Упражнение | Реализуемые задачи |
«Три краски» |
Предложить детям 1. взять три краски, подходящие друг другу (по их мнению), 2. заполнить ими весь лист любым образом. 3. На что похож рисунок? | развитие художественного восприятия и воображения; развитие речи |
«Ладошки» |
Предложить детям 1. обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) 2. придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.) 3. создать рисунок на основе обведенных ладошек. | развитие воображения и внимания, памяти, развитие речи. |
«Волшебные кляксы» |
Предложить детям 1. капнуть любую краску на середину листа 2. сложить лист пополам, получились различные кляксы 3. необходимо увидеть в своей кляксе, на что или на кого она похожа 4 дорисовать предполагаемый предмет | развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектам |
«Волшебная ниточка» |
1. В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см обмакнуть в тушь или разведенную гуашь 2. Педагог кладет нить на лист бумаги, произвольно свернув. 3. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. 4. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след 5. Детям предлагается определить и дать название полученному изображению. | развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами |
«Неоконченный рисунок» |
1. Детям раздаются листы с изображением недорисованных предметов. 2. Предлагается дорисовать предмет 3. Рассказать о своем рисунке | развитие творческого воображения |
«Волшебники» |
Без предварительной беседы предложить детям 1. С помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. 2. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый» | развитие эмоциональности и творческого воображения |
«Танец» |
Предложить детям 1. придумать свой образ 2. Станцевать его под определенную музыку 3. Остальным детям предложить угадать, какой образ задуман. 1. Задать детям образ («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.) 2. Все дети танцуют одновременно 1. Задать детям чувство («радость», «страх», «удивление» и т.д.) 2. Передать в танце это чувство | развитие эмоциональности и творческого воображения |
«О чем рассказала музыка» |
1. Звучит классическая музыка. 2. Предложить детям закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка 3. Нарисовать свои представления 4. Рассказать о них. | развитие творческого воображения |
«Что это такое?» |
1. Заранее готовятся круги разных цветов, полоски разной длины. 2. Дети встают в круг 3. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает детям рассказать, на что он похож. 4. Ответы не должны повторять друг друга. | учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы |
«Камешки на берегу». |
1. Заранее подготовить большую картину, изображающую морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком. 2. Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Ребята, ваша задача угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож». Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур 3. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним происходило? И т.д. | учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений. |
«Волшебная мозаика» |
1. Заранее подготовить наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин. 2. Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. 3. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов. | учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов |
«Поможем художнику» |
1. Предварительно приготовить: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски. 2. Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. 3. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок 4. Далее предложить детям придумать историю про нарисованного человека | учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы |
«Волшебные картинки» |
1. Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. 2. Дети используют цветные карандаши. Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. 3. Дети сочиняют рассказы по своим картинам. | учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов |
«Чудесные превращения» |
1. Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. 2. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, 3. Нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). 4. Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции | учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей |
«Перевертыши» |
1. Заранее подготовить наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. 2. Раздать детям по одному набору. 3. Задание детям: наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. 4. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. 5. Затем дети рассказывают о своих рисунках | учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов |
«Разные сказки» |
1. Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) 2. Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность. Варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. 3. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка. | учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель |
«Сказка – рассказ» |
1. Прочитать детям любую сказку. 2. Дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, а что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна. | развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии. |
«Сказочное животное (растение)» |
1. Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. 2. Каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. 3. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений). | развитие творческого воображения |
«Придумай и свой конец сказки» |
1. Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок. «Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …». «Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д. | развитие творческого воображения |
«Хорошо-плохо» |
1. Воспитатель начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т.д. Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д. | развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий. |
«Чудесный лес» |
1. Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, 2. Дети рисуют историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы. 3. Дети рассказывают сказочную историю про свой лес. Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесный дом», «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие | учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения |