Примерный план-конспект НОД по экологии (старшая группа). Тема: «Комнатные растения—спутники нашей жизни» (подготовительная к школе группа)
Примерный план-конспект НОД по экологии (старшая группа). Тема: «Комнатные растения—спутники нашей жизни» (подготовительная к школе группа)
Тема: «Комнатные растения—спутники нашей жизни» (подготовительная к школе группа)
Программные задачи: продолжать знакомить детей с комнатными растениями, научить их по описанию, самим рассказывать о них, пользуясь схемой. Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге. Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.
Материал: разновидности комнатных растений (фикус, фиалка, бегония, традесканция, герань, плющ, колеус, хлорофитум, сансевьера, бальзамин и др.), схема описания комнатного растения, вывеска «Цветочный магазин», схемы—модели за комнатными растениями, карточки для игры «Любитель комнатных растений»,значки для детей «Любитель комнатных растений», энциклопедия «Комнатные растения».
Ход занятия.
Воспитатель читает стихотворение:
Сад зеленый на окошке
Средь зимы у нас растет.
Посмотрите—это крошки,
Вон гигант большой растет.
Как нежны у них цветы.
Стебли—чудной красоты.
-О чем стихотворение? (о комнатных растениях)
-Какие растения называются комнатными? (растения которые растут у человека в своем доме )
-Что есть у каждого комнатного растения? (корень, стебель, листья)
-Чем отличаются растения друг от друга? ( у одних стебель один, а у других их много; цветут—не цветут, по размерам и толщине листьев; по запаху)
-Какие стебли бывают у комнатных растений? (прямостоячие, вьющиеся, свисающие)
-Назовите и покажите растения с прямостоячим стеблем (герань, фикус и т.д.), со свисающим (традесканция и т.д.), с вьющимися (плющ и т.д.).
-У каких растений не видно стебля? (у фиалки, бегонии и т.д.)
-Какие условия необходимы всем растениям, чтобы они хорошо росли? (вода, свет, тепло, питательная почва)
-У комнатных растений разная потребность в воде: одним нужно ее много, другим – поменьше, третьим – совсем мало. Это потому, что все растения родом из разных мест: одни у себя на Родине растут в сырых, заболоченных местах, там всегда влажные почва и воздух. Такие растения привыкли, что воды всегда в достатке, ее не запасать впрок. У них чаще всего тонкие, мягкие листья, и их очень много. Назовите эти растения, как вы думаете?
Дети с помощью воспитателя определяют эти растения, называют.
-Есть другие растения, которые у себя на родине живут в сухих, солнечных, иногда очень жарких местах на бедных песчаных или даже каменистых почвах. В этих местах дожди идут редко, поэтому влаги в почве почти совсем нет. Растения привыкли терпеть засуху и приспособились «запасать» воду—накапливать ее в стеблях, листьях—и потом понемногу расходовать. Такие растения имеют толстые стебли, мясистые сочные листья, покрытые тонкой кожицей. Тонких листьев, которые испаряют много влаги, у них нет. Есть даже такие растения, которые совсем не имеют листьев: вместо них колючки. Найдите и назовите такие растения.
-А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Цветочный магазин». Вам надо будет описать по схеме комнатное растение, которое вы хотите купить:
Из каких частей состоит растение? ( у комнатного растения есть корень, стебель, листья, цветы)
Как выглядит стебель? (прямостоячие, вьющиеся, свисающие)
Какие размером и формой листья?
Цветущее растение или нет?
Какого требует ухода?
Сначала воспитатель описывает растение которое хочет купить, не называя его, а продавец должен определить название растения, которое хочет приобрести покупатель. Продавцами и покупателями по очереди становятся дети.
Физкультминутка
-Ребята, а зачем человек у себя дома выращивает комнатные растения, как вы думаете?
