Материалы и оборудование: мыльные пузыри. игрушка клоун. карточки артикуляционной гимнастики, картинки -мячи
Предварительная работа: автоматизация звука Ш, формирование праксиса шипящих звуков.
Планируемые результаты: ребенок научится произносить звук Ж, выделять его из ряда звуков, слогов.
Структура занятия:
Вводная часть
1 мин
II.
Основная часть
18 мин
1.
Дыхательная гимнастика
1 мин
2.
Артикуляционная гимнастика
2 мин
3.
Изолированное произнесение звука
1 мин
4.
Анализ артикуляции
2 мин
5.
Развитие силы голоса и интонационной выразительности речи
2 мин
6.
Развитие фонематического слуха
2 мин
Физкультминутка
2 мин
7.
Автоматизация звука в слогах
2 мин
Автоматизация звука в начале слова
2 мин
Развитие мелкой моторики посредством шнуровки
2 мин
III.
Заключительная часть
1 мин
Ход занятия
Вводная часть
Логопед:
“- Здравствуй! Послушай, пожалуйста, загадку:
Это тот еще умелец:
Он жонглер и акробат,
Правда делает он это,
Чтобы рассмешить ребят.
Он одарит всех поклонов-
Это всем знакомый
-Как ты думаешь, кто это?
Сообщение темы
Логопед:
“- Правильно, это клоун. Его зовут Захар. Он пришёл к нам в гости, чтобы сделать наше занятие
весёлым. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком [З]. Будем стараться произносить его
правильно и красиво”.
Развитие длительного и плавного выдоха
Логопед:
“- Посмотри, клоун принёс с собой волшебную коробочку, давай посмотрим, что в ней лежит?
Ребенок:
Мыльные пузыри.
Логопед:
II основная часть.
1. Дыхательная гимнастика
- Что это? Правильно, это мыльные пузыри. Ты любишь надувать мыльные пузыри?
Ребенок:
- Да.
Логопед:
- Давай попробуем. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы
щёки не надувались”. Молодец!
2. Артикуляционная гимнастика
Логопед:
“- Давай представим, что мы в цирке. И теперь мы будем показывать для зрителей веселую
гимнастику для звука З.
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами,
произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».
«Блинчик»
выполняется с пособием «Часики»
Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта,
верхние зубы видны. Удерживать под счет от 1 до 10 секунд.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так,
чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку,
положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит
вверх Выполняется по
Молодец!
Ребенок вместе с логопедом выполняют артикуляционные упражнения, используя картинки.
3. Изолированное произнесение.
Логопед:
“- Ты, наверное, знаешь, что клоуны часто гастролируют. Вспомни, кто всегда вместе с Захаром
отправляется на гастроли?
Ребенок:
Логопед:
- Наш клоун всегда гастролирует вместе с другом Зузой. Давай вспомним, как звенит комарик.
ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ
-Молодец
Ребенок совместно с логопедом произносит звук [З].
4. Анализ артикуляции
Логопед:
“- Скажи, когда мы произносим звук [З] в каком положении находятся губы? Ребенок:
- губы улыбаются.
- зубы сомкнуты, между ними щель
Логопед:
- А где находится язычок?
Ребенок:
-кончик языка упирается в нижние зубы.
Логопед:
- Звук [З] он какой гласный или согласный?
Ребенок:
- Согласный.
- звук «З» произносится с голосом – звонкий
Логопед:
- Давай еще раз изобразим как звенит комарик.
5. Развитие силы голоса и интонационной выразительности речи
Логопед:
- Когда комар взлетает, мы слышим сильный звук, и чем дальше он улетает, тем звук становится
тише. Давай изобрази это.
И наоборот. Когда комар где-то далеко летит, мы слышим тихий звук, приближаясь звук
становится сильнее.
Ребенок совместно с логопедом произносит тихо-громко звук [З].
6. Развитие фонематического слуха
Логопед:
“- Давай поиграем. Сейчас я буду произносить различные звуки, ты возьмешь молоток
музыкальный и постучишь, когда услышишь звук [З], слог со звуком [З], слово со звуком [З].
«Поймай комарика»:
-хлопни в ладоши, если услышишь звук З
-а-и-з-з-у-з-э-з-з
да-зы-во-зу-аз-ум-ир-зо
дом-зонт-забор-окно-заяц-уши-жук-замок
- Молодец!
7. Физкультминутка (проводится под песню «У жирафа пятнышки)
Ориентация в своем теле
8. Автоматизация звука в слогах
Логопед:
- Клоун любит жонглировать. Посмотри, сколько у него разноцветных мячей (картинки-мячи) Он предлагает нам поиграть в игру. Я буду произносить слоги, а ты запоминай.
-А теперь вспомни, как я говорила
сенсорной доске)
Произнеси слог ЗА столько раз, сколько у клоуна красных мячей. Произнеси слог ЗЫ столько раз,
сколько у клоуна синих мяча. Произнеси слог ЗО столько раз, сколько у клоуна зеленых мяча.
Произнеси слог ЗУ столько раз, сколько у клоуна желтых мячей.
Ребенок произносит слоги.
Жил-был комарик
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел (наклоны головы вправо-влево)