Научные основы методики обучения грамоте. Исторический обзор методов обучения грамоте.
Научные основы методики обучения грамоте. Исторический обзор методов обучения грамоте.
Открытый урок по методике обучения русскому языку
Преподаватель гуманитарного колледжа имени Магжана Жумабаева: Калмыкова Т.В.
Та?ырыбы:
Тема: Научные основы методики обучения грамоте. Исторический обзор методов обучения грамоте.
Саба?ты? ма?саты:
Цель занятия: ознакомление с научными основами методики обучения грамоте, методами обучения грамоте.
Негізгі ??ымдар:
Основные понятия: психологические основы, лингвистические основы, педагогические требования, метод обучения,
метод «чтения-письма».
Саба?ты? ?дістемелік жа?ынан ?амтамасыз етілуі:
Методическое обеспечение : рабочий стол, учебники «Букварь»
Саба?ты? типі:
Тип занятия: лекция
Саба?ты? ?діс-т?сілдері:
Методы и приемы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный; коллективный способ деятельности; метод
самостоятельной работы.
Саба? жоспары:
План занятия:
I. ?йымдастыру кезе?і
Организационный момент.
Приветствие, создание мотивации на предстоящую деятельность.
Слайд 1
- Сэлеметсiз бе. Отырындар.
Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
Желаю всем позитивного настроения, хороших отметок.
II. О?ушыларды? білімдерін тексеру
Проверка знаний учащихся.
Начинаем наш урок методики обучения русскому языку. Любая наука требует знаний о том, на каких основах она базируется. Сегодня на занятии мы закрепим пройденный материал и познакомимся с новым, раскроем суть методов обучения грамоте. Будем работать в группах и самостоятельно.
- Давайте скорректируем «компетенции» по пройденной теме «Процесс становления методики русского языка как науки. Русский язык как предмет в начальной школе».
Индивидуальный устный опрос:
Учащимся раздаются карточки с вопросами:
1. Рассказать о процессе становления методики русского языка как науки. Указать фамилии педагогов, внёсших вклад в развитие методики.
2. Почему методика преподавания русского языка является прикладной наукой?
3. Назовите основные разделы методики русского языка.
4. Какие науки лежат в основе методики русского языка?
5. Что изучает и какие вопросы рассматривает каждая наука?
6. Приведите примеры различных норм литературного языка и докажите необходимость в овладении ими учителем.
Развёрнутый устный ответ у доски
1 уч-ся
Задачи методики русского языка.
2 уч-ся
Русский язык как предмет в начальных классах.
Тестовый контроль 2 уч-ся.
1. Раздел, не являющийся основным в методике обучения русскому языку в начальных классах…
А) методика обучения грамоте
В) методика обучения грамматике и орфографии
С) методика обучения чтению
D) методика изучения морфемного состава слова
Е) методика развития речи
2. Автор «Родного слова»…
А) К. Д. Ушинский
В) С.П. Редозубов
С) В.М. Вахтёров
D) Д.М. Тихомиров
Е) А.Дистерверг
3. Содержание и объём учебного предмета «Русский язык» определено…
А) основными разделами методики русского языка
В) объяснительной запиской
С) теоретической базой знаний для усвоения орфографических, грамматических, грамматических, орфоэпических умений и навыков…
D) основными требованиями к знаниям и умениям
Е) программой
4. Основная задача начального обучения русскому языку…
А) развитие устной и письменной речи
В) осознанное чтение и письмо
С) изучение теоретического материала по грамматике, фонетике, лексике
D) организация регулярного, интенсивного и систематического усвоения норм литературного языка
Е) изучение орфоэпически правильного произношения и овладения выразительностью речи
5. Автор первой книги по методике русского языка « О преподавании отечественного языка» (1844)…
А) Н. А. Кроф
В) В. И. Водорезов
С) Л. Т. Толстой
D) Д. Ушинский
Е) Ф. И. Буслаев
6. Программа начальной школы по русскому языку состоит из следующих разделов и подразделов…
А) «Грамматика», «Предложение», «Связанная речь».
В) « Буквы и слоги», «Слово», «Предложение», «Связанная речь».
С) «Звуки и буквы», «Слово», «Синтаксис».
D) «Звуки и буквы», «Морфология», «Предложение», «Связанная речь».
Е) «Обучение грамоте и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Внеклассное чтение», «Чистописание».
