Воспитывать любовь к русскому народному творчеству, интерес к традициям русского народа.
Материал к занятию: сундук, чугунок, теремок. Игрушки: Петрушка, Сорока, Петушок, золотое яйцо, Колобок, Репка. Погремушки, музыкальная коробочка, плоскостные зверушки из сказки «Теремок». Иллюстрации.
Ход занятия:
Здравствуйте, деточки, мальчики и девочки!
В гости к вам я пришла, с собою что-то принесла.
Удивлю я вас, друзья! Ведь Забавушка я.
Есть у меня волшебный сундучок – самый верный мой дружок.
Скучать никому не дает.
В нем загадки есть и сказки, песни, игры, даже пляски.
Есть картинки и игрушки, и веселые зверушки.
Вот такие чудеса, вот такая красота!
А чтобы его открыть, нужно сказать: «Раз, два – щелчок. Открывайся сундучок!»
Ой, что-то не открывается. Давайте сядем и скажем все дружно. (Повтор). Открывается!
Ой, а здесь яичко не простое. Здесь яичко какое? (Показ). Золотое. Ребята, а кто снес такое яичко в сказке? Да, правильно, Курочка-Ряба.
А кто с курами гуляет и к себе их созывает?
Рано, рано по утру нам поет «Кукареку».
Молодцы. Это петушок. (Показ). Давайте споем про него песенку.
Русская народная песня «Петушок».
В сундучке моем загадка: «В огороде сажал дедка – выросла большая большая…? (Репка) (Слова сопровождаю показом). А кто посадил репку? Верно, дед. А какая она выросла? Правильно, большая-пребольшая. Сейчас мы с вами тоже посадим репку. (Наклоняются и «сажают зернышко»). Ребята, покажите, какая большая-пребольшая у нас выросла репка. (Встают на носочки и поднимают руки высоко над головой).
А это кто, угадайте по песенке.
Пою: «Я по амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен…».
Верно, ребята, это колобок. (Показ). А какой он? Да, колобок пышный, круглый, румяный, красивый, веселый, вкусный. А кто его испек? Да, бабушка. А вы, ребята, любите своих бабушек? Посмотрите, какая добрая бабушка. (Показ иллюстрации).
Читаю потешку «Ладушки» и прихлопываю.
А где испекли Колобка? Да, в печке. Вот здесь. (Показ иллюстрации). А что еще готовят в печках? Пекут пироги, варят кашу, щи. Молодцы. Дети, это чугунок. (Показ). Повторите. (Индивидуальный повтор). Чугунок ставят в печь и варят в нем кашу. И каша эта в чугунке получается очень вкусной. (Показ иллюстрации). Вот вся семья собралась за столом. На столе – чугунок с кашей. Все будут кушать кашу деревянными ложками.
Пословица: «Каша, каша-матушка наша».
Вот как про кашу говорят. Давайте повторим. Каша шипит в печке сначала медленно. (Повторение пословицы). Потом быстрее. Молодцы. В какая птица варила кашу? (Достаю Сороку).
Читаю потешку:
«Сорока, сорока. Где была? Далеко.
Печку топила, кашу варила.
На порог скакала. Гостей созывала».
Повторяем потешку. А теперь скажем повеселей. Молодцы.
Вот еще одна загадка: «Он не низок, не высок. Стоит в поле…». Теремок.
Где же он? Пойдемте, посмотрим. (Подходим). Кто же живет в этом теремке? Угадайте.
Маленькая, серенькая, шустрая? (Мышка).
(Слова сопровождаю показом. Достаю зверушек по очереди).
Зеленая, пучеглазая? (Лягушка).
Догадайтесь по движениям. (Прыгаю). (Зайчик).
А теперь угадайте по голосу «У-у-у». (Волк).
А по цвету догадаетесь? (Оранжевый треугольник). (Лиса).
А теперь по шагам догадайтесь. (Топаю). (Медведь).
Молодцы, ребята. А теперь встанем в круг, вспомним, как зверей называли в сказке. И изобразим их.
Мышка? Норушка. (Скребутся, пищат).
Лягушка? Квакушка. (Прыгают с оттопыренными пальцами).
Зайчик? Побегайчик. (Предлагаю кому-нибудь из детей легко попрыгать).
Лисичка? Сестричка. (Бегут, мягко двигая руками).
Волчок? Серый бочок. (Рывки руками).
Мишка? Косолапый. (Идут вперевалку).
Молодцы, ребята! Ой, а кто это тут прячется? (Беру игрушку Петрушка).
Исполняю русскую народную песню «Путрушка».
А у Петрушки погремушки. Давайте устроим оркестр.
«Игра на погремушках». (С приплясыванием).
Молодцы ребята! Вас понравилось со мной играть и вспоминать сказки? В следующий раз вы можете попробовать отгадывать и другие сказки с друзьями или родителями.
Друг друга мы сегодня позабавали и радость подарили. Ловите ее! Пускаю мыльные пузыри.
Ой ребята, вы слышите, что-то звучит?! (Беру музыкальную коробочку).
Какая красивая и волшебная коробочка. (Открываю ее).