Формы организованной образовательной деятельности: игровая (Игра «Погрузи фрукты и овощи в машины», пальчиковая гимнастика «В лесок») ; коммуникативная (чтение «Зеленой сказки», беседа по сказке; чтение «Зеленой песенки»); познавательная ( д/игра «Сортировка фруктов и овощей по цвету»); двигательная («Мы идем дорожками..», «Капля раз, капля два..», игра «Лошадка»).
Форма организации: группа
Цель: Закрепление представления о зеленом цвете; обогащение словаря прилагательными зеленый, зеленая, зеленые. Обучение согласованию данных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Закрепление дифференциации желтого и зеленого цветов. Развитие зрительного и слухового внимания, мелкой и артикуляционной моторики, координации слова с движением. Воспитание элементов воображения, бережного отношения к природе. Задачи: образовательные, развивающие, воспитательные развивающая - развивать правильную, грамотную речь у детей; расширять словарный запас, развивать коммуникативные навыки; воспитательная – воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края; содействовать созданию хорошего настроения; воспитывать вежливое обращение к друг другу. образовательная - закрепить элементарные представления детей о том, что грамотная речь необходима человеку, чтобы правильно, вежливо и культурно общаться друг с другом; приучить детей к мысли о том, что чтение – это не просто развлечение, это своего рода труд, разминка для ума.
Оборудование и материал: - Иллюстрация к сказке; - игрушки Лошадки; - корзина с муляжами овощей и фруктов; - зеленый и желтый грузовики;
- бумбокс, запись И.П. Чайковского « Времена года».
Ход занятия:
1. Организация начала занятия.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в «Зеленую сказку». А для этого пойдем на прогулку в лес.
2. Координация слова с движением.
Дети встают в кружок, берутся за руки, двигаются по кругу и говорят вместе с воспитателем.
Мы идем дорожками , (Двигаются по часовой стрелке).
Мы идем тропинками.
Мы идем с лукошками, (Двигаются против часовой стрелки)
Мы идем с корзинками.
Ручеек по жердочке перешли (Идут на носочках, руки на поясе).
И полянку светлую мы нашли. (Останавливаются, разводят руки в стороны.)
3. Развитие слухового внимания.
Воспитатель. Давайте сядем на травку, и я расскажу вам «Зеленую сказку».
Зеленая сказка
Пришла весна. Девочка надела зеленый сарафан с зеленым кармашком и пошла в лес. А в лесу все было зеленое-презеленое. И деревья были зеленые, и кусты были зеленые, и трава была зеленая, даже вода в маленькой луже и та была зеленая.
Девочке очень хотелось поймать зеленого лягушонка и разглядеть, сколько у него пальцев на лапках. Вот она и решила: «Если лягушонок увидит мой зеленый сарафан с зеленым кармашком, он ничуть меня не испугается».
Так оно и было. Зеленый лягушонок вылез из зеленой лужи, в которой отражались зеленые листья деревьев и зеленые травинки, и ничуть не испугался девочки в зеленом сарафане.
Тут девочке и надо было бы взять лягушонка в руки и разглядеть, сколько у него пальцев на лапках. Но ей стало очень смешно: подумать только – лягушонок принял ее за дерево! Она засмеялась и сказала:
- Я вовсе не дерево!
Конечно лягушонок очень испугался. Ведь он никогда не слыхал, чтобы деревья смеялись да вдобавок и говорили. И – бултых обратно в лужу.
Воспитатель. А еще в лесу протекал ручеек. В нем отражались зеленые деревья. И ручеек тоже казался зеленым. Давайте с вами подойдем к ручейку . Представьте, что зеленый ручеек – это наше зеркало. Сядем на бережок и сделаем нашу гимнастику. (Дети садятся вместе с воспитателем к зеркалу и делают упражнения общей артикуляционной гимнастики.)
Воспитатель. Вот мы немного отдохнули у прохладного ручейка и теперь можно вернуться на полянку, но вдруг пошел дождик.
Дети делают упражнение и повторяют слова за воспитателем «Капля раз, капля два…»
Капля раз, (Прыжок.)
Капля два, (Прыжок.)
Очень медленно сперва, (4 прыжка)
А потом, потом, потом –
Все бегом, бегом, бегом. ( 6 прыжков)
Мы зонты свои раскрыли, (Тянутся на носочках, поднимают и разводят в стороны руки.)
От дождя себя укрыли. (Опускаются на всю стопу, смыкают руки над головой).
4. Развитие речи. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Воспитатель. Вот дождик и закончился. Солнышко быстро высушило травку. Давайте немного посидим на полянке и поговорим.
Дети садятся вокруг воспитателя на ковре и беседуют.
В. Понравилась вам сказка?
Д. Да, понравилась.
В. Давайте вспомним, как она называется?
Д. «Зеленая сказка»
В. А почему она так называется?
Д. Потому что наступила весна и в лесу все было зеленое.
В. А что в лесу было зеленым?
Д. Зеленые деревья, зеленые кусты, зеленая трава, зеленая вода в луже, зеленый лягушонок.
В. А почему девочке стало очень смешно?
Д. Потому что лягушонок принял ее за зеленое деревце, потому что на ней было зеленое платьице.
В. Помните, девочка хотела потрогать лягушонка, а он в воду прыгнул. Лягушонок маленький и девочка могла ему сделать больно и навредить ему. А мы знаем с вами, что нельзя обижать и трогать тех, кто меньше и слабее тебя.
Дети соглашаются.
5. Релаксация.
Воспитатель. А сейчас давайте с вами немного позагораем. Ложитесь на спинки. Закрывайте глазки и послушайте, какая красивая музыка звучит в зеленом лесу.
Дети ложатся, а воспитатель читает им «Зеленую песенку».
В зеленом, в зеленом, в зеленом лесу
Зеленый листок как флажок я несу.
Зеленая шишка под елкой лежит,
Зеленая музыка где-то звучит,
Зеленый кузнечик в зеленой стране
Играет зеленую песенку мне.
6. Развитие мелкой моторики.
Воспитатель. А теперь давайте с вами поиграем с пальчиками. Садитесь поудобнее.
Раз, два, три, четыре, пять ( Сжимают и разжимают кулачки)
Мы пошли в лесок гулять.
Этот пальчик по дорожке, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик по тропинке,
Этот пальчик за грибами,
Этот пальчик за малинкой,
Этот пальчик заблудился,
Очень поздно возвратился.
7. Развитие речи. Закрепление названий овощей и фруктов. Дифференциация желтого и зеленого цветов.
Воспитатель. Отдохнули? А теперь давайте с вами вспомним, какие фрукты бывают зелеными?
Дети. Яблоко, груша, виноград, киви.
Воспитатель. А овощи?
Дети. Огурец. Перец. Лук. Салат. Капуста.
Воспитатель открывает корзину с муляжами овощей и фруктов.
Воспитатель. А сейчас, возьмите пожалуйста из корзины только овощи и фрукты зеленого цвета.
Дети берут муляжи и проговаривают по очереди: «Я взял зеленое яблоко», « Я взяла зеленый огурец», и т.п.
Воспитатель. А сейчас мы поиграем. Кто быстрее погрузит овощи и фрукты в машины.
Одна команда детей грузит в желтую машину желтые овощи и фрукты, другая команда - зеленые овощи и фрукты соответственно в зеленую машину.
Дети с восторгом выполняют задание. Воспитатель подводит итоги. Победила дружба.
8. Организация окончания занятия. Развитие артикуляционной моторики, творческого воображения, общей моторики.
Воспитатель. Наше путешествие заканчивается. Нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель показывает детям несколько игрушек лошадок.
Воспитатель. Ребята представьте, что эти лошадки пасутся на лужайке. Давайте сядем на лошадок и поскачем домой в наш детский сад.
Дети идут по кругу, высоко поднимая колени, щелкают язычками, широко открывая рты.
Воспитатель. Вот мы и приехали. Слезайте аккуратно с лошадок.