7. Методика русского языка – это … наука
А) практическая
В) педагогическая
С) прикладная
D) методическая
Е) основная
8. Применить прогрессивные методические идеи своего времени к условиям начальной школы удалось…
А) Буканову
В) Водовозову
С) Ушинскому
Д) Буслаеву
Е) Срезневскому
9. Указать научные дисциплины, на которых базируется методика обучения русскому языку
А) языкознание, теория литературы, психология, психолингвистика, педагогика
В) учение об изображении звуков речи буквами, тесно связанное с фонетикой
С) науки лингвистического цикла
D) наука о звуковом строе языка
Е) психолингвистика и педагогика
Слайд 2
1 уч-ся у доски фиксирует разделы методики русского языка.
Чтобы перейти к изучению новой темы, давайте ещё раз назовём разделы методики русского языка. (Методика обучения грамоте, методика обучения чтению, методика обучения грамматике и орфографии, методика развития речи.)
Слайд 3
Сегодня мы рассмотрим основные вопросы, входящие в первый раздел методики русского языка - методика обучения грамоте.
Слайд 4
Итак, тема нашего урока «Научные основы методики обучения грамоте. Исторический обзор методов обучения грамоте».
Так как данная тема очень обширная, первый вопрос «Научные основы методики обучения грамоте» вы изучите самостоятельно в домашних условиях и составите опорный конспект.
Слайд 5
Переходим к рассмотрению второго вопроса «Исторический обзор методов обучения грамоте».
III. Жа?а материалды о?ыту
Изучение нового материала.
Слайд 6
Перед вами таблица, заполните только две колонки: что вы знаете по вопросу: «Метод обучения» и что бы вы хотели узнать.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Проверка.
Слайд 7
Сейчас вам предстоит самостоятельно познакомиться с материалом и узнать из истории методов. Обратите внимание на следующие понятия:
буквенные методы
звуковые методы
слоговые методы
метод целых слов
звуковой аналитико-синтетический метод
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научные основы методики обучения грамоте. Исторический обзор методов обучения грамоте. »
Открытый урок по методике обучения русскому языку
Преподаватель гуманитарного колледжа имени Магжана Жумабаева: Калмыкова Т.В.
Тақырыбы:
Тема: Научные основы методики обучения грамоте. Исторический обзор методов обучения грамоте.
Сабақтың мақсаты:
Цель занятия: ознакомление с научными основами методики обучения грамоте, методами обучения грамоте.
Негізгі ұғымдар:
Основные понятия: психологические основы,лингвистические основы, педагогические требования, метод обучения,
метод «чтения-письма».
Сабақтың әдістемелік жағынан қамтамасыз етілуі:
Методическое обеспечение : рабочий стол, учебники «Букварь»
Сабақтың типі:
Тип занятия: лекция
Сабақтың әдіс-тәсілдері:
Методы и приемы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный; коллективный способ деятельности; метод
самостоятельной работы.
Сабақ жоспары:
План занятия:
I. Ұйымдастыру кезеңі
Организационный момент.
Приветствие, создание мотивации на предстоящую деятельность.
Слайд 1
- Сэлеметсiз бе. Отырындар.
Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
Желаю всем позитивного настроения, хороших отметок.
II. Оқушылардың білімдерін тексеру
Проверка знаний учащихся.
Начинаем наш урок методики обучения русскому языку. Любая наука требует знаний о том, на каких основах она базируется. Сегодня на занятии мы закрепим пройденный материал и познакомимся с новым, раскроем суть методов обучения грамоте. Будем работать в группах и самостоятельно.
- Давайте скорректируем «компетенции» по пройденной теме «Процесс становления методики русского языка как науки. Русский язык как предмет в начальной школе».
Индивидуальный устный опрос:
Учащимся раздаются карточки с вопросами:
1. Рассказать о процессе становления методики русского языка как науки. Указать фамилии педагогов, внёсших вклад в развитие методики.
2. Почему методика преподавания русского языка является прикладной наукой?
3. Назовите основные разделы методики русского языка.
4. Какие науки лежат в основе методики русского языка?
5. Что изучает и какие вопросы рассматривает каждая наука?
6. Приведите примеры различных норм литературного языка и докажите необходимость в овладении ими учителем.
Развёрнутый устный ответ у доски
1 уч-ся
Задачи методики русского языка.
2 уч-ся
Русский язык как предмет в начальных классах.
Тестовый контроль 2 уч-ся.
1. Раздел, не являющийся основным в методике обучения русскому языку в начальных классах…
А) методика обучения грамоте
В) методика обучения грамматике и орфографии
С) методика обучения чтению
D) методика изучения морфемного состава слова
Е) методика развития речи
2. Автор «Родного слова»…
А) К. Д. Ушинский
В) С.П. Редозубов
С) В.М. Вахтёров
D) Д.М. Тихомиров
Е) А.Дистерверг
3. Содержание и объём учебного предмета «Русский язык» определено…
А) основными разделами методики русского языка
В) объяснительной запиской
С) теоретической базой знаний для усвоения орфографических, грамматических, грамматических, орфоэпических умений и навыков…
D) основными требованиями к знаниям и умениям
Е) программой
4. Основная задача начального обучения русскому языку…
А) развитие устной и письменной речи
В) осознанное чтение и письмо
С) изучение теоретического материала по грамматике, фонетике, лексике
D) организация регулярного, интенсивного и систематического усвоения норм литературного языка
Е) изучение орфоэпически правильного произношения и овладения выразительностью речи
5. Автор первой книги по методике русского языка « О преподавании отечественного языка» (1844)…
А) Н. А. Кроф
В) В. И. Водорезов
С) Л. Т. Толстой
D) Д. Ушинский
Е) Ф. И. Буслаев
6. Программа начальной школы по русскому языку состоит из следующих разделов и подразделов…
А) «Грамматика», «Предложение», «Связанная речь».
В) « Буквы и слоги», «Слово», «Предложение», «Связанная речь».
С) «Звуки и буквы», «Слово», «Синтаксис».
D) «Звуки и буквы», «Морфология», «Предложение», «Связанная речь».
Е) «Обучение грамоте и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Внеклассное чтение», «Чистописание».
7. Методика русского языка – это … наука
А) практическая
В) педагогическая
С) прикладная
D) методическая
Е) основная
8. Применить прогрессивные методические идеи своего времени к условиям начальной школы удалось…
А) Буканову
В) Водовозову
С) Ушинскому
Д) Буслаеву
Е) Срезневскому
9. Указать научные дисциплины, на которых базируется методика обучения русскому языку
А) языкознание, теория литературы, психология, психолингвистика, педагогика
В) учение об изображении звуков речи буквами, тесно связанное с фонетикой
С) науки лингвистического цикла
D) наука о звуковом строе языка
Е) психолингвистика и педагогика
Слайд 2
1 уч-ся у доски фиксирует разделы методики русского языка.
Чтобы перейти к изучению новой темы, давайте ещё раз назовём разделы методики русского языка. (Методика обучения грамоте, методика обучения чтению, методика обучения грамматике и орфографии, методика развития речи.)
Слайд 3
Сегодня мы рассмотрим основные вопросы, входящие в первый раздел методики русского языка - методика обучения грамоте.
Слайд 4
Итак, тема нашего урока «Научные основы методики обучения грамоте. Исторический обзор методов обучения грамоте».
Так как данная тема очень обширная, первый вопрос «Научные основы методики обучения грамоте» вы изучите самостоятельно в домашних условиях и составите опорный конспект.
Слайд 5
Переходим к рассмотрению второго вопроса «Исторический обзор методов обучения грамоте».
III. Жаңа материалды оқыту
Изучение нового материала.
Слайд 6
Перед вами таблица, заполните только две колонки: что вы знаете по вопросу: «Метод обучения» и что бы вы хотели узнать.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Проверка.
Слайд 7
Сейчас вам предстоит самостоятельно познакомиться с материалом и узнать из истории методов. Обратите внимание на следующие понятия:
буквенные методы
звуковые методы
слоговые методы
метод целых слов
звуковой аналитико-синтетический метод
Слайд 8
Работать вы будете в группах. Каждая группа получает своё задание.
1. Познакомься с материалом «Исторический обзор методов обучения грамоте».
Метод (от греч. «metodos» — путь к чему-либо) - способ достижения цели. Методом обучения называют способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленной на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач в процессе обучения.
Классифицируются методы обучения грамоте в зависимости:
1) от единицы языка, взятой за основу при обучении элементарному чтению (по исходным языковым единицам: буква, звук, слог, целое слово);
2) от ведущего вида деятельности учащихся (анализ, синтез). По исходным языковым единицам различаются методы: буквенные, звуковые, слоговые, целых слов.
По видам деятельности различаются методы: аналитические, синтетические, аналитико-синтетические.
Буквенные методы
Вплоть до конца XVIII в., в период господства в школьной практике догматических методов обучения, использовался буквослагательный метод. Суть его заключалась в механическом заучивании букв, их названий, слогов и слов. Обучение начиналось с заучивания названий всех букв алфавита: аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете и т.д.' Затем заучивались слоги: буки-аз — ба, веди-рцы-аз — вра и т.п., всего более 400 слогов. При этом складывались слоги, не всегда реально существовавшие в языке, в отрыве от живой речи: шла как бы подготовка формального материала для чтения. Лишь после этого начиналось чтение по слогам («по складам»): ребенок, называя каждую букву ее полным названием, складывал слоги, а затем соединял их в слова. Завершалось обучение чтением «по верхам», т.е. целыми словами, без называния букв и слогов. На такое обучение затрачивалось два года. На третьем году обучения переходили к письму.
С введением Петром I гражданской азбуки в XVII в. стало входить в употребление упрощенное название букв: а, 6э, вэ и т.д. В это же время появилась картинная азбука Кариона Истомина, в которой первые звуки названий предметов, изображенных на картинках, соответствовали буквам алфавита. Но принцип обучения чтению оставался тем же, что и при буквослагательном методе, т.е. дети читали по буквам, не понимая, как из букв получаются слоги и слова. Этот метод получил название «слоговой» метод.
Буквослагательный и слоговой методы — буквенные синтетические, так как учили читать от части к целому, от букв и слогов к слову.
Эти методы догматичны, направлены на механическую зубрежку, обучение с их помощью было трудным и неинтересным. Существенный их недостаток состоял в том, что они не опирались на звуки, на звучащую речь, не требовали слитного чтения слога (хотя русская графика подчинена слоговому принципу). Письмо было оторвано от чтения.
Звуковые методы
Наибольшее распространение и на Западе, и в России получили звуковые методы: аналитические, синтетические, аналитико-синтетические. Их объединяло то, что значительная роль отводилась самим детям: они выделяли звуки из слов, складывали слова из звуков, т.е. анализировали и синтезировали.
В 40-е гг. XIX в. в России был принят аналитический звуковой метод, на Западе его называли «методом Жакото», в России — «методом Золотова». Согласно этому методу школьники делили предложения на слова, слова — на слоги, а слоги разлагали на звуки (в устном варианте) и на буквы (в письменном варианте). Аналогичная работа проводится и в наши дни при обучении грамоте. Но в аналитическом звуковом методе сказывались еще традиции догматического периода: заучивались слоги, начертания слов, сочетания букв; путем многократного чтения заучивались также предложения. Звуковой анализ следовал после того, как дети зрительно запоминали начертание слова, т.е. преобладали зрительные упражнения.
Примером синтетического звукового метода может служить метод Г. Стефани (Германия), распространенный в Европе в XIX в. В России он разрабатывался Н.А. Корфом. Согласно этому методу: обучение грамоте начиналось с изучения отдельных звуков, а затем соответствующих букв. Когда накапливалось некоторое количество звуков и букв, начинались синтетические упражнения: звуки сливали в слоги, слоги — в слова; из букв составляли слоги и слова. Затем усваивалась следующая группа звуков и т.д. Чтение по этому методу сводилось к называнию ряда звуков, обозначаемых буквами (такое чтение в наши дни называется побуквенным). Слог не являлся единицей чтения.
Слоговые методы
В 1872 г. вышла «Азбука» и в 1875 г. — «Новая азбука»
Л.П. Толстого, составленные по «слуховому» методу. В букваристике обычно метод Толстого называют «слогослуховым», так как в нем уделялось очень большое внимание слоговой работе: разложению слогов на звуки, соединению звуков в слоги, чтению слогов, их произношению. Развивался речевой слух детей. Тексты были составлены таким образом, чтобы трудность читаемых слогов и слов нарастала постепенно. Так, вся первая часть «Азбуки» была составлена из слов, не превышающих 2 слогов и 6 букв. Но метод Толстого не был чисто слоговым: он включал добуквенные упражнения в разложении слов на звуки, слуховые восприятия, артикуляционные упражнения, предусматривал одновременное обучение письму, печатание букв, слов, сознательность чтения и т.д.
Остальные слоговые методы, применявшиеся в русской школе, также не были чисто слоговыми, поскольку слог не становился с самого начала единицей чтения. Сначала заучивались все буквы алфавита, потом — слоги, а затем читались слова с этими слогами.
Усиленная слоговая работа по сравнению с буквосложением была шагом вперед, так как содержала слуховые и речедвигательные упражнения, а само чтение стало ближе к естественному, слоговому. Но по-прежнему применялось зазубривание букв и огромного количества слогов. Тем не менее, слоговые методы оказали положительное влияние на развитие звуковых методов, главным образом введением слоговых таблиц и упражнений.
Метод целых слов
Этот метод имел широкое распространение в США и других англоязычных странах, а в России появился в начале 20-х гг. Его суть состояла в том, что, во-первых, он позволял сразу начинать чтение с осмысленных и ценных в воспитательном отношении текстов, во-вторых, снимались трудности звукового метода, связанные со звукослиянием. Единицей чтения с самого начала становилось слово, его графическое изображение воспринималось как идеограмма и лишь впоследствии расчленялось на составляющие элементы — буквы. Дети за первые 2—3 месяца занятий запоминали зрительно, почти без звукового и буквенного анализа, до 150 слов. Они перерисовывали их, читали по общему виду, угадывали по картинкам. Затем начинался буквенный анализ выученных слов.
Но метод целых слов, применявшийся в русской школе 13 лет, не оправдал себя. Это связано с тем, что русское правописание фонемное (фонема независимо от занимаемой позиции обозначается одной и той же графемой) и оно требует развитого фонематического слуха, чего не может обеспечить метод целых слов. Кроме того, опираясь на механическую и зрительную память, этот метод не обеспечивал развитие мышления учащихся.
Звуковой аналитико-синтетический метод К. Д. Ушинского
Создателем наиболее совершенного варианта звукового метода обучения грамоте в России был К.Д. Ушинский (1824—1870). Он исходил из задачи всестороннего развития детей и свой метод разработал на основе анализа собственной речи ребенка.
«Родное слово» К.Д. Ушинского, куда входили его «Азбука», а также «Руководство к преподаванию по "Родному слову"», вышло в 1864 г. и приобрело широкое признание. Свой метод К.Д. Ушинский назвал методом письма-чтения, убедительно доказав, что нельзя отделять письмо от чтения. Он считал, что письмо, опирающееся на звуковой анализ, должно идти впереди чтения. По «Азбуке» детей сначала знакомили с рукописным шрифтом, и лишь через 10—15 уроков вводились печатные буквы. Но и тогда новая буква после изучения звука давалась сначала в письменномварианте.
К.Д. Ушинский в своей методике объединил анализ и синтез, ввел систему аналитико-синтетических упражнений со звуками, слогами исловами. Обучение грамоте он соединил с развитием речи («дара слова») учащихся. С первых же уроков дети работали с народными пословицами, с загадками; читаемые тексты были доступны им. Для звукового анализа использовались предложения и слова, взятые из речи самих учащихся.
Вся педагогическая система К.Д. Ушинского была направлена на становление личности ребенка, на развитие его мышления и речи, чему способствовали аналитико-синтетические упражнения, постоянное внимание к речевым упражнениям, осознанному чтению, беседы, связь письма и чтения.
Звуковой аналитико-синтетический метод К.Д. Ушинского, преодолевший догматизм буквослагательного метода, является объяснительно-иллюстративным, так как требует высокой активности самих детей в процессе обучения. Автор ввел в школьную практику десятки приемов звуковой работы, которые используются и в наши дни, всем этим приемам он дал психолого-педагогическое обоснование.
Общая характеристика современного метода обучения грамоте
Современный метод обучения грамоте является звуковым. Обучаясь, дети знакомятся с основными звуками русского языка, учатся слышать их и выделять из речи, обозначать буквами; при этом особое внимание уделяется анализу последовательности звуков в словах и различению твёрдости и мягкости согласных. Обозначение звука буквой выполняется после его выделения из слов и изучения его звучания в разных словах.
Этот метод аналитико-синтетический. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом. Звуковой анализ предшествует синтезу.
Со времён К. Д. Ушинского звуковой аналитико-синтетический метод прошёл сложный путь развития.
Основные принципы метода.I. С точки зрения целей формирования личности.
1. Обучение грамоте носит воспитывающий характер, задачи воспитания реализуются через использование материалов букваря и азбуки.
2. Обучение носит развивающий характер, обеспечивающий умственное развитие через систему упражнений в анализе и синтезе, через речевые упражнения; оно опирается на систему наблюдений природы и окружающей жизни, требует высокого уровня сознательного чтения.
II. С точки зрения психолого-лингвистической.
1. Обучение опирается на живую речь учащихся, на имеющийся речевой опыт, на образцовые тексты; включает систему развития речи.
2. За основу аналитико-синтетической работы берётся звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства с ним).
3. Главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию звуков, развитию речевого слуха.
4. В качестве единицы чтения берётся слог (слоговой, или позиционный, принцип как следствие аналогичного принципа русской графики).
5. Особое внимание уделяется слоговой работе: чтению и произношению слогов, использованию слоговых таблиц.
6. Вводится Слогозвуковой анализ слова, в процессе которого не только выделяются звуки, но и устанавливается их количество и последовательность, определяются связи между ними.
III. С точки зрения организационной.
1. Устанавливается определённая последовательность изучения звуков и букв (по частотному принципу).
2. Выделяются добукварный (подготовительный) и букварный (основной) периоды обучения.
3. Письмо не отрывается от чтения, а идёт параллельно с ним.
4. Систематически вводятся пропедевтические элементы грамматики, словообразования, орфографии (на практической основе).
IV. С точки зрения приёмов обучения.
1. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в связи со значительными различиями в их общем развитии и в готовности к чтению и письму.
2. Введение элементов моделирования.
3. Использование моделей слогов, слов, предложений.
2. Выполните задания:
Работа в «малых группах». (6 групп по 4 человека.)
Слайд 9
1 группа.
Понятие о методе. Классификация методов. Метод целых слов.
- Что такое метод?
- На каких признаках основана классификация методов обучения грамоте?
- Назовите методы, различающиеся по исходным языковым единицам.
- Назовите методы, различающиеся по видам деятельности.
-Что характерно для метода целых слов?
-Выделите достоинства и недостатки этого метода.
Слайд 10
2 группа.
Буквенные методы
- Дайте описание буквенным методам.
- Что положительного в буквенных методах?
- В чём несостоятельность метода? Выделите недостатки.
- Сложите слоги и прочитайте слова:
а) твердо рцы аз веди аз
б) слово он слово наш аз
в) добро ук буки
Слайд 11
3 группа.
Звуковые методы
- Чем характеризуется звуковой метод?
- Что положительного в звуковых методах?
- Назовите недостатки звукового метода.
Слайд 12
4 группа.
Слоговые методы
- Дайте описание метода Л.Н.Толстого.
- В чём несостоятельность метода?
- Оцените пригодность метода.
Задание для всех учащихся: «Оцените пригодность каждого из рассмотренных нами методов с точки зрения целей и задач современной школы».
Ответы учащихся
Значит, данные методы не являются совершенными.
Переходим к рассмотрению метода К.Д.Ушинского.
Слайд 13
5 группа.
Звуковой аналитико-синтетический метод К. Д. Ушинского
- Дайте описание метода К.Д. Ушинского.
- Назовите достоинства метода.
Слайд 14-15
6 группа.
Общая характеристика современного метода обучения грамоте
- Почему современный метод ОГ является звуковым?
- Почему современный метод ОГ является аналитико-синтетическим?
- Назовите основные принципы современного метода ОГ.
- Какова последовательность изучения звуков и букв в учебных книгах?
- Охарактеризуйте процесс ОГ с точки зрения:
целей формирования личности;
психолого-лингвистической;
организационной;
приёмов обучения.
IV. Закрепление полученных знаний.
Слайд 16
Заполнение последней колонки таблицы. - Что должны были узнать? - Что узнали?
V. Самостоятельная работа учащихся.
Слайд 17
Работа в парах.
- Сравните порядок введения звуков и букв в букварях.
- Определите, по какому принципу располагаются изучаемые единицы в этих букварях.
- Какой метод лежит в основе обучения грамоте по этим учебникам? Обоснуйте свой ответ.
Проверка.
VI. Итог
Слайд 18
Вот и подошло к концу наше занятие. Думаю, что оно прошло интересно.
Оценивание.
VII. Үй тапсырмасын беру
Задание на дом.
Слайд 19
1. Знать основные термины и понятия по материалу лекции.
2. Составить опорный конспект по теме «Научные основы методики обучения грамоте».
Ф ПГКМ – 703-31-09 Сабақ жоспары. Бірінші басылым.
Ф ПГМК - 703-31-09 План учебного занятия. Издание первое