kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека игр и упражнений для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека игр для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр и упражнений для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данные игры и упражнения направлены на развитие внутреннего мира ребенка, дают представление о разнообразных эмоциях, учат дошкольников понимать свои чувства и эмоциональные состояния других людей, а также помогут детям овладеть приемами саморегуляции и снятия внутреннего психического напряжения.

Игры:

Здравствуйте

В начале игры психолог просит детей ответить на вопрос, что такое эмоции. Ответы детей (внешнее проявление чувства, переживания).

 Далее говорит, что в нашем мире заведено, при встрече приветствовать друг друга. Я, вам предлагаю сейчас поприветствовать друг друга, проявляя различные эмоциональные состояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, доброжелательность.

Вопрос: что такое эмоции?

Ответы детей (внешнее проявление чувства, переживания).

Эмоции

Обсуждение разных эмоций (радость, грусть, злость, удивление и т.д.). Дети рассматривают картинки с изображением смайликов с разными эмоциональными состояниями. Психолог задает вопрос что это за эмоция? (Ответ: радость, грусть, злость, удивление… ) Как догадались? (На лице улыбка, глаза сияют…). Изобрази радость, грусть, злость, удивление…Когда тебе бывает радостно, грустно, злишься, удивляешься...? (Примеры детей.)

Что нужно сделать, чтобы человека развеселить, успокоить...? (Улыбнуться ему, рассмешить, подарить веселый рисунок ...)

Я радуюсь, грущу, злюсь, удивляюсь, когда…

Психолог называет по имени одного из детей бросает ему мячик и просит, например, сказать, когда он радуется?». Ребенок должен поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда…». Далее психолог бросает мячик следующему ребенку и просит рассказать, когда он грустит и т. д.

Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях с родителями и сверстниками.

Закончи предложение (возраст: 4 — 6 лет)

Цель игры: научить ребенка понимать чувства других людей.

Ход игры. Ведущий говорит предложение. Например, «Радость для папы — это...», «Обида для мамы — это...», «Удовольствие для сестренки — это...» и т. д. Дети должны закончить предложения, продемонстрировав свое понимание чувств других людей.

Угадай эмоцию

На столе раскладываются пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. Далее дети, с помощью мимики лица, по очереди, пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Остальные дети должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Психолог следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.

Игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и «видеть» эмоции других людей.
В другом случае игра проводится так же, только «настроение» называет педагог или «настроение» задумывает и выкладывает один ребенок. Остальные дети отгадывают.

Угадай настроение

Цель: обучение ребенка выражать собственные эмоции, угадывать чувства и настроения окружающих.

Малыши становятся в круг, ведущий просит показать их какую-либо эмоцию (радость, печаль, тоску, грусть и так далее). Помимо основного психотерапевтического эффекта упражнение также развивает подвижность лицевой мимики ребенка.

Картинки настроений

Необходимо подготовить наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, набор: кошка весёлая, грустная,  сердитая и т. д. Количество наборов соответствует числу детей или количеству микро групп.

Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т. д. Задача детей — в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.

Фоторобот
Для этой игры понадобятся карточки, изображающие три части лица (наподобие фоторобота): 1–я часть – лоб и брови, 2-я часть – глаза и нос,

 3-я часть – губы и подбородок.
Как известно, настроение на лице выражается бровями, глазами и губами. Поэтому для нашего «фоторобота» понадобится несколько карточек с различным изображением губ, глаз и бровей (остальные части лица остаются неизмененными). Например: Выражение губ: грустное, веселое, злое, обиженное, испуганное…

Выражение глаз: веселое, злое… Выражение бровей: обиженное, испуганное…Можно играть командами. Например, каждой команде выдается набор карточек – частей «фоторобота». Команды задумывают, какое настроение у девочки. Затем дети выкладывают карточками лицо, выражающее задуманное настроение. Затем команды показывают друг другу получившиеся портреты и угадывают настроение, которое было задумано.

Узнай эмоцию

Цели: научить детей изображать различные проявления эмоций, раскрепостить замкнутого ребенка, повысить его самооценку.

Ведущий предлагает сыграть в игру «Полученный смайлик». Из группы детей выбирается главный игрок. Ведущий сообщает ему на ухо новость, которая должна вызвать на лице ребенка определенную эмоцию: улыбку, разочарование, удивление, растерянность и т. д. Остальные дети должны угадать показанную эмоцию и оценить новость, услышанную главным игроком.

Игра способствует не только раскрепощению детей, но и формированию оценочной функции. А узнанная эмоция придает уверенность в актерском мастерстве.

Нравится-не нравится (для детей с 5 лет)

Ребенок рассматривает карточки с изображением различных оттенков настроений и раскладывает их по следующим признакам: какие нравятся;

какие не нравятся.

Затем необходимо назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить, почему он так их разложил.

Смешинки и злючки

Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния.

Ход игры: психолог предлагает детям рассмотреть два портрета: на одном изображено веселое выражение лица, на другом - злое. Детям задаются вопросы: «Какое настроение у детей, изображенных на картинке? Как вы узнали? Давайте посмотрим, как расположены брови, ротик». Дети внимательно рассматривают. «А теперь давайте подойдем к зеркалу и постараемся изобразить сначала веселое, затем сердито выражение лица». Дети изображают с помощью мимики различное настроение и сравнивают с портретами.

Мое настроение

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.

Ход игры: Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.

Передача чувств

Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, педагог может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

Цвета эмоций

Цель: развитие воображения, выразительных движений.

Выбирается водящий, по сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой один из основных цветов. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным, пытаются изобразить этот цвет, не называя, а водящий должен его отгадать. Можно разделиться на две команды, при этом одна команда будет изображать цвет (поочередно или одновременно), а вторая — отгадывать.

Рисуем настроение

Детям предлагается выполнить рисунок на тему «Мое настроение сейчас». Каждый рисует ту эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети рассматривают рисунки и обсуждают, какое настроение пытался передать автор.

Второй вариант - каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.

Третий вариант - все дети рисуют ту эмоцию, с которой познакомились на данном занятии (например, страх, удивление и пр.). Во время обсуждения выбирают рисунки наиболее ярко отражающие данную эмоцию.

Рисунки могут быть как сюжетные (нарисуй ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился), так и абстрактные, то есть когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов.

Далее ребенку предлагается крепко сжать кулачки, а потом разжать и встряхнуть ручки; обхватить себя руками — это поза выдержанного человека; нарисовать свой гнев, а потом разорвать на мелкие кусочки.

Коврик злости

Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.

У психолога или в группе детского сада в специально отведенном уголке лежит «коврик злости» (обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью). Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенным к окружающим или потерял контроль над своими действиями, предложите ему посетить волшебный коврик. Для этого ребенку нужно разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока малышу не захочется улыбнуться.

Рубка дров

Цель: обучение способам адекватного выражения гнева.

Ребенок рубит воображаемым топором воображаемые дрова с криком «ха!». Это поможет выходу гнева.

Мешочек со злостью

Цель: справляться с отрицательными эмоциями и, не подавляя их, направлять в новое рациональное русло.

Для игры потребуется небольшой мешочек из плотной с завязками.

Взрослый показывает мешочек ребенку и объясняет, что мешочек не простой, а волшебный: все плохое, что накопится на душе, можно класть именно в него. После этого ставится обязательное условие: злиться, визжать и кричать можно только в этот мешочек. После этого мешочек завязывается, и отрицательные эмоции остаются в нем.

Нарисуй что слышишь (возраст детей — от 4 лет)

Цель: воспитывать положительные эмоции у детей, развивать творческие способности детей, посредством музыки, развивать творческие способности.

Потребуются лист бумаги, а также набор карандашей, фломастеров или красок (комплект оборудования должен быть для каждого игрока) и музыкальное сопровождение.  Сначала дети внимательно слушают музыку, после чего стараются передать свои впечатления на бумагу, самостоятельно подбирая формы и цвета изображения. По окончании рисования обсуждаются рисунки и эмоции, которые дети передавали на бумаге, слушая музыку.

Картинная галерея (возраст детей — от 5лет)

Цель: научить ребенка распознавать свои эмоции и выражать их с помощью рисунка.

Перед игрой нужно вспомнить с детьми названия разных чувств и состояний человека (грусть, доброта, радость, восторг, злость и т. д.). Предварительно поговорить с детьми о том, как может выглядеть на бумаге это чувство, какого оно цвета. Затем на каждом листе написать слова, обозначающее чувства. Дети должны нарисовать чувство, соответствующее надписи, в виде человечка, фантастического существа и т. п., можно нарисовать домик для этого чувства решить как он будет выглядеть. Высокий  он или приземистый? Красивый или неказистый? Яркий или невзрачный?

В конце занятия обсудить нарисованное и устроить выставку картин.

В результате этой игры складывается своеобразная картина внутреннего мира ребенка.

Этюды и упражнения:

Этюд «Лисичка подслушивает» для детей 3-4 лет

Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).

Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.

Этюд «Вкусные конфеты» (для детей 4-5 лет).

Цель: передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость). У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами.

Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.    

Этюд «Радость и грусть»

Цель: познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.

Оборудование: - набор рисунков с изображением лиц с разными эмоциями. Стоя перед зеркалом, вместе с педагогом дети изображают на лице грусть и радость.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Заркуа Алена Владимировна

Дата: 17.03.2024

Номер свидетельства: 647269

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "«Развитие творческих способностей в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(106) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-v-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "316903"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460200661"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) ""Применение современных, инновационных и развивающих технологий в развитие мелкой моторики рук у детей с ТМНР""
    ["seo_title"] => string(80) "primenenie_sovremennykh_innovatsionnykh_i_razvivaiushchikh_tekhnologii_v_razviti"
    ["file_id"] => string(6) "611627"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1660139988"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды для детей с нарушениями речи."
    ["seo_title"] => string(117) "osobiennosti-orghanizatsii-razvivaiushchiei-priedmietno-prostranstviennoi-sriedy-dlia-dietiei-s-narushieniiami-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "250392"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447076831"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства