kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка занятия "Творчество С.А. Есенина в призме современной российской культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой конспект повторительно-обобщающего урока по творчеству Сергея Есенина и построена на работе групп учащихся. Задача учеников: построить анализ основных художественных образов стихотворения и сравнить восприятие текста в привычном художественном чтении с исполнением стихотворения в песнях российских исполнителей.

Цель урока: продемонстрировать мастерство исполнения и интерпретации классических стихотворений С.А. Есенина в песнях российских музыкантов

Задачи урока:

Образовательная: уметь определять особенности эмоционального акцента и специфику авторского понимания текста при художественном чтении;

Воспитательная: сформировать интерес к творчеству данного поэта;

Развивающие:  научиться выявлять роль художественных средств и художественных образов при авторском исполнении стихотворений.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться определять роль художественного исполнения в интерпретации авторского замысла стихотворения

Метапредметные:

-уметь формулировать цели и задачи урока и следовать им;

-уметь выстраивать сравнение собственной интерпретации стихотворного текста (при комплексном литературном анализе) с интерпретацией исполнителя;

-научиться слушать аргументы собеседника и выстраивать рассуждение согласно своей точке зрения.

Тип урока: Повторительно-обобщающий

Формат урока:  урок может быть как стандартным (45 минут), так и сдвоенным (90 минут), если  проводится как внеурочное мероприятие. В зависимости от отведенного времени количество представленных к знакомству и анализу текстов может быть сокращено.

Формы работы на уроке: индивидуальная/групповая (при работе с домашним заданием)

Оборудование:  компьютер, проектор, динамики для трансляции аудиозаписей.

Материалы для проведения занятия:

-аудиозаписи исполнителей:

«Монгол Шуудан» –« Москва»;

 «Кукрыниксы»- «Пой же, пой…»;

Николай Носков – «Мне грустно…»

Александр Малинин – «Мне осталась одна забава…»

-раздаточный материал с текстами стихотворений (тех, что отсутствуют в учебнике);

-* готовая форма таблицы сравнительного анализа исполнения стихотворений;

-презентация к данному занятию.

Ход урока (все соотнесено со слайдами презентации):

1. Организационный момент  (1 слайд) – 7 мин.

Приветственное слово учителя, запись даты, темы урока в тетрадь

Слово учителя: «Начать сегодняшний урок хочется словами Алексея Толстого на смерть Сергея Есенина: «…Он  уже  стучался  во все стены. Он сжег свою жизнь, как костер. Он сгорал перед  нами.  Его  поэзия  есть  как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души». И действительно, сегодня кажется, что нет стихов пронзительней, отчаянней  в русской литературе, чем стихи Сергея Есенина. Прежде чем перейти к анализу его стихотворений, давайте вспомним все, что мы уже знаем о личности и таланте этого замечательного поэта.  Предлагаю вам  вспомнить, с чем у вас ассоциируется  имя Сергей Есенин. Каким вы представляете автора? Предлагаю вам составить синквейн, посвященный поэту» (2 слайд – схема синквейна).

Выполнение и чтение учащимися получившихся синквейнов.

2.  ( 3 слайд) Этап актуализации изученного ранее материала – 4 минуты

Слово учителя: «Конечно, сложно анализировать лирические произведения  и не обратить внимания на образ лирического героя. У Есенина этот образ очень тесно переплетается с личностью самого автора, это неудивительно. Сергею Есенину удавалось соединять в себе самые противоречивые образы и маски: с одной стороны, он прекрасный светловолосый юноша из деревни, из рязанской глубинки,  с другой – неизменный хулиган, острослов и завсегдатай кабаков.  Разгул и бравада уживались в нем с тонким чувством прекрасного и умением выразить это прекрасное простыми, но проникновенными словами. Давайте еще немного поработаем со словами и запишем слова, ассоциирующиеся у нас с лирическим героем изученных стихотворений Сергея Есенина».

Ученики записывают существительные, характеризующие лирического героя в тетрадь (в случае затруднения учитель называет свои примеры: «романтик», «хулиган» и т.п.)

3. Работа с литературоведческим понятием (4 слайд) – 4 мин.

 Слово учителя: «Сегодня мы  прослушаем исполнение стихотворений Сергея Есенина в необычном для нас исполнении  - их споют для нас известные нам музыканты современности. В литературе  и в искусстве в целом есть определение одного литературно-музыкального жанра – романса. Что же такое романс?»

