара, если большой гриб, то изгибаем шляпку краями внутрь (наружу), или делаем плоской, как тарелку. Обязательно в середине шляпки делаем углубление для ножки. 3. Соединяем: две детали, шляпку и ножку – гриб готов!!! Воспитатель предлагает детям выбрать пластилин(цвет) для своей работы. Самостоятельная деятельность детей (помощь воспитателя по необходимости). Во время работы детей звучит музыка Вивальди «Осень».
Наклеиваем с помощью пластилина на бумагу листочки, засушенные цветочки и грибочки (способом надавливания).
III. По окончании работы Белочка благодарит детей за помощь.
Она очень рада, что познакомилась с такими добрыми и чуткими детьми. Теперь ее бельчата всю зиму будут лакомиться грибами, и вспоминать ребят. Дети складывают грибы в корзинку Белочке. Она еще раз благодарит их и прощается с детьми. Уборка детьми рабочего места (оттирание досок и парты от пластилина, мытье рук и т.д.). Используемая литература: 1. Комарова Т.С. - Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. /М: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с. 2. Лыкова И.А. - Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. / М.: «Карапуз», 2009. - 144 с.
стихотворения Г. Лагздынь «Рассказ грибника»
Под осины, под дубы, Нынче прячутся грибы, Под березы и под елки Под листочки и иголки, Белоноги и пригожи, Друг на друга так похожи, Будто в спешке, в страшной спешке Разбежались сыроежки. Кто там с красной головой Поздоровался со мной? Подосиновик. Я вижу. Лезь в корзину. Не обижу! На пеньке-то, на пеньке! На припеке, и в теньке! Шляпка к шляпочке прижата, Дружно в рост идут опята. Хороводятся сестрички, Желто-рыжие лисички На поляне солнцем светят! Не пройдет грибник, заметит!! Груздь свой толстый козырек Тянет вдоль и поперек!! Среди веточек и шишек Прячет шляпку сочный рыжик! В шляпке вогнутой, как в чашке, Две купаются букашки. Толстоногий боровик К крикам радостным привык, словно гном, под елью белой, хоть в тени, а загорелый!! Шляпку нахлобучил, Грибника замучил…