Форма проведения непосредственной образовательной деятельности: путешествие в сказочную страну математики.
Тема: «Математическая сказка».
Программное содержание: научитъ детей делить на 2 равные части целое, дать понятие, что одна из них называется "одна вторая", что целое больше части, а часть меньше целого. Закрепить знания детей прямого, обратного количественного счета, геометрических фигур, цвета, дней недели, навыки порядкового счета, умение отвечать на вопросы "который?", "какой по счету?". Развивать логическое мышление. Воспитывать умение работать в коллективе.
Материал: фигурки короля Треугольника и короля Квадрата на фланелеграфе, треугольники /6 синих,3 желтых/, ножницы для каждого ребенка, набор квадратов восьми разных цветов из тонкой бумаги, 6 гимнастических палок.
Интегрируемые области: познание, коммуникация, социализация.
Хронометраж: 25 минут
Этапы непосредственной образовательной деятельности:
Форма проведения: подгрупповая
1. Психологический настрой.
Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по сказочной стране математики. Но сначала надо подготовиться к путешествию, проверить наши знания. Отправятся в путешествие те, кто ответит на эти вопросы.
-Какое сейчас время года? Сколько всего времен года?
-Сколько дней в неделе? Назовите выходные дни.
На какой руке больше пальцев: на левой или правой?
Что бывает только два? (2 глаза, 2 руки, 2 ноги. 2 уха)
Назовите сказки, в названии которых есть цифра 3? (3 медведя, 3 поросёнка, 3 толстяка)
Что бывает только семь? (дни недели)
2. Вводно-организационный.
Воспитатель: Я хочу сегодня рассказать вам, дети, интерес ную сказку. Жили-были в одном сказочном городке мирные, добрые я трудолюбивые жители. Правил тем городом старый король.
Отгадайте, как его звали:
Узнает очень просто
Меня любой дошкольник –
Я тупо-прямо-остро-
Угольный..(треугольник).
(Воспитатель выставляет на фланелеграфе фигурку коро ля Треугольника).
3. Мотивационно-побудительный.
- Жили жители города большими дружными семьями и были
очень хорошими строителями. Строили они дома вместе
Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри,
У нас всего, у нас всего,
у нас всего по три-
Три стороны, три угла,
И столько же вершин,
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
Все в нашем городе - друзья,
Дружнее не сыскать.
Мы треугольников семья,
Нас каждый должен знать.
(Воспитатель читает стихотворение и раскладывает на фланелеграфе «стенку» из треугольников)
- Вот какую стенку выложили строители из кирпичиков.
Какой формы были кирпичики? Из скольких кирпичиков она
сложена?
4.Восприятие и усвоение нового.
Однажды король Треугольник объявил жителям города о приближении праздника я велел каждой семье изготовить гирлянду из разноцветных треугольных флажков и украсить имя свои дома. Он раздал горожанам разноцветную бумагу для флажков. Вот такую. Какой формы листы бумаги? Правильно, квадратные. Никак не могли жители города догадаться, как же им сделать треугольные флажки из квадратных лис тов бумаги. Долго думали. И придумали, давайте и мы подумаем. Кто догадался? (дети помогают воспитателю, подсказывают, а он показывает способ деления квадрата на два рав ных треугольника путем сложения пополам по диагонали и разрезает его).
- Давайте, ребята, и мы сделаем такие красивые флажки. Берите бумагу, какого хотите цвета.(Дети работают за столами).
На сколько частей вы разделили лист бумаги?
Правильно, на две.
Как можно назвать одну часть?
А как вы думаете, что больше, целый лист или один флажок?
Как можно проверить, что больше?
Вот так и жителя этого сказочного городка сделали красивые разноцветные флажки, из них гирлянду, я украсили ими свои дома, давайте и мы, ребята, сделаем такие разноцветные гирлянды из 8 флаж ков, но так, чтобы, ни один цвет не повторялся.
Проверьте, пожалуйста, правильно ли вы выполнили задание, посчитайте флажки порядковым счетом. Какой по счету у вас красный, флажок?
Синий, желтый? С такими красивыми гирляндами так и хочется поиграть. Давайте поиграем в "Назови, какой по счету".
Дети, жители того сказочного города совсем не знали цифр. А мы с вами знаем. Давайте обозначим число флаж ков в гирлянде цифрой. (Дети выкладывают цифру 8 ).
5.Физкультминутка
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал (изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают)
А что же жители того сказочного городка? С нетерпением ждали они праздника, и вот, наконец насту пил долгожданный день. Он был такой солнечный и привет ливый! С утра заиграли трубы, застучали барабаны, собирая народ на главную площадь города.
В центре площади на высоком троне сидел старый король Треугольник, (дети выходят из-за столов).
6.Практическая.
- Верные мои граждане, - обратился к людям король.
-Хочу объявить вам, что трудно мне старому стало управлять городом. Отныне городом будет править самый умный, самый сообразительный и самый догадливый. А чтобы найти такого, задам я вам задачи. Кто все задачи решит, тот и будет королем.
Первое задание короля: на полу в ряд лежат 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее руками? (переложить крайнюю),
(Дети думают, советуются).
Второе задание короля: составить домик из 6палочек, а затем переложить 3 палочки так, чтобы получился флажок.
Третье задание короля: В садике гулял павлин,подошел еще один, два павлина за кустами.
Сколько их, считайте сами. (Дети считают).
Четвертое задание. Как называется этот дом?
Дети: Таблица.
Воспитатель: Как называются этажи в доме?
Дети: Строки.
Воспитатель: А квартиры?
Дети: Столбики.
Воспитатель: Какие фигуры живут на первом этаже? На втором? На третьем?
Дети: Треугольник, квадрат, круг.
Воспитатель: Какого цвета фигуры живут в первом столбике? Во втором? В третьем? В четвертом?
Дети: Красные, желтые, зеленые, синие.
Воспитатель раздает геометрические фигуры детям, и они помещают ее в нужную “квартиру”.
Король Треугольник объявил победителем молодца, решившего все задачи. И представил жителям города нового короля:
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
Как зовут его?
Отгадали, как его зовут? (квадрат).И стал тем сказочным городом править самый умный, самый сообразительный и самый догадливый король Квадрат. (Воспитатель ставят фигурку Квадрата на фланелеграф).
6.Актуализация
Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в сказочную страну математики. Вам понравилось путешествие? Что мы там делали? С какими новыми словами вы познакомились?
7. Рефлексия
На сколько частей мы делили квадрат? Как мы называем одну из двух частей квадрата? Как король велел украсить свои дома к празднику? Кто стал королем сказочной страны? Почему?
А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по флажку. Дети делают свой выбор. Занятие закончено.