Ученики дают определение термину «романс», затем сверяются с определением из словаря на слайде, записывают определение в тетрадь.

4. Проверка выполнения домашнего задания (5 слайд): - 7 минут

Слово учителя: « Первым стихотворением, о котором мы поговорим, станет известный вам текст «Да! Теперь решено: без возврата…», это стихотворение также часто называют «Москва». Давайте послушаем большой историко-литературный комментарий о его создании и прослушаем сам текст  - слово дается первой группе учащихся».

Ученики, подготовленные заранее, читаю стихотворение наизусть и дают контекстуальную справку.

Вопрос на первичное восприятие текста: «Попробуйте описать, что чувствует лирический герой стихотворения? Какие слова наводят Вас на эти мысли?» (ответы учеников могут по желанию записываться. Анализ стихотворений можно оформлять в виде таблицы для каждого стихотворения в отдельности*).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок творчество есенина в российской культуре 9 класс»

МБОУ Гимназия № 7 г. Красноярска







Конспект урока по русскому языку к УМК В.Я. Коровиной, 9 класс*

Автор: Вашкевич Анна Анатольевна, учитель русского языка и литературы



Тема урока: Творчество С.А. Есенина в призме современной российской культуры

Название урока: «Ожившие стихи - песни на строки Сергея Есенина»

Цель урока: продемонстрировать мастерство исполнения и интерпретации классических стихотворений С.А. Есенина в песнях российских музыкантов

Задачи урока:

Образовательная: уметь определять особенности эмоционального акцента и специфику авторского понимания текста при художественном чтении;

Воспитательная: сформировать интерес к творчеству данного поэта;

Развивающие: научиться выявлять роль художественных средств и художественных образов при авторском исполнении стихотворений.



Планируемые результаты:

Предметные: научиться определять роль художественного исполнения в интерпретации авторского замысла стихотворения

Метапредметные:

-уметь формулировать цели и задачи урока и следовать им;

-уметь выстраивать сравнение собственной интерпретации стихотворного текста (при комплексном литературном анализе) с интерпретацией исполнителя;

-научиться слушать аргументы собеседника и выстраивать рассуждение согласно своей точке зрения.

Тип урока: Повторительно-обобщающий

Формат урока: урок может быть как стандартным (45 минут), так и сдвоенным (90 минут), если проводится как внеурочное мероприятие. В зависимости от отведенного времени количество представленных к знакомству и анализу текстов может быть сокращено.

Формы работы на уроке: индивидуальная/групповая (при работе с домашним заданием)

Оборудование: компьютер, проектор, динамики для трансляции аудиозаписей.

Материалы для проведения занятия:

-аудиозаписи исполнителей:

«Монгол Шуудан» –« Москва»;

«Кукрыниксы»- «Пой же, пой…»;

Николай Носков – «Мне грустно…»

Александр Малинин – «Мне осталась одна забава…»

-раздаточный материал с текстами стихотворений (тех, что отсутствуют в учебнике);

-** готовая форма таблицы сравнительного анализа исполнения стихотворений;

-презентация к данному занятию.





Ход урока (все соотнесено со слайдами презентации):

1. Организационный момент (1 слайд) – 7 мин.

Приветственное слово учителя, запись даты, темы урока в тетрадь

Слово учителя: «Начать сегодняшний урок хочется словами Алексея Толстого на смерть Сергея Есенина: «…Он  уже  стучался  во все стены. Он сжег свою жизнь, как костер. Он сгорал перед  нами...  Его  поэзия  есть  как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души». И действительно, сегодня кажется, что нет стихов пронзительней, отчаянней в русской литературе, чем стихи Сергея Есенина. Прежде чем перейти к анализу его стихотворений, давайте вспомним все, что мы уже знаем о личности и таланте этого замечательного поэта. Предлагаю вам вспомнить, с чем у вас ассоциируется имя Сергей Есенин. Каким вы представляете автора? Предлагаю вам составить синквейн, посвященный поэту» (2 слайд – схема синквейна).

Выполнение и чтение учащимися получившихся синквейнов.

2. ( 3 слайд) Этап актуализации изученного ранее материала – 4 минуты

Слово учителя: «Конечно, сложно анализировать лирические произведения и не обратить внимания на образ лирического героя. У Есенина этот образ очень тесно переплетается с личностью самого автора, это неудивительно. Сергею Есенину удавалось соединять в себе самые противоречивые образы и маски: с одной стороны, он прекрасный светловолосый юноша из деревни, из рязанской глубинки, с другой – неизменный хулиган, острослов и завсегдатай кабаков. Разгул и бравада уживались в нем с тонким чувством прекрасного и умением выразить это прекрасное простыми, но проникновенными словами. Давайте еще немного поработаем со словами и запишем слова, ассоциирующиеся у нас с лирическим героем изученных стихотворений Сергея Есенина».

