МБОУ Гимназия № 7 г. Красноярска
Конспект урока по русскому языку к УМК В.Я. Коровиной, 9 класс*
Автор: Вашкевич Анна Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Тема урока: Творчество С.А. Есенина в призме современной российской культуры
Название урока: «Ожившие стихи - песни на строки Сергея Есенина»
Цель урока: продемонстрировать мастерство исполнения и интерпретации классических стихотворений С.А. Есенина в песнях российских музыкантов
Задачи урока:
Образовательная: уметь определять особенности эмоционального акцента и специфику авторского понимания текста при художественном чтении;
Воспитательная: сформировать интерес к творчеству данного поэта;
Развивающие: научиться выявлять роль художественных средств и художественных образов при авторском исполнении стихотворений.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться определять роль художественного исполнения в интерпретации авторского замысла стихотворения
Метапредметные:
-уметь формулировать цели и задачи урока и следовать им;
-уметь выстраивать сравнение собственной интерпретации стихотворного текста (при комплексном литературном анализе) с интерпретацией исполнителя;
-научиться слушать аргументы собеседника и выстраивать рассуждение согласно своей точке зрения.
Тип урока: Повторительно-обобщающий
Формат урока: урок может быть как стандартным (45 минут), так и сдвоенным (90 минут), если проводится как внеурочное мероприятие. В зависимости от отведенного времени количество представленных к знакомству и анализу текстов может быть сокращено.
Формы работы на уроке: индивидуальная/групповая (при работе с домашним заданием)
Оборудование: компьютер, проектор, динамики для трансляции аудиозаписей.
Материалы для проведения занятия:
-аудиозаписи исполнителей:
«Монгол Шуудан» –« Москва»;
«Кукрыниксы»- «Пой же, пой…»;
Николай Носков – «Мне грустно…»
Александр Малинин – «Мне осталась одна забава…»
-раздаточный материал с текстами стихотворений (тех, что отсутствуют в учебнике);
-** готовая форма таблицы сравнительного анализа исполнения стихотворений;
-презентация к данному занятию.
Ход урока (все соотнесено со слайдами презентации):
1. Организационный момент (1 слайд) – 7 мин.
Приветственное слово учителя, запись даты, темы урока в тетрадь
Слово учителя: «Начать сегодняшний урок хочется словами Алексея Толстого на смерть Сергея Есенина: «…Он уже стучался во все стены. Он сжег свою жизнь, как костер. Он сгорал перед нами... Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души». И действительно, сегодня кажется, что нет стихов пронзительней, отчаянней в русской литературе, чем стихи Сергея Есенина. Прежде чем перейти к анализу его стихотворений, давайте вспомним все, что мы уже знаем о личности и таланте этого замечательного поэта. Предлагаю вам вспомнить, с чем у вас ассоциируется имя Сергей Есенин. Каким вы представляете автора? Предлагаю вам составить синквейн, посвященный поэту» (2 слайд – схема синквейна).
Выполнение и чтение учащимися получившихся синквейнов.
2. ( 3 слайд) Этап актуализации изученного ранее материала – 4 минуты
Слово учителя: «Конечно, сложно анализировать лирические произведения и не обратить внимания на образ лирического героя. У Есенина этот образ очень тесно переплетается с личностью самого автора, это неудивительно. Сергею Есенину удавалось соединять в себе самые противоречивые образы и маски: с одной стороны, он прекрасный светловолосый юноша из деревни, из рязанской глубинки, с другой – неизменный хулиган, острослов и завсегдатай кабаков. Разгул и бравада уживались в нем с тонким чувством прекрасного и умением выразить это прекрасное простыми, но проникновенными словами. Давайте еще немного поработаем со словами и запишем слова, ассоциирующиеся у нас с лирическим героем изученных стихотворений Сергея Есенина».
Ученики записывают существительные, характеризующие лирического героя в тетрадь (в случае затруднения учитель называет свои примеры: «романтик», «хулиган» и т.п.)
3. Работа с литературоведческим понятием (4 слайд) – 4 мин.
Слово учителя: «Сегодня мы прослушаем исполнение стихотворений Сергея Есенина в необычном для нас исполнении - их споют для нас известные нам музыканты современности. В литературе и в искусстве в целом есть определение одного литературно-музыкального жанра – романса. Что же такое романс?»
Ученики дают определение термину «романс», затем сверяются с определением из словаря на слайде, записывают определение в тетрадь.
4. Проверка выполнения домашнего задания (5 слайд): - 7 минут
Слово учителя: « Первым стихотворением, о котором мы поговорим, станет известный вам текст «Да! Теперь решено: без возврата…», это стихотворение также часто называют «Москва». Давайте послушаем большой историко-литературный комментарий о его создании и прослушаем сам текст - слово дается первой группе учащихся».
Ученики, подготовленные заранее, читаю стихотворение наизусть и дают контекстуальную справку.
Вопрос на первичное восприятие текста: «Попробуйте описать, что чувствует лирический герой стихотворения? Какие слова наводят Вас на эти мысли?» (ответы учеников могут по желанию записываться. Анализ стихотворений можно оформлять в виде таблицы для каждого стихотворения в отдельности**).
5. Этап художественного чтения и первичного восприятия текста(6 слайд)
Слово учителя: «А теперь мы послушаем с вами песню группы «Монгол Шуудан» на стихи Есенина под названием «Москва». Эти стихи положены на музыку в 1994 году, а сама песня стала визитной карточкой группы, которая называла своим жанром «анархо-рок». Несмотря на такое определение, музыку можно назвать очень приятной и мелодичной. Давайте послушаем эту песню».
Прослушивание песни «Москва» группы «Монгол Шуудан».
Вопросы на первичное восприятие: «Как вам кажется, каким предстает лирический герой в таком исполнении стихотворения? Что он чувствует? Можем ли мы назвать слова, что исполнитель выделяет в песне, чтобы передать особое настроение?»
Ученики отвечают на поставленные вопросы и сравнивают полученный результат с выводами, сделанными после чтения наизусть.
6. Проверка выполнения домашнего задания (7 слайд):
Слово учителя: «Теперь ознакомимся с еще одним стихотворением – его называют по первой строке: «Пой же, пой на проклятой гитаре…»***. Чем оно отличается от предыдущего? В нем появляется еще один важный для автора образ - образ женщины. У многих поэтов тема любви и образ женщины в творчестве слиты воедино. Как к этой теме обращается Есенин? Очень неоднозначно, о чем нам расскажет вторая группа».
Ученики, подготовленные заранее, читаю стихотворение наизусть и дают контекстуальную справку. Затем учителем вновь задается вопрос на первичное восприятие текста.
( 8 слайд) Слово учителя: «Мы послушаем отрывок из песни группы «Кукрыниксы» «Пой же, пой..» - достаточный, чтобы дать характеристику этому исполнению. Поскольку группа традиционно исполняет рок-музыку, нам будет тем более интересно послушать, как музыканты поняли и исполнили эти строки».
Прослушивание песни «Пой же, пой» группы «Кукрыниксы».
7. Проверка выполнения домашнего задания (9слайд).
Слово учителя: «Продолжим тему чувств и переживаний и дадим слово следующей группе - ее участники готовились представить нам стихотворение «Мне грустно на тебя смотреть…».
Ученики, подготовленные заранее, читаю стихотворение наизусть и дают контекстуальную справку. Учителем задается вопрос на первичное восприятие текста.
8. Этап художественного чтения и первичного восприятия текста (10 слайд)
Слово учителя: «Мы постепенно приближаемся к артистам, чье исполнение можно назвать приближенным к оригинальному определению романса. Предлагаю вам послушать эстрадного исполнителя Николая Носкова с его вариацией на известные строки».
Прослушивание песни «Мне грустно» Николая Носкова.
9. Проверка выполнения домашнего задания (11 слайд)
Слово учителя: «Завершит наше занятие знакомство с песнями на стихи Сергея Есенина анализ стихотворения поэта «Мне осталась одна забава» все из того же цикла – «Москва Кабацкая». Мы предоставляем слово последней группе учащихся».
Ученики, подготовленные заранее, читаю стихотворение наизусть и дают контекстуальную справку. Учителем задается вопрос на первичное восприятие текста.
10. Этап художественного чтения и первичного восприятия текста (12 слайд) Слово учителя: «Певец Александр Малинин – один из признанных мастеров исполнения романсов, можно сказать, преемник музыкальной традиции в новом времени. Давайте завершим наше занятие прослушиванием его исполнения этих строк».
Прослушивание песни «Мне осталась одна забава» Александра Малинина.
11. Подведение итогов. Обобщение полученных знаний и рефлексия (13 слайд).
Ученики поочередно отвечают на вопросы, предложенные учителем, чтобы проанализировать прошедшее занятие:
«Можем ли мы определить нечто сходное у всех прозвучавших сегодня стихов? Период написания, основные мысли и чувства, образ лирического героя?»
«Как вам кажется, получилось ли исполнителям песен внести что-то свое в понимание нами стихотворений?»
«Какой вариант вам понравился больше - просто чтение стихотворений или прослушивание их исполнения артистами? Почему?»
«Как вы думаете, чем так притягателен Сергей Есенин и его творчество для музыкантов?»
На основе данных вопросов может быть выстроена дискуссия, завершающая занятие.
12. Завершающее слово учителя и оглашение домашнего задания (14 слайд)
Слово учителя: «Теперь мы убедились, что иногда слово приобретает дополнительный оттенок смысла, если с ним работают профессионалы. Если артисту импонирует творчество Сергея Есенин, то он вносит в его стихи что-то свое, что также может нам по-новому взглянуть на знакомые строки».
Ученикам дается домашнее задание: подготовить сообщения о любой заинтересовавшей их песне или романс на стихи поэтов Серебряного века с подробным анализом художественных образов и лирических героев в тетради (форма – эссе).
Примечания:
* - данный урок можно проводить и в 11 классе при изучении соответствующей темы, а также как внеклассное мероприятие, посвященное творчеству С.А. Есенина.
** - работу с каждым стихотворением можно законспектировать в виде универсальной таблицы, которую учащиеся заполняют по мере выступления каждой из групп. Заготовки для таблицы в целях экономии времени могут быть распечатаны. Первую таблицу учитель заполняет вместе с учащимися, в дальнейшем ученики работают с таблицами самостоятельно
Название стихотворения | |
Год написания | |
Основная идея стихотворения | |
Художественные образы, помогающие раскрыть идею стихотворения (примеры) | |
Песня на стихи Сергея Есенина | |
Художественные образы, помогающие раскрыть идею песни (примеры) | |
*** - поскольку восприятие отдельных стихотворений может разниться у учителей и учеников, а в стихотворениях С. Есенина может встречаться бранная лексика и обороты, вызывающие противоречивое впечатление, вместо предложенного стихотворения можно использовать для анализа стихотворение «Клён ты мой опавший…», а в качестве предложенного исполнителя могу порекомендовать Сергея Безрукова или группу «Чайф».