Воспитатель 1 квалификационной категории
МДОУ Детский сад комбинированного вида
№ 22 «Кораблик» Григорьева Евгения Александровна
Занятие по грамоте в соответствии с ФГОС ДО»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
«Волшебный сундучок Деда Грамотея»
Задачи:
- Учить детей проводить звуковой анализ слова.
- Продолжать учить находить слова с заданным звуком.
- Закреплять умение делить слова на части.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)
Воспитатель: Сундучок-то не простой! С одним секретным замком с 4 ключами. Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! Я знаю, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься, решать разные задачи. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с четырьмя ключами. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! И вас ждет сюрприз! Желаю успеха! Дед Грамотей».
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание.
Задание 1
- Что нарисовано на картинке? (сом)
- Сколько клеточек нарисовано под картинкой? (3)
- Что обозначают эти клеточки? (Домики для звуков)
- Правильно, нарисовано три клеточки, а каждая клеточка обозначает домик для одного звука. Значит в слове «сом» три звука.
- Кто произнесет слово «ссом» (произнести слово с интонационным выделением звука С), так чтобы мы услышали в нем первый звук? (2-3 ребенка произносят слово «ссом» с интонационным выделением звука С, определяют первый звук).
- Покажите на полоске с клеточками, какая клеточка предназначена для звука «С», чем можно обозначить этот звук? (Серым квадратом). Один ребенок у доски, дети на местах обозначают серым квадратом.
Подобным образом определяются остальные звуки в слове «сом». Особое внимание уделяется выделению звука «О».
После того, как все клеточки в картине схеме закрыты
- Дети, в слове «сом» есть звук, который можно громко крикнуть, можно потянуть, спеть. Произнесению этого звука во рту ничего не мешает: ни губы, ни язык, ни зубы. Давайте узнаем, что это за звук.
«С» при произношении мешает язык
«О» - тянется, можно пропеть произносится свободно
«М» - смыкаются губы.
Только звук «О» произносится свободно.
Воспитатель приглашает трех детей
-Поиграем в игру, в которой вы будете звуками слова «сом». Аня, ты будешь звуком «С», возьми свой квадрат. В какой клеточке он стоит? (в первой). Андрей, ты будешь звук «О», возьми свой квадрат. Рома, ты звук «М». Дети строятся слово «сом», становясь с квадратами в руках перед доской в соответствующем порядке. Воспитатель читает слово, ведя указкой от ребенка к ребенку. Дети – звуки по заданию воспитателя ставят квадраты в схему. Звук «С», поставь квадрат в свою клеточку (ребенок ставит квадрат в первую клеточку). Звук «О», где твоя клеточка? поставь квадрат в свою клеточку. Какой звук остался? (звук «М»). Поставь свой квадрат в клеточку. Прочитай слово.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
Задание №2.
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а разговаривает.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание.
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке.
За-за-за – стоит рогатая ко….за. кто рогатая? (дети делят слово на части)
Цо-цо-цо – на пальце коль….цо. что на пальце?
Ша-ша-ша – мама мылы малы….ша. Кого моет мама?
Ри-ри-ри- на ветке снеги…….ри кто на ветке?
Ро-ро-ро – на полу стоит вед….ро что стоит на полу?
Ру-ру-ру- мы закончили иг….ру что закончили?
Дети делят на части с помощью хлопков, шагов.
Воспитатель: Молодцы, справились со вторым заданием. Вот, держите ключик! У нас уже 2 ключа! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Физминутка:
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся
Два – нагнулся,
Руки в стороны развёл
Ключик так и не нашёл
Чтобы ключик нам достать,\
Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Задание №3.
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!
Дед Грамотей приготовил для вас разные игрушки, предметы (в корзинке лежат кукла, машинка, телефон, шапка, карандаш, книга, мяч, тарелка). Нужно выбрать себе любой предмет и составить предложение. Все слова в предложении должны дружить.
Воспитатель приводит пример. Дети составляют предложение, получают ключ.
Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Двери, окна, но не дом.
Есть сиденье даже в нем.
Фары светят, как глаза,
Есть четыре колеса.
Из-под них клубится дым.
Что же это….?
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
Задание №4.
Воспитатель: Слушайте последнее, задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука.
(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)
После выполнения задания дети получают ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!
Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!