Комплексное занятие «Беседа об овощах» в старшей группе.
Задачи.
1.Формировать обобщенные представления об овощах (овощи это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу), уточнить представления о многообразии овощей, формировать умения обобщать по существенным признакам, пользоваться при этом простейшей моделью, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении.
2. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.
3. Учить детей составлять целое из частей.
4. Способствовать развитию умения вырезать круглые и овальные формы из квадратов и прямоугольников, плавно срезая углы.
Развивающая среда: поднос с овощами, два обруча (красный и черный), муляжи овощей на тарелке, цветные заготовки квадратной и прямоугольной формы, ножницы, клей, кисточки, клеёнки, тряпочки.
Методы и приёмы: сюрпризный момент, метод ТРИЗ, обследование предмета, пальчиковая гимнастика, худ.слово, показ способа действий, оказание помощи детям.
Ход занятия:
Воспитатель приносит в группу поднос с овощами, накрытый полотенцем.
-Ребята, посмотрите что у меня в руках?
-Поднос.
-Как вы думаете, что лежит на подносе? (ответы детей)
-Хотите посмотреть, что там лежит? (дети перечисляют)
-Как всё это назвать одним словом?
-Откуда пришли к нам овощи?
-Где они растут? (на огороде)
-Как выращивают овощи?
Воспитатель уточняет: человек сажает в землю рассаду или семена овощей, ухаживает за ними, поливает, пропалывает, рыхлит землю и только в конце лета – осенью получает урожай овощей. Овощи – это плоды растения, его часть.
-Скажите, все ли овощи растут на поверхности земли?
-Есть овощи, плоды которых находятся в земле и называются корнеплодами. (Дети называют овощи –корнеплоды).
-Овощей много. Все они разные. Давайте найдем с вами признаки различия овощей. (Дети рассматривают овощи и делают заключение о различии овощей по форме, цвету, величине, какова их поверхность на ощупь).
-Ребята, а для чего люди выращивают овощи? (чтобы употреблять в пищу)
-Все ли овощи одинаковые на вкус?
-Правильно, овощи различаются и по вкусу.
Отгадаете загадку.
Вижу девицу, которая раньше жила в темнице. Она оранжевого цвета. Её можно чистить, тереть на терке. Она вкусна и полезна».
Игра»Узнай по вкусу»
Воспитатель с блюдом сырых и вареных овощей предлагает ребенку зажмуриться и попробовать на вкус кусочек овоща. Спрашивает, не об том ли овоще загадка. Ребенок отвечает. Если загадка не про этот овощ, ребенок должен назвать, что он съел. Игра продолжается. Последний ребенок получает морковь. (Да, об этом овоще была загадка).
Живет дед – во сто одежек одет.
Сверху легкий шуршащий чехол.
Кто отгадку нашел? (лук)
Желтая, а не солнце, круглая, а не луна.
Ее и варят, и парят, и сырую едят
И сказки о ней говорят. (репа)
Дети опять пробуют на вкус овощи, определяя лук и репу (по 3-4 ответа).
Ребята, давайте сами сочиним загадку про любой овощ. (ТРИЗ ).
Пальчиковая гимнастика:
Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры
А на грядке у Филата
Много разного салата.
А у бабушки Феклы
Четыре грядки Свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две грядки картошки.
Раз, два, три, четыре, пять-
Поможем урожай собрать.
-Ребята сейчас мы поиграем в игру « Вершки и корешки»
Воспитатель берет два обруча: черный и красный, кладет их так, чтобы обручи пересеклись.
-В обруч черного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета - те, у которых используются вершки.
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям, кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка)
- Сейчас, ребята вы выберите какой овощ вы будете вырезать. Дети подбирают цвет и форму заготовки в соответствии с выбранным для аппликации овощем. Вырезают овощи, раскладывают их на тарелке (лист), приклеивают.