«Основы первоначальной грамоты» №1 «Цветочки – лепесточки» Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки. Ход: Воспитатель называет звук. Дети поднимают цветок нужного цвета (синего, зеленого или красного). | «Основы первоначальной грамоты» №2 «Третий лишний» Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки. Ход: Педагог выкладывает карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Находят отличия (сено, сало, сом). |
«Основы первоначальной грамоты» №3 «Найди ошибку» Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, учить группировать слова начинающиеся с одного и того же звука. Ход: Педагог предлагает посмотреть на карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Среди 3-х предметов находят лишний, начинающийся с другого звука (сом, сова, рука). | «Основы первоначальной грамоты» №4 «Братцы – акробаты» Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки. Ход: Воспитатель называет твердый согласный звук, при этом кидает мяч ребёнку. Поймавший мяч, ребёнок называет мягкий согласный звук и кидает воспитателю мяч. |
«Основы первоначальной грамоты» №5 «Путешествие в страну звуков» 1 вариант Цель: Развивать фонематический слух. Ход: Ведущий отбирает 3 таблички с буквами, которые вставляет в прорези вагонов, и 9 картинок с изображениями животных, объясняя детям: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем 3 вагона, Каждое животное может ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные в названии которых есть звук [т] и т. д. Задания можно менять . | «Основы первоначальной грамоты» №6 «Путешествие в страну звуков» 2 вариант Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, развивать фонематический слух. Ход: Ведущий вставляет в прорези в вагонах таблички с кружками (3, 4,5). Раздает детям картинки и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в слове. Дети по очереди отчетливо называют животное, выделяя каждый звук, считают звуки и кладут картинку на окно соответствующего вагона. |
«Основы первоначальной грамоты» №7 «Путешествие в страну звуков» 3 вариант Цель: Продолжать учить детей делить слова на слоги. Ход: В прорези вагонов вставляются таблички с одним, двумя, тремя прямоугольниками. В первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одного слога, во втором вагоне животные , названия которых состоят из двух слогов и т. д. | «Основы первоначальной грамоты» №8 «Путешествие в страну звуков» 4 вариант Цель: Развивать фонематический слух детей , учить определять позицию заданного звука в словах. Ход: Ведущий вставляет в прорези вагонов таблички с буквами «К» в начале, середине и в конце слова и сам раскладывает по одной картинке в каждый вагон, проговаривая слово с одновременным движением пальчика по табличке вагона, выделяя нужный звук в начале, середине или конце слова. Дети рассаживают в вагоны зверей и птиц по образцу ведущего. |
«Основы первоначальной грамоты» №9 «Звуковые часы» Цель: Учить детей измерять длину слов. Ход: Педагог, установив стрелку напротив картинки, предлагает определить хлопками количество слогов в слове. | «Основы первоначальной грамоты» №10 «Найди общий звук» Цель: Развивать фонематический слух детей. Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки определить один и тот же звук, встречающийся во всех этих словах. |
«Основы первоначальной грамоты» №11 «Назови звук» Цель: Развивать фонематический слух детей. Ход: Педагог называет различные слова с интонационным выделением одного звука. Ребенок, поймавший мяч, называет выделенный звук и перебрасывает мяч воспитателю. | «Основы первоначальной грамоты» №12 «Вспомни слово, начинающееся с гласного (согласного) звука» Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков. Ход: Дети делятся на 2 группы, называют слова с заданного звука. Педагог откладывает счетный материал. Выигрывает та группа детей у которой будет больше фишек. |
«Основы первоначальной грамоты» №13 «Автобус» Цель: Развивать фонематический слух детей. Ход: Дети сидят на стульях, педагог раздает им игрушки (картинки). Едет большая машина. Дети должны положить в нее такие игрушки, в названии которых есть изучаемый звук. Если игрушки собраны неправильно, автобус не трогается с места. | «Основы первоначальной грамоты» №14 «Ворота» Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков. Ход: Воспитатель называет звуки, если это согласный звук – руки на столе вместе(есть преграда). Если гласный звук – дети ставят руки на локти (нет преграды). |
«Основы первоначальной грамоты» №15 « Подними нужную карточку» Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки. Ход: Педагог произносит звук, а дети на слух определяют гласный это звук или согласный (твердый, мягкий). Дети поднимают карточку того цвета, каким обозначают этот звук. | «Основы первоначальной грамоты» №16 «Слова – друзья» Цель: Учить детей подбирать близкие по звучанию слова. Ход: Воспитатель приводит пример схожего звучания слов (кошка – ложка). Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию (пушка – игрушка, сушка, лягушка и другие). |
«Основы первоначальной грамоты» №17 «Магазин» Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова. Ход: Воспитатель – продавец, дети – покупатели. Продавец отпускает товар в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет. | «Основы первоначальной грамоты» №18 «Звуковое лото» Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов. Ход: Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком ….? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой. |
«Основы первоначальной грамоты» №19 «Закончи слово» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети , сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за). | «Основы первоначальной грамоты» №20 «Угадай слово» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку. |
«Основы первоначальной грамоты» №21 «Назови слова» Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком. Ход: Воспитатель предлагает детям назвать слова с определенным звуком. За каждый правильный ответ дети получают фишки. | «Основы первоначальной грамоты» №22 «Назови последний звук слова» Цель: Развивать фонематический слух детей. Ход: Воспитатель по очереди вызывает детей, показывает картинки. Вызванный ребенок называет предмет, выделяя при этом последний звук и произносит его изолированно (шаррр – звук [р]). |
«Основы первоначальной грамоты» №23 "Пропускаем мы во двор слов особенный набор". Цель: Развивать фонематический слух. Ход: Педагог предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуть к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх. Далее объясняет, что во двор мы будем "пропускать" только слова со звуком, символ которого ставится на видное место. Дети открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они "пропустили во двор". | «Основы первоначальной грамоты» №24 «Найди пару» Цель: Развивать фонематический слух детей. Ход: Воспитатель каждому ребенку дает одну предметную картинку, остальные кладет на стол. По сигналу: «Найди пару» дети находят предмет, название которого начинается с того же звука, что и у них (сумка – солнце) |
«Основы первоначальной грамоты» №25 «Плывет, плывет кораблик». Цель: Продолжать учить детей измерять длину слов. Ход: Воспитатель каждому ребенку дает предметную картинку. По сигналу педагога дети прохлопывают каждый свое слово и распределяют картинки в соответствии с количеством слогов. Если слово состоит из одного слога, то ребенок кладет картинку в первый корабль, так как у него одна труба, два слога – корабль с двумя трубами, три слога – корабль с тремя трубами. | «Основы первоначальной грамоты» №28 "Доскажи звук " Цель: научить выделять в слове последний звук по представлению. Ход игры: Игру можно проводить с перекидыванием мяча. Логопед произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, и бросает мяч любому играющему. Тот ловит мяч и досказывает нужный звук. Какой я пропустила звук? Ходит по лесу хорёк, хищный маленький звере... Голосок твой так хорош, очень сладко ты поё... Лежебока рыжий кот, отлежал себе живо... |
«Основы первоначальной грамоты» №26 "Поезд" Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове. Ход: детям предлагают составить поезд из вагончиков- карточек. Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия, тогда вагоны нашего поезда будут прочно соединены. Первая карточка- электровоз, у неё левая половинка пустая. В последнем вагончике тоже есть незагруженное пространство - правая половинка пустая. Играть может несколько человек. Все карточки раздают играющим поровну. Каждый в свой ход подкладывает к крайней картинке подходящую, то есть имеющую в названии первый звук такой же, какой был последний звук в данной крайней карточке. Таким образом, в названиях левых картинок всегда выделяется первый звук, а в названии левых - последний звук. Это надо учитывать и не помещать справа картинки, имеющие в названиях звонкие согласные в конце слова | «Основы первоначальной грамоты» №27 «Том и Тим» Цель: Учить детей различат твердые и мягкие согласные звуки. Ход: Дети по очереди берут 1 предметную картинку, называют первый звук в слове. Далее определяют твердый он или мягкий. В соответствии с этим кладут картинку к нужному гному. |
