Конкурсы профессионального мастерства - эффективная форма методической работы
Конкурсы профессионального мастерства - эффективная форма методической работы
Методическая работа – в дошкольном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом.
Задача заведующего и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные формы и методы повышения педагогического мастерства.
Одной из эффективных форм методической работы является конкурс профессионального мастерства, который является мощным фактором, позволяющим сплотить педагогический коллектив, определить зону его ближайшего развития и создать условия для самореализации; он способствует выявлению и распространению передового педагогического опыта и инновационного потенциала педагогов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конкурсы профессионального мастерства - эффективная форма методической работы»
«Конкурсы профессионального мастерства – эффективная форма методической работы»
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога на современном этапе очевидна для всех. Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа.
Методическая работа – в дошкольном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом.
Задача заведующего и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные формы и методы повышения педагогического мастерства.
Сложность и многообразие целей и задач методической работы в современном дошкольном учреждении, разносторонний характер её содержания, особенности каждого детского сада требуют разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального сочетания.
В последние годы ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Однако сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, формы работы не могут гарантировать творческого подхода. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, поскольку каждая из них отвечает определённому содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если она грамотно используется и реализует информационную, ориентирующую и развивающую функции.
Одной из эффективных форм методической работы, на наш взгляд, является конкурс профессионального мастерства, который является мощным фактором, позволяющим сплотить педагогический коллектив, определить зону его ближайшего развития и создать условия для самореализации; он способствует выявлению и распространению передового педагогического опыта и инновационного потенциала педагогов. Кроме того, это увлекательный праздник, объединяющий талантливых педагогов, и он является хорошей традицией в детском саду.
Педагогические конкурсы зародились в России в 20-х годах XX века. Изначально мотивом участия педагога в конкурсе было его стремление продемонстрировать свое профессиональное преимущество. В наше время сформирована система конкурсного движения как на поселковом, районном, областном, так и на российском, международном уровнях, как механизм развития профессиональной компетентности педагога.
Анализ практики развития конкурсов профессионального мастерства свидетельствует, что до 1996 года преобладали тенденции педагогического праздника. В последующие годы усилились тенденции профессионального соревнования, влияния конкурса на мотивацию профессионального роста, повышение педагогической компетентности его субъектов.
Сегодня сложившаяся система конкурсов профессионального мастерства нацелена на выявление и поддержку талантливых, высококвалифицированных педагогов и руководителей образовательных организаций. Всё это способствует расширению активного профессионального общения, становлению педагогической компетентности.
Конкурс ставит педагога в позицию исследователя, формирует у него новый взгляд на социальную значимость профессии воспитатель, расширяет круг общения педагогов, развивает их интеллектуальный и творческий потенциал.
В нашем дошкольном учреждении с целью стимулирования педагога к процессу активного самообразования и выявления эффективности педагогического опыта как раз-таки и проводятся конкурсы профессионального мастерства.
Задачи профессионального конкурса:
осуществлять текущий контроль образовательного процесса;
проводить анализ деятельности педагогических работников
обеспечить профессиональный рост и мастерство по всем показателям деятельности педагога;
создать условия для проявления творчества, новаторства и вовлечения педагога в исследовательскую и экспериментальную деятельность;
формировать навыки эффективного взаимодействия с детьми, их родителями, администрацией и коллегами.
Для того чтобы эффективно организовать конкурсы, мы придерживаемся определенных принципов:
тематика конкурса должна быть актуальной, соответствовать годовым задачам, стоящим перед детским садом;
задачи конкурса должны быть ясными, максимально конкретными и приближенными к потребностям педагогов ДОУ;
как по характеру содержания, так и по способу выполнения конкурсные задания должны отличаться разнообразием и при относительной трудоемкости являться посильными для участников конкурса;
формулировка заданий должна быть предельно точной; в случае необходимости задания должны сопровождаться пояснениями;
количество критериев оценки определенного конкурсного задания должно быть оптимальным для выявления объективных результатов;
помимо морального поощрения участников конкурса должно быть предусмотрено и материальное поощрение согласно достигнутым результатам.
Главная задача конкурсных мероприятий – не только выявление талантливых педагогов, их поддержка и материальное поощрение, но и создание условий для самоанализа и самосовершенствования педагогической деятельности, развития творческих способностей и активной профессиональной позиции каждого участника конкурса.
Организация конкурсных мероприятий – процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей.
При подготовке к конкурсным мероприятиям педагогу нужно провести кропотливую работу: проанализировать свою деятельность, прислушаться к мнению коллег, обобщить свой опыт, что требует от него концентрации и напряжения.
Но с другой стороны, это организует, заставляет совершенствоваться, критически переосмыслить свою работу, сравнить собственные достижения с результатами коллег, профессионально развивает, вносит свежую струю, не дает стоять на месте, стимулирует процесс самообразования.
Конкурсы профессионального мастерства являются одной из форм создания условий и мотивации педагога для «вертикального» роста в профессии и повышения своего педагогического и социального статуса.
Главное в педагогических состязаниях – педагог должен показать не только обилие методических приемов, компьютерных технологий, но и самого себя, свой индивидуальный педагогический почерк.
В рамках профессионального конкурса существует разумная конкуренция. Уже на начальном этапе подготовки к участию в конкурсе, педагогу важно почувствовать себя победителем, хотя бы над своими страхами, сомнениями, неуверенностью в своих силах и уровне профессиональной компетентности.
Педагогу важно понять, что участие в конкурсах помогает ему стать значимым в профессиональном сообществе, реализовать свой творческий потенциал, приобрести опыт, получить материальное и моральное поощрение. Само участие в конкурсе должно являться показателем успешности учителя в педагогическом сообществе.
Публичное признание служит стимулом, побуждает к творчеству, поиску и разработке новых технологий.
Мы организовываем и проводим как индивидуальные, так и групповые конкурсы. Заочные и публичные. По продолжительности у нас был проведен краткосрочный конкурс - продолжительностью в одну неделю и долгосрочный конкурс, который проходил в течение месяца.
Необходимо отметить, что непосредственно проведению того или иного конкурса предшествует тщательная подготовка. Творческой группой, которая избирается, ежегодно на установочном педагогическом совете, разрабатывается положение определенного конкурса, в котором прописываются: основные положения, участники конкурса, цели и задачи конкурса, этапы проведения конкурса, требования к конкурсным материалам, номинации конкурса, критерии оценки, члены жюри, подведение итогов и награждение.
Тематика конкурсов, проводимых внутри ДОУ, разнообразна. Первый конкурс был проведен в 2017-2018 учебном году в нашем детском саду и назывался «Лучший педагог ДОУ-2018». В нем приняли участие опытные педагоги-стажисты. Этот конкурс позволил педагогам реализовать свои творческие идеи и креативный подход к представлению своего педагогического опыта.
Конкурс проходил в три этапа.
В рамках первого этапа необходимо было оформить методическую разработку «Лучшее мероприятие с участием родителей», а также подготовить презентацию (видеоролик) «Наша группа» для итогового родительского собрания и раскрыть в ней результаты совместной с детьми работы за учебный год.
В рамках 2 этапа - подготовить и провести итоговое родительское собрание. Задание 3 этапа – подготовить годовой отчет о результатах работы за учебный год.
Члены жюри оценивали каждое задание по утвержденным критериям. Результаты оценок фиксировались в специальных картах.
Подведение итогов конкурса состоялось на итоговом педагогическом совете. Победителю присваивалось звание «Лучший педагог ДОУ – 2018» и денежная премия. Творчески работающим педагогам, занявшим 2 и 3 места, присваивались звания «Педагог-творец», «Педагог-новатор» и денежная премия.
Этот конкурс позволил повысить профессиональный уровень педагогов-стажистов, а для остальных педагогов была создана возможность для изучения и освоения педагогического опыта. Все эти опытные педагоги были привлечены к участию в организации методической работы в детском саду, а в следующем учебном году были уже назначены приказом заведующего наставниками для молодых специалистов.
Для решения годовой задачи – «Создать условия для формирования математической компетентности дошкольников посредством применения инновационных педагогических технологий» в 2022-2023 учебном году был проведен профессиональный конкурс «Лучшая мультимедийная презентация по формированию математической компетентности у детей дошкольного возраста».
В конкурсе приняли участие воспитатели всех возрастных групп и узкие специалисты.
Данное мероприятие предусматривало предварительную работу. Поэтому конкурс продлился 2 недели.
• наглядность результатов педагогической деятельности;
• оригинальность дизайна.
Данное мероприятие предоставило возможность для профессионального обмена между педагогами. Был выпущен электронный сборник мультимедийных презентаций по развитию математических компетенций внутри детского сада «Математика – царица наук», куда вошли интересные идеи. Этот материал педагоги используют в настоящее время.
А в рамках работы по единой методической теме «Повышение качества образования в ДОО посредством совершенствования профессиональной компетентности педагогов» в этом же учебном году был проведен первый публичный конкурс для педагогов ДОУ в дистанционном формате «Медиагуру».
Цель конкурса – выявлять и развивать профессиональное мастерство педагогов в области эффективного использования информационно-коммуникационных технологий.
Задачи:
• Повысить информационную культуру педагогов на официальной странице детского сада в социальных сетях;
• Наполнить содержательной информацией профиль группы детского сада в социальной сети VK;
• Создать условия для информационно-коммуникативного взаимодействия с семьями воспитанников.
Конкурс проводился в трех номинациях:
• «Фотогуру»
• «Киногуру»
• «Приз зрительских симпатий»
Условия проведения конкурса:
Конкурс проводится на официальной странице ДОО в социальных сетях.
Конкурсные материалы, на которых есть изображения детей, педагоги публикуют только с письменного согласия родителей.
Один педагог может участвовать во всех номинациях.
Для участия в номинации «Фотогуру» педагоги публикуют фото по теме конкурса с описанием.
Для участия в номинации «Киногуру» педагоги публикуют видео по теме конкурса с описанием.
Для участия в номинации «Выбор зрителей» педагогов оценивают коллеги и родители воспитанников.
Под каждым конкурсным материалом педагоги указывают возрастную группу.
Конкурсный материал должен соответствовать теме «Сегодня в саду»
Фотографии должны быть четкими
Продолжительность видеоролика не должна превышать 1 минуты
Все конкурсные публикации должны содержать хештег #сегоднявсаду
Члены жюри оценивают публикации в соответствии с разработанными критериями:
• Отражение в содержании поста ежедневной жизни в детском саду (интересное о буднях)
• Раскрытие темы «Один день в саду»
• Оригинальность идеи
• Техника и качество исполнения
• Доступность и понятность материала для родительской общественности
• Вовлеченность родителей в обсуждение – наличие комментариев
• Соответствие требованиям конкурса
Результаты.
В 2023-2024 учебном году был проведен похожий конкурс профессионального мастерства «Я – профессионал».
Цель конкурса – выявлять и развивать профессиональное мастерство педагогов в области эффективного использования информационно-коммуникационных технологий.
Задачи:
• Повысить информационную культуру педагогов на официальной странице детского сада в социальных сетях;
• Наполнить содержательной информацией профиль группы детского сада в социальной сети VK;
• Создать условия для информационно-коммуникативного взаимодействия с семьями воспитанников.
Конкурс проводился в двух номинациях:
• «Видеопрезентация»
• «Приз зрительских симпатий»
Условия проведения конкурса:
• Конкурс проводится на официальной странице ДОО в социальных сетях.
• Конкурсные материалы, на которых есть изображения детей, педагоги публикуют только с письменного согласия родителей.
• Один педагог может участвовать во всех номинациях.
• Для участия в номинации «Видеопрезентация» педагоги публикуют видео по теме конкурса с описанием.
• Для участия в номинации «Приз зрительских симпатий» педагогов оценивают коллеги и родители воспитанников.
• Конкурсный материал должен соответствовать теме «Я – профессионал»
• Продолжительность видеоролика не должна превышать 2 минуты
• Все конкурсные публикации должны содержать хештег #я_профессионал
Члены жюри оценивают публикации в соответствии с разработанными критериями:
• Отражение в содержании поста становление педагога как профессионала в детском саду
• Раскрытие темы «Я – профессионал»
• Оригинальность идеи
• Техника и качество исполнения
• Доступность и понятность материала для родительской общественности
• Вовлеченность родителей в обсуждение – наличие комментариев
• Соответствие требованиям конкурса
Результаты
Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать их или не принимать, поддерживать или игнорировать, но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса — это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение.
К положительным сторонам конкурсов можно отнести:
1. Развитие компетенций педагогов, развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;
2. Развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;
3. Создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;
4. Внедрение новых педагогических технологий в сферу образования;
5. Повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и детского сада в целом и др.
Есть в конкурсах профессионального мастерства и издержки:
1. Проблемы в организации трудового дня, т.к. не хватает времени;
2. Стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу
Безусловно, конкурсы педагогического мастерства выявляют оригинальные, нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию детей, стимулируют педагогическое творчество, дают возможность представить не только собственный опыт, но и познакомиться с разработками коллег.
Подготовка и участие в конкурсах становятся настоящей школой повышения уровня педагогической компетентности. Такая системная работа всего коллектива способствует созданию положительного имиджа ДОУ. Творчески работающие педагоги, безусловно, важнейший ресурс повышения качества образования.
Заключение
Итак, как показывает опыт, конкурсы профессионального мастерства стали эффективной формой методической работы и средством повышения профессиональной квалификации, педагогической компетентности. Участие в профессиональных конкурсах побуждает педагога находить информацию о новых направлениях педагогической мысли, знакомиться и сопоставлять свою деятельность с современными подходами и технологиями, осваивать и внедрять их в свою педагогическую практику.
В процессе подготовки материалов к конкурсам педагог становится исследователем собственного педагогического опыта, приобретает знания о новых педагогических технологиях, знакомится с научными разработками в области педагогики и психологии. Также необходимо отметить, что участие в конкурсах подводит педагога к переоценке накопленного опыта.
Конкурс является для педагога не только формой соревнования в профессиональном мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата, но и условием обнаружения собственных затруднений, дефицита профессионализма, что, в свою очередь, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании. Изначально вынужденная работа в конечном итоге приносит удовлетворение и осознание того, что накоплен и систематизирован определенный педагогический опыт и намечены пути для дальнейшего роста педагогического мастерства.