Просмотр содержимого документа
«Картотека опытов. Экспериментирование в ДОУ»
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ
Карбаинова Мария Сергеевна
ОПЫТ «РАДУГА»
Опыт заключается в том, что вода, по сути являющаяся бесцветной, приобретает цвет благодаря окрашиванию. Обращаем внимание детей на цвет и степень прозрачности воды.
Усложняем опыт, опуская не полностью в воду салфетку и наблюдаем, как вода «забирается» всё выше и выше, пропитывая салфетку своим цветом.
Опыт можно сделать более длительным, опустив в стакан с подкрашенной водой цветок (для наглядности лучше всего использованть белый цветок) и понаблюдать с ребятами в течение 1-2 дней, какую новую окраску приобретают лепестки цветка, и как вместе с тем испаряется вода в ёмкости!
ОПЫТ «ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ»
Объяснить детям, что после дождя улицы и крыши домов бывают мокрыми. Но пригреет солнышко, и всё обсохнет. Куда девается вода? Она испаряется, превращается в невидимый пар, который расходится в воздухе.
Так же испаряется вода и в реке, и в озере, и в море. Чем сильнее греет солнце, тем быстрее испаряется вода. Вода испаряется и в очень холодную погоду, только не так быстро, как в тёплую.
При ветре вода испаряется сильнее, чем в тихую погоду.
Так же, из тарелки вода испаряется скорее, чем из стакана. Из этого можно сделать вывод: чем больше поверхность воды, тем быстрее идёт испарение.
ОПЫТ «НАУЧИ ЯЙЦО ПЛАВАТЬ»
ОПЫТ «НАЖИВКА ДЛЯ ЛЬДА»
Как с помощью нитки вытащить кубик льда из воды?
ОПЫТ «ПРЕВРАТИ ВОДУ В ЛЁД»
Рассказать детям, что на морозе вода из жидкого состояния переходит в твёрдое состояние, то есть превращается в лёд. Например, если воду в баночке вынести на мороз, то она замерзнет. Если мы нальем в формочки немного воды и вынесем зимой на улицу, то через некоторое время увидим, что вода замерзла. Дети могут предварительно окрасить воду в формочках в разные цвета.
Объяснить ребятам, что тонкий слой льда бесцветен. Толстый слой льда в озёрах и реках зеленоватого или голубоватого цвета.
Обратить внимание, что лёд прозрачен, как вода или стекло. В прежнее время жители северных стран вставляли зимой пластинки льда в окна вместо стёкол.
Показать детям, что лёд хрупкий: если по куску льда ударить достаточно сильно молотком, то он расколется на несколько кусочков.
Если кусочки льда бросить в стакан с водой и попробовать утопить лед, то ничего не получится, потому что лед не тонет в воде. Вспомним ледоход: льдины не тонут, они плывут по воде.
В тёплом помещении лёд тает и превращается в воду. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое можно наблюдать и в природе весной, когда начинает сильно пригревать солнце, и начинается весенняя капель.
Если занести с улицы кусочек льда (или сосульку) в теплое помещение, положив предварительно в ведёрко или тарелку, лед растает, превратившись в лужицу воды.
Так вода из твердого состояния превращается обратно в жидкое, то есть изо льда в воду!
ОПЫТ «КРЫШКА ИЗ БУМАГИ»
Вырезаем квадрат из бумаги, кладем его на стакан с водой и аккуратно переворачиваем. Бумага прилипла к стакану, как намагниченная, и вода не выливается.
Оказывется, когда мы накрываем стакан с водой листком бумаги и переворачиваем, то на лист с одной стороны давит вода, а с другой стороны (с самого низу) — воздух. Давление воздуха больше давления воды в стакане, поэтому лист и не падает.
ОПЫТ «ЗАПИРАЕМ ВОЗДУХ В ШАРИК»
Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках) Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться.
ОПЫТ «ЕСТЬ ЛИ ВЕС У ВОЗДУХА?»
Проверим – можно ли взвесить воздух? Возьмём палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепим верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесим палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложим детям подумать, что произойдёт, если проткнуть один из шаров острым предметом.
Проткнем иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверим это на практике. У нас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
ВОЗДУХ СЖИМАЕТСЯ
Для демонстрации этого опыта, нам нужно всего лишь продемонстрировать детям, как мяч ударяется о пол. Рассказываем, что воздух в нём сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, то мяч с силой отскакивает от пола.
Так, это свойство воздуха используются в таких любимых всеми детьми игрушках, как велосипеды и самокаты. Воздух накачивается в шины велосипедов, самокатов и автомобилей, чтобы смягчить толчки при езде.
Большую упругость сжатого воздуха используют пожарные, чтобы получить сильную струю воды для тушения огня. С помощью сжатого воздуха маляры разбрызгивают краску, покрывая ею стены домов. Сжатым воздухом приводится в действие отбойный молоток, которым шахтёры откалывают уголь.
Сжатый воздух может остановить на полном ходу даже железнодорожный состав. Воздушные тормоза установлены в автобусах, троллейбусах, составах метро. Воздух обеспечивает звучание духовых, ударных, клавишно-духовых инструментов. Когда барабанщик ударяет палочками по туго натянутой коже барабана, она колеблется, а воздух внутри барабана производит звук.
НАГРЕВАНИЕ И ОХЛАЖДЕНИЕ ВОЗДУХА
Выясним, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении. Для этого проведем опыт: нагреем колбу со вставленной в нее стеклянной трубкой теплом своих рук и увидим, что из трубки в воду выходят пузырьки воздуха. Это происходит потому, что воздух в колбе при нагревании расширяется. Если накрыть колбу смоченной в холодной воде салфеткой, мы увидим, что вода из стакана по трубке поднимается вверх, потому что при охлаждении воздух сжимается.
Чтобы показать расширение воздуха другим образом, необходимо на пустую пластиковую бутылку надеть воздушный шарик и нагреть эту бутылку под струёй горячей воды. Что происходит? Воздух нагревается, и шарик постепенно надувается!
Воздух, как и все вещества вокруг, состоит из маленьких частичек - молекул. Молекулы при нагревании расталкиваются, воздух в бутылке расширяется, давление возрастает. Потому он и надувает шарик.
ОПЫТЫ «ЧТО СОДЕРЖИТ ПОЧВА»
Если бросить комочек сухой почвы в воду, то видно, что из нее выходят пузырьки. Это говорит о том, что в почве есть воздух.
Если почву, взятую из цветочного горшка, нагреть на огне и подержать над ней холодное стекло, то вскоре на стекле появятся капельки воды. Этот опыт показывает, что в почве есть вода.
Если опустить немного почвы в стакан с водой, перемешать и дать отстояться, то увидим, как на дно осядет слой песка, поверх него – слой глины, а сверху слой темного цвета – это перегной. Это доказывает, что в почве содержатся песок и глина.
Если профильтровать воду, в которой долго находилась почва и несколько капель этой воды поместить на стекло, подержать над огнем, то вода испарится, а на стекле останется белый налет. Это минеральные соли.
ОПЫТ «СЛЕПИ ИЗ ПЕСКА И ГЛИНЫ»
Если смочить песок и глину водой и попробовать скатать шарики, то можно увидеть, что из глины легче скатать шарик. Из песка шарик слепить трудно, но даже если это удается, то после высыхания песок ссыплется. Это значит, что глина обладает свойством вязкости, а песок - нет. Песок сыпучий. При намокании глина становится мягкой и пластичной, и после высыхания шарик сохранит свою форму.
В печи обожженные из глины изделия становятся твердыми и прочными. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, игрушки. Особенно ценится белая глина, из которой производят фаянсовую и фарфоровую посуду.
ОПЫТ «ЧТО ЛУЧШЕ ПРОПУСКАЕТ ВОДУ»
Выясняем, как пропускают воду песок и глина. Для этого возьмём две прозрачные ёмкости со вставленными их горлышко воронками. Одну ёмкость наполним глиной, другую – песком. Наливаем воду в обе воронки и наблюдаем, как в ёмкость с песком быстро просачивается вода, а в ёмкость с глиной – медленно, на поверхности глины долго остаётся вода. Отсюда вывод – песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо.
Это объясняется тем, что глина состоит из мелких частиц, и во влажном состоянии не рассыпается, становится пластичной и не пропускает воду. Песок, в свою очередь, состоит из полупрозрачных крупинок и хорошо пропускает воду.
Предложить детям подумать над вопросом – по какой тропинке лучше идти в дождливую погоду – по глиняной или песчаной? Дети должны понять, что лучше идти по песчаной, так как песок пропустил через себя воду, и на такой тропинке нет луж.
ОПЫТ «РАСТВОРЯЕМ ПЕСОК И ГЛИНУ»
Выясняем, растворяются ли песок и глина в воде. Для этого возьмём прозрачный стакан с водой, немного песка и кусочек глины.
Песок и глину поместим в разные стаканы с водой, затем тщательно размешаем. Вода в стакане с глиной стала мутной. Частицы глины постепенно оседают на дно. Песок в воде сразу оседает на дно. Однако, и песок, и глина в воде не растворяются.
ОПЫТ «СУХОЙ И МОКРЫЙ ПЕСОК»
Если высыпать струйкой через воронку песок, то увидим, что песок не держит форму и рассыпается. Это происходит потому, что между песчинками – воздух, и из-за этого они не скреплены друг с другом, а каждая как бы передвигается сама по себе. То есть сухой песок обладает сыпучестью.
Если добавить воды, то сыпать сруйкой песок не получится, потому что между песчинками мокрого песка находится вода, и она склеивает песок.
Из влажного песка можно лепить различные фигурки, однако, когда песок высохнет, они не будут держать форму и рассыпятся.
ОПЫТ «РИСОВАНИЕ НА ПЕСКЕ»
Сейчас очень популярно направление развития мелкой моторики, речи, логического и образного мышления у детей с помощью песочного рисования на световых столах. Однако, совсем не обязательно наличие такого сложного оборудования. Можно организовать доступный уголок рисования на песке с помощью столешницы, хоть и без подсветки, однако с теми же функциями и не менее привлекательным для ребят.
Для опыта достаточно подготовить поднос с песком. В ходе этого опыта ребята пробуют рисовать на песке пальчиками, а также при помощи других предметов – грабельки, палочки. Так, дети чувствуют, насколько песок лёгок и сыпуч, и на нём можно создать свою картину.
ОПЫТ «ОСТАВЬ СВОЙ СЛЕД»
Для проведения опыта подготовить подносы с мокрым и сухим песком.
Предложить детям на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо ли видны отпечатки? Нет, песок ссыпается.
Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? Виден каждый пальчик! Вывод: на мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом - нет.
Этот опыт можно провести на площадке во время прогулки, оставляя отпечатки обуви на песке.