Ученики записывают существительные, характеризующие лирического героя в тетрадь (в случае затруднения учитель называет свои примеры: «романтик», «хулиган» и т.п.)

3. Работа с литературоведческим понятием (4 слайд) – 4 мин.

Слово учителя: «Сегодня мы прослушаем исполнение стихотворений Сергея Есенина в необычном для нас исполнении - их споют для нас известные нам музыканты современности. В литературе и в искусстве в целом есть определение одного литературно-музыкального жанра – романса. Что же такое романс?»

Ученики дают определение термину «романс», затем сверяются с определением из словаря на слайде, записывают определение в тетрадь.

4. Проверка выполнения домашнего задания (5 слайд): - 7 минут

Слово учителя: « Первым стихотворением, о котором мы поговорим, станет известный вам текст «Да! Теперь решено: без возврата…», это стихотворение также часто называют «Москва». Давайте послушаем большой историко-литературный комментарий о его создании и прослушаем сам текст - слово дается первой группе учащихся».

Ученики, подготовленные заранее, читаю стихотворение наизусть и дают контекстуальную справку.

Вопрос на первичное восприятие текста: «Попробуйте описать, что чувствует лирический герой стихотворения? Какие слова наводят Вас на эти мысли?» (ответы учеников могут по желанию записываться. Анализ стихотворений можно оформлять в виде таблицы для каждого стихотворения в отдельности**).

5. Этап художественного чтения и первичного восприятия текста(6 слайд)

Слово учителя: «А теперь мы послушаем с вами песню группы «Монгол Шуудан» на стихи Есенина под названием «Москва». Эти стихи положены на музыку в 1994 году, а сама песня стала визитной карточкой группы, которая называла своим жанром «анархо-рок». Несмотря на такое определение, музыку можно назвать очень приятной и мелодичной. Давайте послушаем эту песню».

Прослушивание песни «Москва» группы «Монгол Шуудан».

Вопросы на первичное восприятие: «Как вам кажется, каким предстает лирический герой в таком исполнении стихотворения? Что он чувствует? Можем ли мы назвать слова, что исполнитель выделяет в песне, чтобы передать особое настроение?»

Ученики отвечают на поставленные вопросы и сравнивают полученный результат с выводами, сделанными после чтения наизусть.

6. Проверка выполнения домашнего задания (7 слайд):

Слово учителя: «Теперь ознакомимся с еще одним стихотворением – его называют по первой строке: «Пой же, пой на проклятой гитаре…»***. Чем оно отличается от предыдущего? В нем появляется еще один важный для автора образ - образ женщины. У многих поэтов тема любви и образ женщины в творчестве слиты воедино. Как к этой теме обращается Есенин? Очень неоднозначно, о чем нам расскажет вторая группа».

Ученики, подготовленные заранее, читаю стихотворение наизусть и дают контекстуальную справку. Затем учителем вновь задается вопрос на первичное восприятие текста.

( 8 слайд) Слово учителя: «Мы послушаем отрывок из песни группы «Кукрыниксы» «Пой же, пой..» - достаточный, чтобы дать характеристику этому исполнению. Поскольку группа традиционно исполняет рок-музыку, нам будет тем более интересно послушать, как музыканты поняли и исполнили эти строки».

Прослушивание песни «Пой же, пой» группы «Кукрыниксы».

7. Проверка выполнения домашнего задания (9слайд).

Слово учителя: «Продолжим тему чувств и переживаний и дадим слово следующей группе - ее участники готовились представить нам стихотворение «Мне грустно на тебя смотреть…».

Ученики, подготовленные заранее, читаю стихотворение наизусть и дают контекстуальную справку. Учителем задается вопрос на первичное восприятие текста.

8. Этап художественного чтения и первичного восприятия текста (10 слайд)

Слово учителя: «Мы постепенно приближаемся к артистам, чье исполнение можно назвать приближенным к оригинальному определению романса. Предлагаю вам послушать эстрадного исполнителя Николая Носкова с его вариацией на известные строки».

Прослушивание песни «Мне грустно» Николая Носкова.

9. Проверка выполнения домашнего задания (11 слайд)

Слово учителя: «Завершит наше занятие знакомство с песнями на стихи Сергея Есенина анализ стихотворения поэта «Мне осталась одна забава» все из того же цикла – «Москва Кабацкая». Мы предоставляем слово последней группе учащихся».

Ученики, подготовленные заранее, читаю стихотворение наизусть и дают контекстуальную справку. Учителем задается вопрос на первичное восприятие текста.

10. Этап художественного чтения и первичного восприятия текста (12 слайд) Слово учителя: «Певец Александр Малинин – один из признанных мастеров исполнения романсов, можно сказать, преемник музыкальной традиции в новом времени. Давайте завершим наше занятие прослушиванием его исполнения этих строк».

Прослушивание песни «Мне осталась одна забава» Александра Малинина.



11. Подведение итогов. Обобщение полученных знаний и рефлексия (13 слайд).

Ученики поочередно отвечают на вопросы, предложенные учителем, чтобы проанализировать прошедшее занятие:

«Можем ли мы определить нечто сходное у всех прозвучавших сегодня стихов? Период написания, основные мысли и чувства, образ лирического героя?»

«Как вам кажется, получилось ли исполнителям песен внести что-то свое в понимание нами стихотворений?»

«Какой вариант вам понравился больше - просто чтение стихотворений или прослушивание их исполнения артистами? Почему?»

«Как вы думаете, чем так притягателен Сергей Есенин и его творчество для музыкантов?»

На основе данных вопросов может быть выстроена дискуссия, завершающая занятие.

12. Завершающее слово учителя и оглашение домашнего задания (14 слайд)

Слово учителя: «Теперь мы убедились, что иногда слово приобретает дополнительный оттенок смысла, если с ним работают профессионалы. Если артисту импонирует творчество Сергея Есенин, то он вносит в его стихи что-то свое, что также может нам по-новому взглянуть на знакомые строки».

Ученикам дается домашнее задание: подготовить сообщения о любой заинтересовавшей их песне или романс на стихи поэтов Серебряного века с подробным анализом художественных образов и лирических героев в тетради (форма – эссе).







Примечания:



* - данный урок можно проводить и в 11 классе при изучении соответствующей темы, а также как внеклассное мероприятие, посвященное творчеству С.А. Есенина.

** - работу с каждым стихотворением можно законспектировать в виде универсальной таблицы, которую учащиеся заполняют по мере выступления каждой из групп. Заготовки для таблицы в целях экономии времени могут быть распечатаны. Первую таблицу учитель заполняет вместе с учащимися, в дальнейшем ученики работают с таблицами самостоятельно

Название стихотворения


Год написания


Основная идея стихотворения


Художественные образы, помогающие раскрыть идею стихотворения (примеры)


Песня на стихи Сергея Есенина


Художественные образы, помогающие раскрыть идею песни (примеры)




*** - поскольку восприятие отдельных стихотворений может разниться у учителей и учеников, а в стихотворениях С. Есенина может встречаться бранная лексика и обороты, вызывающие противоречивое впечатление, вместо предложенного стихотворения можно использовать для анализа стихотворение «Клён ты мой опавший…», а в качестве предложенного исполнителя могу порекомендовать Сергея Безрукова или группу «Чайф».

Просмотр содержимого презентации
«урок стихи есенина в песнях 9 класс»

«Но не бойся, безумный ветр, Плюй спокойно листвой по лугам. Не сотрет меня кличка «поэт»,  Я и в песнях, как ты, хулиган». (Сергей Есенин)   (1895-1925гг.) Выполнила: Вашкевич А.А., учитель русского языка и литературы, МБОУ Гимназии № 7 г. Красноярска Повторительно-обобщающий урок к  УМК В.Я. Коровиной Время:45-90 минут Красноярск, 2016г.

«Но не бойся, безумный ветр,

Плюй спокойно листвой по лугам.

Не сотрет меня кличка «поэт»,

Я и в песнях, как ты, хулиган».

(Сергей Есенин)

(1895-1925гг.)

Выполнила: Вашкевич А.А., учитель русского языка и литературы, МБОУ Гимназии № 7 г. Красноярска

Повторительно-обобщающий урок к УМК В.Я. Коровиной

Время:45-90 минут

Красноярск, 2016г.

Синквейн  (от фр.  cinquains , англ.  cinquain ) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн  – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Синквейн  (от фр.  cinquains , англ.  cinquain ) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн  – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

«Восхищаться уж я не умею  и пропасть не хотел бы в глуши, но, наверно, навеки имею нежность грустную русской души». (Сергей Есенин)

«Восхищаться уж я не умею 

и пропасть не хотел бы в глуши,

но, наверно, навеки имею

нежность грустную русской души».

(Сергей Есенин)

Рома́нс   ( фр.   romance ) — многозначный музыкальный и литературный термин, в наиболее распространённом значении — небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания*. Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — 376 с.

Рома́нс   ( фр.   romance ) — многозначный музыкальный и литературный термин, в наиболее распространённом значении — небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания*.

Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — 376 с.

Да! Теперь решено. Без возврата  Я покинул родные поля.  Уж не будут листвою крылатой  Надо мною звенеть тополя… Время написания – 1922 год Стихотворение открывает сборник «Москва Кабацкая»

Да! Теперь решено. Без возврата Я покинул родные поля. Уж не будут листвою крылатой Надо мною звенеть тополя…

Время написания – 1922 год

Стихотворение открывает сборник «Москва Кабацкая»

Группа «Монгол Шуудан» – песня «Москва»

Группа «Монгол Шуудан» – песня «Москва»

Не гляди на ее запястья  И с плечей ее льющийся шелк.  Я искал в этой женщине счастья,  А нечаянно гибель нашел. Время написания – 1922 год Стихотворение входит в цикл «Москва Кабацкая», из-за чего в некоторых вариантах текста встречается нецензурная лексика; Есть предположение, что посвящено Айседоре Дункан.

Не гляди на ее запястья И с плечей ее льющийся шелк. Я искал в этой женщине счастья, А нечаянно гибель нашел.

Время написания – 1922 год

Стихотворение входит в цикл «Москва Кабацкая», из-за чего в некоторых вариантах текста встречается нецензурная лексика;

Есть предположение, что посвящено Айседоре Дункан.

Группа «Кукрыниксы» – песня «Пой же, пой. На проклятой гитаре…»

Группа «Кукрыниксы» – песня «Пой же, пой. На проклятой гитаре…»

Вот так же отцветем и мы  И отшумим, как гости сада…  Коль нет цветов среди зимы,  Так и грустить о них не надо. Время написания – 1923 год Стихотворение входит в цикл «Любовь Хулигана», вошедший в сборник «Москва кабацкая». Есть предположение, что посвящено артистке А.Л. Миклашевской..

Вот так же отцветем и мы И отшумим, как гости сада… Коль нет цветов среди зимы, Так и грустить о них не надо.

Время написания – 1923 год

Стихотворение входит в цикл «Любовь Хулигана», вошедший в сборник «Москва кабацкая».

Есть предположение, что посвящено

артистке А.Л. Миклашевской..

Николай Носков – «Мне грустно на тебя глядеть»

Николай Носков – «Мне грустно на тебя глядеть»

Пусть не сладились, пусть не сбылись  Эти помыслы розовых дней.  Но коль черти в душе гнездились —  Значит, ангелы жили в ней. Время написания – 1923год Стихотворение во многом перекликается с жанром исповеди и содержит некие жизненные итоги поэта .

Пусть не сладились, пусть не сбылись Эти помыслы розовых дней. Но коль черти в душе гнездились — Значит, ангелы жили в ней.

Время написания – 1923год

Стихотворение во многом перекликается с жанром исповеди и содержит некие жизненные итоги поэта .

Александр Малинин– «Мне осталась одна забава…»

Александр Малинин– «Мне осталась одна забава…»

«Быть поэтом — это значит то же,  Если правды жизни не нарушить,  Рубцевать себя по нежной коже,  Кровью чувств ласкать чужие души».

«Быть поэтом — это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души».

Домашнее задание: Подготовить эссе «Творчество поэтов Серебряного века в творчестве российских музыкантов»: -найдите понравившийся Вам пример исполнения стихов любимого поэта; -расскажите о нем в эссе, расскажите, что вам более близко: чтение стихотворения или песня на стихи и почему.

Домашнее задание:

Подготовить эссе «Творчество поэтов Серебряного века в творчестве российских музыкантов»:

-найдите понравившийся Вам пример исполнения стихов любимого поэта;

-расскажите о нем в эссе, расскажите, что вам более близко: чтение стихотворения или песня на стихи и почему.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка занятия "Творчество С.А. Есенина в призме современной российской культуры"

Автор: Вашкевич Анна Анатольевна

Дата: 04.08.2016

Номер свидетельства: 338591


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства