kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"К вопросу о художественном исполнении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взгляд пианиста-исполнителя на произведения с художественной стороны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"К вопросу о художественном исполнении"»

«К вопросу о художественном исполнении».

Создавая произведения пластического искусства, художник-живописец, ваятель или зодчий полностью творит форму. В музыке дело обстоит иначе. Композитор нуждается в посреднике-исполнителе, в творческом интерпретаторе произведения. Музыкант-интерпретатора осознает свою причастность к замыслу композитора и, вместе с тем, свою роль в воплощении этого замысла. Как ни велики возможности исполнителя пианиста, скрипача, певца и прочих, как ни разнообразны индивидуальные качества, темперамент, эмоциональность, любое полноценное конкретное выступление требует от артиста самого тщательного и глубокого проникновения в идейно-эмоциональный замысел композитора. В этом заключается его подлинная творческая задача.

Игра артиста никогда не будет хороша, если в нее не привнесены личная заинтересованность и выработанное мастерство. В каждой фразе, в каждом аккорде или пассаже должно чувствоваться обаяние, свойственное подлинно творческому процессу.

Исполнение зависит от бесчисленных причин и условий. Исполнительский стиль меняется вместе со вкусами и настроениями эпохи, он отвечает требованиям новой аудитории. Каждый новый исполнитель вносит в свою игру особые индивидуальные черты. Исполнитель должен обладать сложным и совершенным аппаратом для того, чтобы раскрыть содержание произведения для данной аудитории. «Роковой» ошибкой артиста-интерпретатора является недооценка личного участия слушателя в процессе восприятия музыки. Не все, чем живет исполнитель и что волнует его на эстраде, полностью доходит до аудитории. Концентрирующий пианист довольствуется тишиной и вниманием. Этого мало, должны быть еще согласие и единомыслие. Его игра должна тщательно избегать всего спорного и слишком личного. Выступление перед аудиторией – есть вместе с тем акт очищения от всего замкнутого, вполне субъективного, акт утверждения индивидуальных черт, имеющих всеобщую ценность.

Любое исполнение должно нести за собой яркий и конкретный музыкальный образ, который как бы обладает двойной жизнью: в нашем воображении и в реальном звучании. Свойство музыкального образа – быть слышимым и полноценно воображаемым, можно считать принципиальной чертой искусства. Тишина считается фоном этого искусства. Реальный звук возникает над этой поверхностью, он легко тонет в ней, сменяя выпуклость звучания вогнутостью воображения.

Положение исполнителя, как посредника между замыслом композитора и осуществленным миром звучаний, заставляет его постоянно отклоняться то в сторону образов, создаваемых воображением, то стремиться найти прочную опору в реальном звучании. Чем прочнее и определеннее построение музыкального образа, чем активнее воля артиста, тем неизбежнее аудитория подчиняется его власти.

Несовпадение внутреннего образа и внешнего звучания может дать повод к различного рода несовпадениями. Исполнитель, поставленный силой обстоятельств между областью звукового воображения и конкретным звучанием, призван одновременно вникать в тот и другой мир. Он не может упустить ни одного оттенка музыки, звучащей внутри его сознания, и вместе с тем, он должен тщательно прислушиваться к реальной звуковой стихии.

Задача исполнителя – облечь в плоть и кровь замысел композитора, раскрыть его переда аудиторией.

Говоря о творческой свободе исполнителя, следует подчеркнуть необходимость выполненного внутреннего слухом музыкального образа. Прочтенное в нотной записи должно предварять звучание инструмента. Каждый нотный знак должен вначале быть услышан в воображении, а потом уже выполнен – тогда игра пианиста становится творческим актом, который превращает мир звуковых представлений в реальное звучание.

Искусство исполнителя сливает воедино внутреннюю жизнь музыкального образа и внешнюю форму звучания. Интерпретация солиста полна неразгаданных тайн, предчувствий, надежд, опасений. Нити прошлого ведут исполнителя в неразгаданное будущее. Все искусство солиста обращено не только к слуху, но и в большей мере к фантазии и сочувствию аудиторию.

Реализуя замысел композитора, постигнув его сначала внутренним слухом, исполнитель постоянно подчиняет его практическим возможностям инструмента. Сила воли играющего артиста проявляется в преодолении и обуздании своеволия звучащей материи: его творческая воля то принимает, то отрицает извлеченные из инструмента звуки. Талантливая, вдохновенная игра представляет собой диалектический процесс, в котором внутренний мир звучания непрерывно приобретает в своей реализации новые качества. Чем глубже и проникновеннее прочтен замысел композитора в нотном тексте, тем исполнение богаче и содержательнее.

