Просмотр содержимого документа
«"Какая бывает вода?"»
Конспект познавательно – исследовательской деятельности
в старшей группе
«Какой бывает вода?»
Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Цель: Развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность. Задачи:
1. Образовательные: 1. Ознакомление детей со свойствами воды: – отсутствие цвета и запаха; - отсутствие вкуса; – отсутствие собственной формы; – прозрачность; – вода может растворять вещества, 2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов. 2. Воспитательные: Развивать социальные навыки: 1. Умение работать в группе, учитывая мнение партнёра; 2. Отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту; 3. Прививать бережное отношение к воде. 3. Развивающие: 1. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия. Используемые технологии: технологии личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми, здоровьесберегающие технологии (физминутка). Предварительная работа. 1. Беседы о воде, её роли в жизни человека. 2. Презентация на тему \”Вода\”. 3. Наблюдение за водой во время прогулок.
Материал (на каждого ребенка): 3 стакана (в 1-вода, во 2-сок, 3-пустой), чайные ложки, сахар, трубочки. – магнитная доска, магниты – глобус, планета земли.
Организационный момент:
1 слайд: Здравствуйте, ребята.Сегодня утром в детский сад пришло письмо. Достает капельку и читает письмо.
«Здравствуйте дети. Меня зовут капелька и мне очень грустно. Мне сказали, что я часть воды. А что это такое - я не знаю. Зачем нужна вода? Одни вопросы в голове, а ответов нет!»
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Капельке? (Ответ детей.)
2 слайд: Отгадайте загадку.
«Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан
И летаю и бегу
И стекляной быть могу! (вода) Сегодня мы говорить о воде.
Послушайте стихотворение о воде.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в речке, в океане,
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воду вы в пруду найдёте,
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда,
Наша спутница – вода!
3 слайд: У меня есть еще одна загадка . На ноге стоит одной Крутит, вертит головой Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. (глобус)
– А что такое глобус? (Глобус – это модель Земли.) – Правильно, дети, глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. – А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.) – Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. Есть океаны, моря, реки, озера, родники.
На мольберт приклеить макет
А где можно встретить в природе воду? (В озере, океане, реке, море, болоте)
4 слайд: озеро. Как называют воду в озере? (озерная)
5 слайд: Океан. – Воду в океане можно назвать океаническая.
6 слайд: Река. А воду в реке как можно назвать? – речная.
7 слайд: Море. А в море? – морская.
8 слайд: А в болоте? – болотная. – А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку. Как вы думаете, почему? Правильно, в морях, в океанах, вода – солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможно, им нужна вода какая? пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней? – Правильно, пресная вода – это вода без соли.
У меня есть капельки – подружки, давайте мы выложим их вокруг нашей планеты, и расскажем, для чего еще нужна вода.
15 слайд:
А теперь давайте, подумаем, в каких состояниях может быть вода (жидком, твердом, газообразном). И сегодня мы разберем жидкое состояние воды. Но для начала, нам нужно немного размяться.
Физминутка
1,2,3,4,5 любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ-топ, мы руками хлоп-хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали, руки к верху все подняли.
Раз, два, раз, два вот и кончилась игра.
Воспитатель: Приглашаю вас, ребята, отправиться в лабораторию, чтобы узнать о свойствах воды. Прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают? – Проводят опыты. Воспитатель. Правильно. – А чтобы всё получилось в лаборатории нужно соблюдать правила поведения: 1. внимательно слушать воспитателя. 2. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
3. выполнять задания очень аккуратно. 3. не забывайте после каждого опыта сделать вывод. Сейчас ребята мы проведем опыты с водой и узнаем некоторые ее свойства
Опыт №1 «Вода – это жидкость»
Воспитатель: Ребята, перед вами стоят стаканчики – один пустой, а другой с
водичкой. Давайте попробуем перелить воду из одного стакана в другой. (Дети
переливают воду из одного стакана в другой). Что делает вода?
Дети: Льется, течет, переливается.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что она жидкая.
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Если бы она не
была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Опыт №2: «Вода прозрачная, бесцветная»
Воспитатель: На столе у вас два стакана, один с водой, другой с молоком.
Предлагаю опустить ложку в стакан с водой. Что заметили? А теперь – в стакан с
молоком.
– Что заметили?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в
стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё
одно из свойств воды: чистая вода прозрачная.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная .
Опыт №3: «Одни вещества растворяются в воде, а другие нет»
Воспитатель: А вы знаете, что вода может окрашиваться в различные цвета.
Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь? (Ответы). На столе у
воспитателя 2 стакана с водой, зеленка, мел, краски. Воспитатель: Я сейчас в
воду добавлю зеленку и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода
свой цвет?
Воспитатель: А теперь вы добавите в воду краску. Посмотрим, что произойдёт с
водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Воспитатель: А теперь опустим в воду мелок. Что происходит? Мелок
растворился в воде?
Вывод: Одни вещества растворяются в воде, а другие нет.
Опыт №4: «Вода может протекать сквозь препятствия»
Воспитатель: Возьмем два стакана. В один нальем воду, другой оставим пустым.
Большую бумажную салфетку скрутим жгутиком. Положим один конец этого
жгутика в стакан с водой, а другой поместим в пустой стакан. Через некоторое
время (примерно полчаса) посмотрим, что произошло. Вода по жгутику
перебралась во второй стакан!
Вывод: вода может протекать сквозь некоторые предметы, таким образом
преодолевая препятствия.
Опыт №5: «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А
может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Ребята, я
предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (Нет)
Воспитатель: Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (Ответы детей).
Вывод: вода не пахнет, у неё нет запаха.
Воспитатель: А давайте мы добавим капельку волшебного масла (воспитатель
капает масло в стакан с водой, дети нюхают и отвечают).
Воспитатель: оказывается, вода может принимать запах того вещества, которое в
неё добавили.
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы хорошо с вами поработали, а теперь я
предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.
Подвижная игра «Море волнуется раз».
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Незнайке, как вы умеете разгадывать
загадки.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеёк)
Что в руках не удержишь? (Вода)
Что в решете не унесёшь? (Вода)
Ни в огне не горит,
Ни в воде не тонет. (Лёд)
Течёт, течёт - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (Река)
Белое покрывало на земле лежало. Весна пришла - оно всё сошло. (Снег)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)
Воспитатель: Ребята, мы провели сегодня много опытов, узнали о свойствах
воды.И рассказали капельке, о ее значимости на планете.
«Здравствуйте дети. Меня зовут капелька и мне очень грустно.
Мне сказали, что я часть воды. А что это такое - я не знаю.
Зачем нужна вода? Какая она бывает?
Кому она нужна?Одни вопросы в голове, а ответов нет!»