Воспитатель: Ребята, кто это нас зовет? (показывает одетого на руку игрушку петушка). А какую песенку мы знаем о петушке?
Дети напевают песенку «Петушок» (русская народная прибаутка в обр.
М. Красева.), выполняют элементы пальчиковой гимнастики.
Воспитатель. Вот, Петушок, какие ласковые слова дети про тебя пели – у тебя маслена головушка, шёлкова бородушка, золотой гребешок.
Петушок. Я очень доволен, мне понравилось. Я вам покажу всю свою семью.
( Воспитатель поворачивает картину изображением к детям. Даёт время её рассмотреть).
Воспитатель. Петушок, послушай, как дети будут знакомиться с твоей семьёй и рассказывать про неё.
- Про кого эта картина? – про петушка, курочек и цыпляток. Да это семья петушка. Посмотрите на него. Обводит указкой по контуру. ( Всё показывает и называет).
Петушок красивый: перья на грудке и хвосте зелёные, крылья и шейка – оранжевые. Гребешок и бородка – красные, а на ногах – шпоры. Иди, Даша, покажи и скажи, что есть у петушка. Вызывает ещё 2-3 детей. Слово шпоры повторяют. – Молодцы!
Посмотрите на курочку и цыплят рядом с ней. (Обводит указкой эту группу).
Это курочка пёстренькая, она клюёт зёрнышки и показывает цыпляткам, как это надо делать, учит их. Цыплята такие же, как и мама – пёстренькие, клюют зёрнышки. Мама – курица большая, а детки маленькие.(воспитатель поясняет значение слова пестренькая, повторяет с детьми несколько раз).
( Вызывает детей, просит показать курицу и рассказать о ней, т. е. повторить то, что говорила сама, а затем - про цыплят. Дети подходят, показывают и рассказывают. Воспитатель помогает, оценивает).
Воспитатель. А что делают эти два цыплёнка? Чёрный цыплёнок и жёлтый смотрят на жука. А кто ещё есть на картине?
(Дети показывают и рассказывают, какие куры рядом с петухом, про одного цыплёнка, тарелку с водой).
Кто принёс тарелку, чтобы курочки пили? – хозяйка. Правильно. Семья петушка: курочки и цыплята – они птицы домашние, за ними ухаживает хозяйка: кормит, поит, живут они в тёплом курятнике (воспитатель показывает иллюстрацию курятника и объясняет, что в домике для кур есть жердочки, на которых они сидят)
Воспитатель. Вот, Петушок, дети всё про твою семью и рассказали.
Петушок. Какие умные, всё знают. А играть они умеют? Я хочу посмотреть.
Воспитатель. Давайте, ребятки, поиграем в игру «Курочка – хохлатка» (объясняет значение слова хохлатка, повторяют его с детьми), а Петушок посмотрит, похожи вы на цыплят или нет. (Одевают маски цыплят)
По дворику хохлатка,
По дворику мохнатка
С цыплятами идёт.
Чуть дети зазеваются,
Шалят и разбегаются,
Сейчас к себе зовёт:
Куда? Остановитесь!
Куда, куда? Вернитесь!
Не смейте убегать!
( Дети имитируют движения цыплят, а на последние слова бегут к курочке – хохлатке. Произносят пи-пи-пи. Игру повторяют два раза. В ходе игры воспитатель обращает внимание на умение бегать в игре, не наталкиваясь друг на друга).
Петушок. Как вы похожи на моих деток – цыпляток. Молодцы!
Воспитатель. А я вам прочитаю рассказ К.Д. Ушинского «Петушок с семьёй», и вы мне скажите: художник всё так и нарисовал на картине про петушка и его семью или нет. (Читает).
Воспитатель. Ну, как, похожа картина на то, о чём я прочитала? Очень похожа, только петушок не на заборе сидел и курочки не ссорились. Молодцы!
Как петушок звал курочек? ( Воспитатель читает, а дети по одному повторяют: 2-3 человека). – Замечательно! Тебе понравилось, Петушок?
Петушок. Очень! Писатель про мою семью хорошо рассказал, особенно про меня. Художнику спасибо, я такой красивый получился!
Звучит мелодия песни «Цыплята» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней ребятки жёлтые цыплятки.
Ко – ко - ко, ко – ко - ко, не ходите далеко.
Лапками гребите, зернышки ищите!
Съели толстого жука, дождевого червяка,
Выпили водицы – целое корытце!
Воспитатель: «Дети, поможем цыплятам слепим для них зернышки» (дети лепят зернышки, раскатывают пластилин круговыми движениями между ладонями)
Петушок. Спасибо, ребятки, мне понравилось, как вы про нас рассказывали и пели, накормили цыплят моих. Пойду курочке расскажу. До свидания!