Во время творческой работы следует уравновешивать «чистый разум» и «чистую интуицию». Пианист заявляющий, что его исполнение кардинально меняется от выступления к выступлению и не подчиняется заранее составленному плану, ошибается; ставя излишнюю импровизационность себе в заслугу. Конечно, художественный замысел всегда динамичен, и невозможно дважды сыграть пьесу одинаково даже в одном концерте. В искусстве следует не только жить и чувствовать, но и перечувствовать и пережить многое. Итак, самое большое, на что мы можем рассчитывать – это уловить хотя бы несколько закономерных черт и общих принципов, могущих привести сознательно мыслящих пианистов к планомерному развитию своего мастерства.

«Я берусь доказать каждому пианисту, что он играет не больше тог, что написано в нотах, но меньше», - говорил И. Гофман.

Действительно, чтобы передать слушателя все детали сочинения, дать верное представление о ритме, гармонической логике, полифонии, выпукло охарактеризовать тематический материал, выделить появление новых элементов музыки, не исказить, не смять ни одного звука – требуется большое мастерство, дарование, вкус и тщательная работа. Достоинства игры не могут быть взвешены и теоретически осознаны до конца. Огромное значение имеет убежденность артиста-исполнителя в правильности избранного плана интерпретации: словно он играет свое сочинение.

В настоящее время увеличилась шумность жизни. У исполнителя-солиста рождается инстинктивная, а порой и осмысленная тяга выделиться из шума. А для этого порой надо делать что-то особое, даже если это не будет талантливо. В ход идут технические выкрутасы, преувеличенные эмоциональные моменты, большая агрессивность игры. Все труднее становится играть романтическую музыку, которая требует от исполнителя максимальной гармонии и естественности. Тут как раз стремление сыграть лучше, значит не громче и ярче, а еще гармоничнее, естественнее, богаче в воплощении тембра, тоньше в смысле фразировки, гибче по звучанию.

Одним из значительных достоинств российского пианизма надо считать большое разнообразие отдельных артистических индивидуальностей и целых школ. Традиции нашего пианизма созданы в первую очередь, крупнейшими русскими композиторами-исполнителями: Балакиревым, Лядовым, Рахманиновым, Скрябиным, Метнером, Прокофьевым и т.д. О нашем пианизме нельзя говорить в отрыве от понятия реализма в исполнительском искусстве. Реализме пианистическом искусстве сводится к глубокому проникновению в авторский текст и к совершенной передаче все содержания композиции.

Стиль современного русского пианизма должен быть основан на высоком техническом совершенстве, подлинном художественном чувстве монументальности формы, сочетании широких линий и тонких деталей, на правдивом раскрытии главных образов и идей произведения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
"К вопросу о художественном исполнении"

Автор: Герасименко Оксана Александровна

Дата: 26.12.2018

Номер свидетельства: 492830

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Песня как художественный приём раскрытия характеров героев в рассказе И.С. Тургенева  "Певцы" "
    ["seo_title"] => string(108) "piesnia-kak-khudozhiestviennyi-priiom-raskrytiia-kharaktierov-ghieroiev-v-rasskazie-i-s-turghienieva-pievtsy"
    ["file_id"] => string(6) "128547"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415534525"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Разработка занятия "Творчество С.А. Есенина в призме современной российской культуры""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotkazaniatiiatvorchiestvosaiesieninavprizmiesovriemiennoirossiiskoikultury"
    ["file_id"] => string(6) "338591"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1470292325"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "«Искусство владения мехом на баяне и аккордеоне»."
    ["seo_title"] => string(49) "iskusstvo_vladeniia_mekhom_na_baiane_i_akkordeone"
    ["file_id"] => string(6) "599379"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1643747070"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Контрольное тестирование по мировой художественной культуре за 1 полугодие  11 класса "
    ["seo_title"] => string(94) "kontrol-noie-tiestirovaniie-po-mirovoi-khudozhiestviennoi-kul-turie-za-1-polughodiie-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "105457"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1402854382"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Программа элективного курса " Искусство изготовления художественных композиций" "
    ["seo_title"] => string(88) "proghramma-eliektivnogho-kursa-iskusstvo-izghotovlieniia-khudozhiestviennykh-kompozitsii"
    ["file_id"] => string(6) "233879"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443266667"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства