Цель: Обобщение у детей представлений о лесе и о его значение в жизни людей, и в природе.
Задачи: Развивать у детей познавательный интерес и имеющие знания к жизни леса. Обогащать речь детей родственными словами и признаками (к слову лес), употребление предлога в (в диалогической речи). Дети отвечают на вопросы, распространёнными предложениями. Составление плана рассказа В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», пересказ рассказа с опорой на составленный план. Знакомство со звуком (и) и буквой И, чёткое произношение, артикуляция, выделение звука (в начале, в конце, в середине слова). Написание в тетради, закрепление гласных звуков(а), (у), (и). Формировать бережное и заботливое отношение к объектам природы.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о деревьях, наблюдение на прогулке за деревьями, разучивание стихов, пословиц и поговорок, загадок о лесе, о природе. Просмотр мультипликационного фильма «Деревья»
Материал и оборудование: Мультимедийное оборудование, картинки с изображением лиственного, хвойного и смешенного леса. Азбука в картинках, тетради, иллюстрации к рассказу В. Сухомлинского.
Ход образовательной деятельности:
1.Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, вольный ветерок. Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в родном краю, Всех я вас приветствую!
/На мультимедийном экране дети видят хвойные, лиственные, смешанные леса/
/Загадка про лес/
Город это не простой, Он дремучий и густой.
-Сегодня, мы с вами поговорим о лесе. Лес-это наше богатство, наша жизнь и здоровье. -Как называется лес, где растут берёзы, рябины, осины? /Лиственные, дети ищут их на экране/ -Как называется лес, в котором растут ели, сосны, пихта? /Хвойные, дети находят их на экране/
-Как называется лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья? /Смешанные, дети ищут лес на экране/ -Деревья, это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха.
/Звучит фонограмма шума ветра, дыхательная гимнастика с разноцветными листиками. Листики в обеих руках.
Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения руками) Ветер листики считал: Вот дубовый, (покачивание руками вперёд-назад обеими руками) Вот кленовый, Вот рябиновый резной, (повернуться вправо) Вот с березки — золотой, (повернуться влево) Вот последний лист с осинки. Ветер бросил на тропинку (бросить листочки вверх)
2.Словесная игра «Закончи предложение» /в ответах использование в речи предлога «в»/ -Кто из вас был ……/в лесу/ -Понравилось ли вам …… -Зачем вы ходили… -С кем вы ходили…… -Какие деревья вы видели…… -Как дышится…… -Кто живёт…… -Кого из животных вы видели…… -Что даёт лес человеку? /дети высказывают своё мнение и отвечают на вопросы, распространёнными предложениями/ -Что даёт лес животным? /дети высказывают своё мнение и отвечают на вопросы, распространёнными предложениями/ -Что может случиться, если погибнет лес? /дети высказывают своё мнение и отвечают на вопросы, распространёнными предложениями/
3./Воспитатель предлагает послушать рассказ В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку. -Зачем ты берёшь с собой мусор?-сказала Оля. –Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. -Стыдно…перед соловушкой-тихо ответила Лида. /Вопросы по содержанию рассказа/. -Кто пошёл в лес? -Что сделали девочки после утомительной дороги? -Чем были очарованы девочки? -Что сделала Оля с остатками еды? -Что сделала Лида с остатками еды? -Что предложила сделать Оля? -Почему Лида не бросила мусор в лесу? /дети вместе с воспитателем составляют план рассказа/ 1.Девочки Оля и Лида идут в лес. 2.Девочки обедают в лесу. 3.Пение соловья. 4.Поступок Оли. 5.Поступок Лиды. /Пересказ рассказа с опорой на составленный план и иллюстрации к рассказу/
4./Знакомство детей с новым звуком/ -Как кричит осёл? (Иа-иа) -Какой звук повторяется во всех произнесённых слогах? /Ит, ин, ир, иш, ил, им, ми, ли/ -Найдите одинаковый звук в словах: пила, игла, улитка, грабли, ива. -Где слышен звук (и) /Грабли, аист, улитка, индюк/ -Хлопните в ладоши, если слово начинается на звук (и): ива, рот, индюк, яблоко, очки. -Я произнесу звуки, а вы ответьте, сколько звуков я произнесла? ИУА. -Какой первый звук? -Какой второй звук? -Какой третий звук? /Дети пишут звукосочетание в тетрадях/
5.Рефлексия:
- Назовите лес ласково (лесок, лесочек) -Ребята, что может случиться, если погибнет лес? /дети высказывают своё мнение и отвечают на вопросы, распространёнными предложениями/ -О чём бы вы ещё хотели поговорить? /выслушиваю мнение детей/