Просмотр содержимого документа
«Конспект образовательной деятельности на тему "День космонавтики"»
Конспект занятия по ФЦКМ на тему: «День космонавтики»
Разработала: Чурбакова Татьяна Анатольевна
2025г
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе
«День Космонавтики»
Цель:формирование знаний детей о космосе, космонавтах
Задачи:закрепление знаний о Солнце, как раскаленном космическом объекте, солнечной системе, планетах, звёздах, созвездиях;
Обучающие:обучение различным способам познания через экспериментальну деятельность;активизация словаря дошкольников, расширение их кругозора;воспитание уважения, чувства гордости за нашу Родину, ее героев – космонавтов;
Образовательные: знания детей о космосе, космонавтах;закреплять знания о Солнце как раскаленном космическом объекте, солнечной системе, планетах, звездах, созвездиях;обучать различным способам познания через экспериментальную деятельность; вызвать интерес к космосу; активизировать словарь дошкольников, расширять их кругозор;
Воспитательные:воспитывать уважение, чувство гордости за нашу Родину, её героев – космонавтов.
Ход:
Воспитатель:Ребята, 12 апреля вся наша страна отметила большой праздник. Напомните мне, пожалуйста, что это за праздник?
Дети:День космонавтики.
Воспитатель:Правильно, это праздник космонавтов и всех людей, кто участвует в создании космических ракет.
Ребята, что такое космос?
Дети:Космос – это планеты, звёзды, метеориты, созвездия.
Воспитатель:Издавна люди смотрели на небо и мечтали побывать в далеком космосе. Ещё люди всегда хотели знать – есть ли жизнь где-нибудь еще? Есть ли воздух на других планетах?Но чтобы это узнать, надо обязательно долететь до них. И вот 12 апреля 1961 года эта мечта сбылась. Впервые в космос отправился человек. Кто же этот первый человек, который отправился в космос?
Дети: Первым человеком, который отправился в космос, был Ю.А.Гагарин.
Воспитатель: А кто из космонавтов первым вышел в открытый космос?
Дети: Первым человеком, который вышел в открытый космос был советский космонавт Алексей Архипович Леонов.
Воспитатель:Как зовут первую женщину, которая побывала в космосе? Дети: Первую женщину, которая побывала в космосе, зовут Валентина Владимировна Терешкова.
Воспитатель: Много лет назад русские учёные под руководством конструктора Сергея Павловича Королева изготовили первый летательный аппарат, который смог облететь вокруг Земли.
Как он назывался?
Дети: Искусственный спутник Земли «Спутник – 1».
Воспитатель:Позже в космос отправился первый космический корабль.
Ребята, а вы хотите поучаствовать в запуске спутника? Тогда я приглашаю вас на космодром. Кто мне напомнит, что такое космодром?
Дети: Космодром — это специально оборудованная территория для подготовки и запуска ракет, космических кораблей, спутников.
Воспитатель:Для того, чтобы космический корабль взлетел в небо, нужна огромная сила, которая приведёт его в движение. Но сначала немного отдохнём и наберёмся сил.
Физкультминутка:
Космонавт
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня – космонавт
(повороты в стороны с пружинкой)
Начинаем тренировку
(наклоны в сторону)
Чтобы сильным стать и ловким.
Ждет нас быстрая ракета (приседают)
Для полета на планету
Отправляемся на Марс (кружатся)
Звезды в гости ждите нас.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост
(руки через стороны - вверх)
И поднимется до звезд (тянемся вверх)
Воспитатель: Немного отдохнули. Давайте попробуем создать такую силу.
Все приготовились, начали предстартовый отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, 0 – пуск.
Опыт 1-«Запуск космического корабля».
Сейчас вокруг Земли летает множество спутников. На них установлены специальные приборы, которые ведут наблюдения и передают их на Землю.
Дети подходят к другому столу. На столе стоит глобус.
Воспитатель загадывает загадку:
На ноге стоит одной,
крутит, вертит головой.
Нам показывает страны, реки,
горы, океаны.
(глобус).
Воспитатель:Скажите мне, пожалуйста, что такое глобус?
Дети: Это модель Земного шара.
Воспитатель:Правильно, это уменьшенная модель нашей планеты. Вот такой еёувидели космонавты с космоса.
Воспитатель:Почему космонавты назвали нашу Землю «голубой планетой»?
Дети:Потому, что на ней много синего цвета- это океаны, моря, реки, озера. Их на Земле много, поэтому наша планета кажется голубой.
Воспитатель: Ребята, а что ещё вы можете рассказать о Земле?
Дети:Земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца.
Воспитатель: Правильно, Земля вращается вокруг своей оси, поэтому происходит смена дня и ночи.
Воспитатель:Хотите посмотреть, как это происходит?
Теперь будем вращать глобус вокруг «солнца» и наблюдать, что произойдёт с освещением.
Из-за того, что Солнце по-разному освещает поверхность Земли, происходит смена времен года. Если в Северном полушарии лето, то в Южном, наоборот, зима.
Земле необходим целый год для того, чтобы облететь вокруг Солнца. Я покажу вам место на глобусе, где мы живём.
Воспитатель наклеивает бумажного человечка. Вращаю глобус п попробуйте определить, какое время года будет в этой точке. И не забудьте обратить внимание на то, что каждые пол-оборота Земли вокруг Солнца меняются местами полярные день и ночь.
Опыт 2 - «День и ночь».
Воспитатель:Для этого нам понадобится глобус и фонарик. Во Вселенной ничего не стоит на месте. Планеты и звёзды движутся по своему, строго отведённому пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. На той стороне земного шара, которая обращена к Солнцу (в нашем случае к фонарику) – день, на противоположной – ночь.
Воспитатель: Какое время суток будет на Земле, если её освещает Солнце?
Дети: Будет утро.
Воспитатель: Какое время суток будет на противоположной стороне, на которую не падает свет.
Дети: Будет ночь.
Опыт 3 - «Смена времен года».
Воспитатель: Ещё Земля вращается вокруг солнца, поэтому происходит смена времен года. Когда Земля приблизилась к солнцу – у нас лето, удалилась от Солнца – зима.
Воспитатель загадывает загадку.
Не огонь, а греет, не лампа, а светит. Как мячик, круглое, как тыква, жёлтое
(Солнце).
Воспитатель:Ребята, что вы знаете о Солнце?
Дети:Солнце – это огромная раскаленная звезда.
Воспитатель:А вы знаете, чтоу звезды под названием Солнце есть большая дружная семейка. Девять детишек разного возраста.
Дети: Что же это за детишки?
Воспитатель: Планеты. Давайте их назовем. Все планеты вращаются вокруг солнца и образуют «Солнечную систему». Посмотрите на них.
Воспитатель показывает детям макет «солнечной системы».
Воспитатель:Ребята, все вы видели звёздное небо. Наверное, каждый взрослый человек и ребёнок любит смотреть на звёзды. В какое время суток лучше наблюдать за звёздами?
Дети: Ночью.
Воспитатель:А почему днём не видно звёзд? Куда они деваются днём?
Оказывается, звёзды никуда не деваются. Днём они так же светят, как и ночью. Днём солнце светит настолько ярко, что звёзд просто не видно. А когда солнце прячется за горизонтом, его свет не мешает нам любоваться светом звёзд.
Опыт 4 - «Дневные звезды».
Воспитатель пробивает дыроколом в картонке несколько отверстий.
Вкладывает картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, берёт в одну руку конверт с картонкой, а в другую — фонарик. Включает фонарик и с 5 см светит им на обращённую к детям сторону конверта, а потом на другую сторону.
Дырки в картонке не видны через конверт, когда воспитатель светит фонариком на обращенную к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на нас.
ПОЧЕМУ? В освещённой комнате свет проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно их становится только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через неё свету, начинает выделяться на более тёмном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днём они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звёзд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.
Речевая игра «Скажи наоборот». Воспитатель:Какой полёт в космос у космонавтов без испытаний. Итак испытание: Я буду называть слова, а вы к каждому моему слову подберите другое слово, противоположное по значению.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествовать. Где мы с вами сегодня были? Что вам больше всего понравилось? Давайте с вами ещё раз вспомним, что мы сегодня видели.