Чтобы было красиво и уютно;
Чтобы воздух был чище, растения выделяют кислород, которым мы дышим;
Растения поддерживают влажность воздуха в помещении;
Растения лечат людей;
Растения отпугивают вредных насекомых (например, моль);
Чтобы наблюдать и ухаживать за ними.
-А что нужно, чтобы растения хорошо росли?
Дети рассказывают по моделям, как нужно ухаживать за комнатными растениями, воспитатель дополняет ответы детей:
Растения нужно держать в теплых помещениях, т.к. большинство из них прибыли к нам их далеких стран, где не бывает холодной зимы.
Поливать растения надо водой комнатной температуры, иначе растения могут заболеть и погибнуть.
-Осенью все растения, которые не цветут, надо поливать меньше—у них заканчивается бурный рост, они готовятся к зиме. Зимой все растения требуют меньшего полива. Весной и особенно летом растения чаще и обильнее поливают.
-Правильно, комнатные растения надо поливать отстоявшейся водой—улетучивается из воды хлор (по возможности налить воду из под крана и показать частички хлора), и водой комнатной температуры—от холодной воды загнивают корни растений, но необходимо следить, чтобы почва в горшочках была влажной. Кактусы поливают летом через 2-3 дня, а зимой 1-2 раза в две недели. Поливать их надо из лейки, сбоку.
А как правильно ухаживать за комнатным растением и чтобы ему у вас дома хорошо жилось, можно узнать из энциклопедий «Комнатные растения» (воспитатель показывает книгу), в ней рассказывается о все комнатных растения которые существуют в мире.
Надо рыхлить почву, чтобы к корням поступал воздух.
После долгой зимы вносить удобрения.
Оберегать растения от вредителей.
-Вот сколько интересного мы с вами вспомнили о комнатных растениях и что вы узнали новое о них. Предлагаю поиграть в игру«Любитель комнатных растений».
Дети делятся на две команды «Огонек» и «Фиалка». Воспитатель по карточкам зачитывает задания.
У какого комнатного растения самые большие листья? (у фикуса)
У какого комнатного растения пахнут не только цветы, но и листья? (у герани)
Какое растение зеленой занавеской спускается на окне? (традесканция)
Какое растение получило свое название в честь любителя и собирателя комнатных растений Бегона? (бегония)
На моем окошке
Поселился ежик.
Все глядит в окошко,
А ходить не может.
Где же его лапки?
Где у него рожица?
Может он без шапки
От мороза ежится?
(ежик)
У какого растения на свету листья краснеют? (у колеуса)
Какое растение еще называют «Огоньком»? (бальзамин)
Как по - другому называют сансевьеру? (щучий хвост)
На окне в такую рань
Распускается…
(герань)
Растением зовусь я,
В светлом зале любо мне,
Занавесочкой зеленой
Я спускаюсь по стене.
(традесканция)
Воспитатель предлагает сосчитать командам свои цветы фишки, которые они получили за правильные ответы. У кого их больше—тот победитель. Всем детям вручаются значки «Любитель комнатных растений».
В блоке совместной деятельности воспитателя с детьми можно провести опыт «Растение теряет воду через испарение»
Цель: дать понятие о способе потери воды растениями.
-Мы с вами поливаем растения, а вы не задумывались, куда же девается вода? Оказывается, растение теряет влагу через испарение. Мы на опыте проверим, как это происходит.
Поместим пакетик на лист и надежно прикрепим его к стеблю растения в горшке клейкой лентой. Поставим растение на 2-3 часа на солнце.
Посмотрите, каким стал пакет изнутри? (влажным)
-Почему?
-Растение всасывают воду через корни. Вода идет по стеблям, откуда около 9/10 воды испаряется через устьица. Некоторые деревья испаряют до 7 тонн воды в сутки. Когда их много, растения оказывают большое влияние на температуру воздуха и влажность. Потеря влаги растениями через устьица называется транспирацией. Воздух становится более прохладным и влажным. Подумайте и скажите, почему в лесу прохладно?