«Основы первоначальной грамоты» №28 Игры на дифференциацию звуков. «Большой и маленький моторчики» Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков [р] и [р'] в словах. Ход: На столе стоят 2 машины (большая с синим кузовом и маленькая с зеленым кузовом). Дети по очереди интонационно выделяют в словах звуки [р] или [р'], кладут картинку в кузов, объясняя свой выбор (в слове рак первый звук [р] – это твердый согласный звук , значит в синий кузов. | «Основы первоначальной грамоты» №29 Игры на дифференциацию звуков. «Какой звук заблудился» Цель: Развивать фонематический слух детей, умение дифференцировать в словах звуки. Ход: Воспитатель предлагает детям отгадать, какой звук «заблудился» и исправить ошибку сказать правильно. Вот колючий, серый ешик. На крылечке сидит кожечка. На травинку села красивая стрекоса. Мама намазала хлеб мазлом. |
«Основы первоначальной грамоты» №30 Игры на дифференциацию звуков. «Звуковая дорожка» Цель: Автоматизировать звук [с]в словах в различных позициях. Ход: В игре принимают участие 2 – 4 игрока. По считалке дети выбирают первого игрока. Он кидает кубик и проходит по игровому полю столько клеточек подряд , сколько очков выпало на верхней грани кубика. При этом по ходу фишки называет предметы, изображенные на картинках. Это слова со звуком [с] в различных позициях. Затем ход передается следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым дойдет до последней картинки на дорожке. | «Основы первоначальной грамоты» №31 Игры на дифференциацию звуков. «Молоток и дудочка» Цель: Учить детей дифференцировать в словах звуки [д] и [т]. Ход: Воспитатель постукивает деревянным молоточком по столу и говорит: «Тук – тук – тук, Ток – ток – ток, Бей покрепче молоток. У дудочки песенка звонкая, она начинается со звука [д]. А песенка молоточка незвонкая. Она начинается со звука [т]». У каждого ребенка предметная картинка. Ребенок четко проговаривает слово, интонационно выделяет звук [д] или [т]. Кладет картинку к дудочке, если в слове слышится звук [д], а к молоточку, если в слове звук [т]. |
«Основы первоначальной грамоты» №32 Игры на дифференциацию звуков. «Путаница» Цель: Развивать фонематический слух детей, умение различать в словах звуки [з] и [с]. Ход: Воспитатель показывает предметные картинки. Если в слове слышится звук [з], то картинку кладут к комару, если звук [с] – насосу. | «Основы первоначальной грамоты» №33 Игры на дифференциацию звуков. « Логопедическое домино» Цель: Автоматизировать звук [р] в словах в различных позициях. Ход: Игра проводится по принципу домино. Количество детей от 2 до 4. Предложите первому игроку выложить любую карточку и назвать на ней изображенные предметы. Следующий участник подбирает и выкладывает одну из своих карточек так, чтобы изображения на ней и карточке предыдущего игрока совпали с одной или с другой стороны. Выигрывает тот, у кого раньше, чем у других, не останется ни одной карточки.(Ракета, радуга – ракета, гитара – гитара, кровать). |
«Основы первоначальной грамоты» №34 упражнения для развития слогового анализа и синтеза 1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?). 2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов. 3. Составление слов из слогов, данных вразбивку.(Слоги потеряли свое место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ток-ло-мо, ка-сум). 4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва). | «Основы первоначальной грамоты» №35 упражнения для развития слогового анализа и синтеза 5. Образование новых слов путем наращивания ребенком слогов к данному слову.(Какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово?). 6. Перестановка слогов в слове для получения нового слова. (Получить новое слово, поменяв слоги местами). 7. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2,3,4-сложных слов- в другое). 8. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество. |
«Основы первоначальной грамоты» №36 упражнения для развития слогового анализа и синтеза 9. Выделять гласные звуки.(Столько слогов в слове, сколько гласных). 10. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания(лужа, пила, лом, канава). 11. Записать гласные данного слова. | «Основы первоначальной грамоты» №37 упражнения для развития слогового анализа и синтеза 12. Выделить 1 слог из названий картинок, записать его. Объединив слоги в слово, предложение, прочитать полученное слово или предложение. Улей, домик, машина, луна, жаба У дома лужа. 13. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:- буз, ут-, лод-, ка-, ка-даш. 14. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов. |