Олимпиады профессионального мастерства по профессии «Продавец, контролер-кассир»
Пояснительная записка
Методическая разработка олимпиады подготовлена для профессии «Продавец, контролер-кассир».
Цель проведения олимпиады:
- повышение качества профессионального мастерства студентов;
- выявление талантливых студентов.
Задачи олимпиады:
- проверка навыков профессиональных компетенций, полученных в процессе теоретического и практического обучения,
- стимулирование творческого роста,
- повышение престижа получаемой профессии
Форма олимпиады - соревнование с выявлением победителя и призеров.
Подготовительный этап включал в себя:
- издание приказа о проведении олимпиады, назначение жюри и ответственных за разработку методических материалов и проведение олимпиады,
- разработку положения о проведении олимпиады,
- разработку заданий олимпиады, критериев конкурсов, общего сценария мероприятия,
- приобретение материалов для проведения конкурсных заданий,
- подготовку кабинета и лаборатории для проведения олимпиады,
- приобретение грамот для награждения победителей олимпиады,
- организацию фотосъёмки.
Олимпиада прошла апробацию в группе № 16 техникума по профессии «Продавец, контролер-кассир». В ходе олимпиады использовались ИКТ, современное кассовое и весоизмерительное оборудование, инвентарь, образцы и муляжи товаров.
Методическая разработка олимпиады может использоваться в проведении конкурсов, олимпиад в других образовательных учреждениях. К методической разработке оформлены приложения:
- №1 – Положение об олимпиаде,
- №2 – образец протокола о проведении инструктажа по технике безопасности,
-№3 – вопросы теоретического тура,
- №4 – эталоны ответов по вопросам теоретического тура,
- №№ 5-8 – образцы протоколов и критериев к конкурсам практического тура и подведения общих результатов олимпиады.
Сценарий олимпиады профессионального мастерства по профессии «Продавец, контролер-кассир»
Ведущий:
Добрый день.
- Сегодня у нас в техникуме проводится олимпиада профессионального мастерства по профессии «Контролер-кассир» (Слайд 1). Это традиция нашего образовательного учреждения - подводить итоги обучения в форме олимпиад профессионального мастерства среди студентов. Целью любой олимпиады (Слайд 2) является повышение качества профессиональной подготовки, выявление творчески одаренной молодежи. Это с одной стороны. А с другой - это проверка работы мастера и преподавателя по подготовке специалистов, необходимых на сегодняшнем рынке труда (Слайд 3). Задачи олимпиады: проверка профессиональных компетенций, полученных в процессе теоретического и практического обучения, стимулирование творческого роста, повышение престижа получаемой профессии.
Итак, мы начинаем.
На третьем куре обучения студенты осваивают профессию «Контролер-кассир». Сегодня мы выбираем лучших по этой профессии
КАССИР!
Через кассира движется наличность,
Работник он в торговле ключевой,
Кассир - во всем порядочная личность,
Ответственности груз на нем большой.
КАССИР!
Он примет деньги ваши, все пересчитав.
Нажмет проворно в аппарате кнопки
И чек вам выдаст, сдачу сразу сдав,
Внимательный, приветливый и ловкий!
КАССИР!
Работой этой трудно заниматься,
Она не терпит промахи, ошибки,
Всегда клиентам надо улыбаться,
Хотя клиент иной раз хуже пытки!
Сегодняшний конкур судит жюри в составе:
/Представление Жюри/
Представление участников – студентов группы №16.
Ведущий: Вы девчонки – просто класс,
Все красавицы у нас!
Так блесните же уменьем,
Красноречьем, вдохновеньем.
Чтоб жюри очаровать,
Больше баллов чтоб набрать.
/Жеребьевка/
Ведущий: слово предоставляется заместителю директора по учебно-производственной работе.
/Выступление представителя администрации техникума/.
Ведущий: слово предоставляется мастеру производственного обучения.
Мастер производственного обучения:
Олимпиада – проверка профессиональных и общих компетенций по профессиональному модулю ПМ 03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями (Слайд 4). Общие компетенции профессии (Слайд 5):
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
- Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
- Использовать ИКТ в профессиональной деятельности;
- Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;
- Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с СанПиН, стандартами и Правилами продажи товаров.
Освоение вами профессиональных компетенций продемонстрирую слайдами (Слайды №№ 6-11).
Я всем пожелаю сегодня удачи,
Пусть сложится все, пусть получится все
И пусть настроение будет в придачу,
И вера в себя и надежда еще.
Хочется сегодня пожелать участникам удачи, терпения, внимания, успехов, хорошего настроения.
Ведущий: итак, мы начинаем. Перед началом олимпиады проводится инструктаж по технике безопасности и проведению конкурсов.
Мастер производственного обучения проводит инструктаж с использованием презентации (Слайд 12).
Теоретический тур
Задание: Ответить на вопросы в области эксплуатации контрольно-кассовой техники, обслуживания покупателей, организации расчетов наличным и безналичными денежными средствами. Тур проводится с использованием ИКТ.
Максимальное количество баллов – 20.
Критерии: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Практический тур «ПРОФЕССИОНАЛ»
Конкурс «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями»
Задание:
- подготовить ККМ к работе,
- устранить мелкие неполадки,
- оформить комплексную покупку (штучный, весовой товар),
- произвести расчёты с покупателем, проверить платежеспособность купюр,
- оформить товарный чек на покупку,
- произвести возврат 1 единицы товара,
- провести инкассацию кассы,
- провести заключительные операции с ККМ.
Максимальное количество баллов – 55.
Критерии:
- соблюдение правил эксплуатации ККТ, алгоритма работы, правил обслуживания покупателей, правил работы с наличными денежными средствами, правил техники безопасности при работе на электрооборудовании.
Конкурс «Составь отчет»
Задание: оформить
- контрольную ленту,
- журнал кассира,
- справку-отчет кассира.
Максимальное количество баллов – 20
Критерии: правильность и аккуратность оформления 5 разделов справки-отчета,
- правильность заполнения 6 разделов журнала кассира,
- правильность оформления 9 элементов контрольной ленты.
Конкурс «Ревизия!»
Задание: заполнить акт инвентаризации согласно заданию.
Необходимо оформить акт инвентаризации, вывести результат инвентаризации, вынести решение об итогах инвентаризации.
Максимальное количество баллов – 5
Критерии: правильность оформления пяти разделов инвентаризационного акта.
Ведущий:
Наш конкурс окончен и вот финал.
Кто в нем победил, а кто проиграл
И есть ли такие сегодня у нас?
Об этом расскажет жюри нам сейчас.
Председатель жюри оглашает итоги олимпиады, победителю и призерам вручает грамоты.
Ведущий: Благодарим студентов за участие в олимпиаде!
Приложение № 1
Положение
об олимпиаде профессионального мастерства
по профессии «Продавец, контролер-кассир»
Цель проведения олимпиады:
- повышение качества профессионального мастерства студентов;
- выявление талантливых студентов.
Задачи олимпиады:
- закрепление профессиональных компетенций, полученных в процессе теоретического и практического обучения,
- стимулирование творческого роста,
- повышение престижа получаемой профессии
Участники олимпиады
студенты группы №10 по профессии «Продавец, контролер-кассир»
Организация и проведение олимпиады
Олимпиада проводится в аудитория №4 и № 7 «Технология розничной торговли» в 2 этапа: теоретический и практический.
Перед началом олимпиады проводится жеребьевка.
Теоретическая часть
включает в себя решение тестовых заданий по профессиональному циклу профессионального модуля ПМ 03 «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями».
Практическая часть
включает в себя три конкурса
1. Конкурс «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями»;
2. Конкурс «Отчетность кассира»;
3. Конкурс «Ревизия!»;
Задания определены в соответствии с требованиями ФГОС по профессии «Продавец, контролер - кассир» третьего квалификационного разряда.
Критерии оценок озвучиваются перед каждым заданием.
При несоблюдении условий олимпиады, грубых нарушениях технологии выполнения работ, правил безопасности труда участник олимпиады по решению жюри отстраняется от дальнейшего выполнения задания.
Подведение итогов:
Победитель и призеры определяются по наибольшему количеству баллов, полученному при выполнении заданий.