Просмотр содержимого документа
«Примерный план-конспект НОД по экологии (старшая группа). Тема: «Комнатные растения—спутники нашей жизни» (подготовительная к школе группа) »
Примерный план-конспект НОД по экологии (старшая группа)
Тема: «Комнатные растения—спутники нашей жизни» (подготовительная к школе группа)
Программные задачи: продолжать знакомить детей с комнатными растениями, научить их по описанию, самим рассказывать о них, пользуясь схемой. Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге. Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.
Материал: разновидности комнатных растений (фикус, фиалка, бегония, традесканция, герань, плющ, колеус, хлорофитум, сансевьера, бальзамин и др.), схема описания комнатного растения, вывеска «Цветочный магазин», схемы—модели за комнатными растениями, карточки для игры «Любитель комнатных растений»,значки для детей «Любитель комнатных растений», энциклопедия «Комнатные растения».
Ход занятия.
Воспитатель читает стихотворение:
Сад зеленый на окошке
Средь зимы у нас растет.
Посмотрите—это крошки,
Вон гигант большой растет.
Как нежны у них цветы.
Стебли—чудной красоты.
-О чем стихотворение? (о комнатных растениях)
-Какие растения называются комнатными? (растения которые растут у человека в своем доме )
-Что есть у каждого комнатного растения? (корень, стебель, листья)
-Чем отличаются растения друг от друга? ( у одних стебель один, а у других их много; цветут—не цветут, по размерам и толщине листьев; по запаху)
-Какие стебли бывают у комнатных растений? (прямостоячие, вьющиеся, свисающие)
-Назовите и покажите растения с прямостоячим стеблем (герань, фикус и т.д.), со свисающим (традесканция и т.д.), с вьющимися (плющ и т.д.).
-У каких растений не видно стебля? (у фиалки, бегонии и т.д.)
-Какие условия необходимы всем растениям, чтобы они хорошо росли? (вода, свет, тепло, питательная почва)
-У комнатных растений разная потребность в воде: одним нужно ее много, другим – поменьше, третьим – совсем мало. Это потому, что все растения родом из разных мест: одни у себя на Родине растут в сырых, заболоченных местах, там всегда влажные почва и воздух. Такие растения привыкли, что воды всегда в достатке, ее не запасать впрок. У них чаще всего тонкие, мягкие листья, и их очень много. Назовите эти растения, как вы думаете?
Дети с помощью воспитателя определяют эти растения, называют.
-Есть другие растения, которые у себя на родине живут в сухих, солнечных, иногда очень жарких местах на бедных песчаных или даже каменистых почвах. В этих местах дожди идут редко, поэтому влаги в почве почти совсем нет. Растения привыкли терпеть засуху и приспособились «запасать» воду—накапливать ее в стеблях, листьях—и потом понемногу расходовать. Такие растения имеют толстые стебли, мясистые сочные листья, покрытые тонкой кожицей. Тонких листьев, которые испаряют много влаги, у них нет. Есть даже такие растения, которые совсем не имеют листьев: вместо них колючки. Найдите и назовите такие растения.
-А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Цветочный магазин». Вам надо будет описать по схеме комнатное растение, которое вы хотите купить:
Из каких частей состоит растение? ( у комнатного растения есть корень, стебель, листья, цветы)
Как выглядит стебель? (прямостоячие, вьющиеся, свисающие)
Какие размером и формой листья?
Цветущее растение или нет?
Какого требует ухода?
Сначала воспитатель описывает растение которое хочет купить, не называя его, а продавец должен определить название растения, которое хочет приобрести покупатель. Продавцами и покупателями по очереди становятся дети.
Физкультминутка
-Ребята, а зачем человек у себя дома выращивает комнатные растения, как вы думаете?
Чтобы было красиво и уютно;
Чтобы воздух был чище, растения выделяют кислород, которым мы дышим;
Растения поддерживают влажность воздуха в помещении;
Растения лечат людей;
Растения отпугивают вредных насекомых (например, моль);
Чтобы наблюдать и ухаживать за ними.
-А что нужно, чтобы растения хорошо росли?
Дети рассказывают по моделям, как нужно ухаживать за комнатными растениями, воспитатель дополняет ответы детей:
Растения нужно держать в теплых помещениях, т.к. большинство из них прибыли к нам их далеких стран, где не бывает холодной зимы.
Поливать растения надо водой комнатной температуры, иначе растения могут заболеть и погибнуть.
-Осенью все растения, которые не цветут, надо поливать меньше—у них заканчивается бурный рост, они готовятся к зиме. Зимой все растения требуют меньшего полива. Весной и особенно летом растения чаще и обильнее поливают.
-Правильно, комнатные растения надо поливать отстоявшейся водой—улетучивается из воды хлор (по возможности налить воду из под крана и показать частички хлора), и водой комнатной температуры—от холодной воды загнивают корни растений, но необходимо следить, чтобы почва в горшочках была влажной. Кактусы поливают летом через 2-3 дня, а зимой 1-2 раза в две недели. Поливать их надо из лейки, сбоку.
А как правильно ухаживать за комнатным растением и чтобы ему у вас дома хорошо жилось, можно узнать из энциклопедий «Комнатные растения» (воспитатель показывает книгу), в ней рассказывается о все комнатных растения которые существуют в мире.
Надо рыхлить почву, чтобы к корням поступал воздух.
После долгой зимы вносить удобрения.
Оберегать растения от вредителей.
-Вот сколько интересного мы с вами вспомнили о комнатных растениях и что вы узнали новое о них. Предлагаю поиграть в игру«Любитель комнатных растений».
Дети делятся на две команды «Огонек» и «Фиалка». Воспитатель по карточкам зачитывает задания.
У какого комнатного растения самые большие листья? (у фикуса)
У какого комнатного растения пахнут не только цветы, но и листья? (у герани)
Какое растение зеленой занавеской спускается на окне? (традесканция)
Какое растение получило свое название в честь любителя и собирателя комнатных растений Бегона? (бегония)
На моем окошке
Поселился ежик.
Все глядит в окошко,
А ходить не может.
Где же его лапки?
Где у него рожица?
Может он без шапки
От мороза ежится?
(ежик)
У какого растения на свету листья краснеют? (у колеуса)
Какое растение еще называют «Огоньком»? (бальзамин)
Как по - другому называют сансевьеру? (щучий хвост)
На окне в такую рань
Распускается…
(герань)
Растением зовусь я,
В светлом зале любо мне,
Занавесочкой зеленой
Я спускаюсь по стене.
(традесканция)
Воспитатель предлагает сосчитать командам свои цветы фишки, которые они получили за правильные ответы. У кого их больше—тот победитель. Всем детям вручаются значки «Любитель комнатных растений».
В блоке совместной деятельности воспитателя с детьми можно провести опыт «Растение теряет воду через испарение»
Цель: дать понятие о способе потери воды растениями.
-Мы с вами поливаем растения, а вы не задумывались, куда же девается вода? Оказывается, растение теряет влагу через испарение. Мы на опыте проверим, как это происходит.
Поместим пакетик на лист и надежно прикрепим его к стеблю растения в горшке клейкой лентой. Поставим растение на 2-3 часа на солнце.
Посмотрите, каким стал пакет изнутри? (влажным)
-Почему?
-Растение всасывают воду через корни. Вода идет по стеблям, откуда около 9/10 воды испаряется через устьица. Некоторые деревья испаряют до 7 тонн воды в сутки. Когда их много, растения оказывают большое влияние на температуру воздуха и влажность. Потеря влаги растениями через устьица называется транспирацией. Воздух становится более прохладным и влажным. Подумайте и скажите, почему в лесу прохладно?